Программа тренинга по бесконфликтному общению
Цель курса:
- предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Задачи курса:
- обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
- помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;
- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
- сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники представляют коллектив), развитие умений и навыков командного взаимодействия.
Категория участников:
Тренинг рассчитан на студентов.
Состав групп:
Оптимальная численность 10-15 человек;
Место проведения:
Зал для проведения тренингов.
Тренинг рассчитан на 4 занятия по 3 часа (общая продолжительность 12 часов).
Тренинг бесконфликтного общения № 2
Добрый день. Сегодня наше второе занятие по бесконфликтному общению. Расскажите, за время между этими тренингами вы попадали в конфликтные ситуации? Вам удалось их разрешить? Вы довольны результатом? Помог ли вам тот опыт, что вы получили на тренинге? Отлично! Я очень рада! Итак, продолжим нашу работу.
Упражнение «Масти»
Цель упражнения: «разогреть» группу, которая только что собралась на тренинг, вовлечь участников в то, что происходит «здесь и теперь» в тренинге.
Оборудование: колода карт.
Описание: Участникам тренинга раздают карты, по одной на человека. После этого участники разбиваются на мини-группы в соответствии с мастью полученной карты. В результате должны получиться четыре мини – группы: группа участников с картами масти червей, группа участников с картами масти пик, группа участников с картами масти бубен и группа участников с картами масти треф.
После этого мини – группы проводят обсуждение:
- участники мини - группы с картами масти червей делятся друг с другом тем, что им больше всего нравится в конфликтах;
- участники мини – группы с картами масти пик рассказывают друг другу, что им не нравится в конфликтах;
- участники мини – группы с картами масти бубен рассказывают о том, что у них лучше всего получается в конфликтах;
- участники мини – группы с картами масти треф рассказывают о том, что у них не получается в конфликтах.
Мини – группам дается время на генерацию идей, после чего один представитель от каждой мини – группы рассказывает всем, к чему пришла мини – группа.
Рефлексия: Если что-то новое, что вы узнали о себе или других? Можно ли прийти к выводу, что те, кто комфортно чувствуют себя в конфликтной ситуации, те и создают подобные ситуации. А те, кто не умеет правильно вести себя в конфликте, старается избежать подобных ситуаций.
Упражнение «Детский альбом»
Цель упражнения: Формирование самоуважения, позитивного отношения к себе, способствует выработке позитивной оценки результатов своей жизнедеятельности, а также способствует формированию установки на успешность самореализации и новые достижения.
Описание: Достаньте свою детскую фотографию. Вспомните себя торопившегося повзрослеть и осуществить мечты. Давайте расскажем карапузу, который ещё в начале пути, о его предстоящих достижениях. Вам, конечно, есть чем гордиться: замечательной семьёй, карьерой, внуками, путешествиями, спортивными рекордами, дружбой. Одни высоко ценят господство над миром, другие – победу над собой.
По кругу, начиная слева от меня, каждый на минуту станет предсказателем грядущих событий для малыша с фотографии, перечисляя успехи и достижения своей реальной жизни. Как итог:
- Я считаю себя счастливым, потому, что…
- Я доволен тем, что…
- У меня хорошо получается…
- Я планировал и добился…
Рефлексия: Что было сложным для вас в этом упражнении? Какие чувства вы испытывали? Часто ли в повседневной жизни вы вспоминаете об этом? Нужно ли помнить о своих достижениях, успехах? Чему это способствует?
Упражнение «Понял, что не понял»
Цель упражнения: Развивать контроль над соответствием вербального и невербального общения, упражнение помогает передаче и восприятию сообщения без информационного искажения.
Описание: Необходимо выбрать любое обращение к любимому человеку. Можно 3 – 5 обращений. К обращению подобрать пять интонаций в диапазоне от агрессии до нежности.
- к агрессивной интонации - подобрать дружелюбные жесты.
- к нежной интонации – агрессивные жесты.
Участники по очереди выходят в центр тренингового круга для выполнения задания.
Рефлексия: Расскажите, что в этом упражнение вызвало у вас трудности, и почему? Какие ощущения вы испытывали, когда говорили с агрессивной интонацией, а показывали жесты дружелюбия? Какие ощущения вы испытывали, когда говорили с интонацией нежности, а показывали агрессивные жесты? Как вы думаете, почему вы ощущали дискомфорт?
Упражнение « Золотые ворота»
Цель упражнения: Формирование толерантности и выработка конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Не всегда наши убеждения являются истиной, но в борьбе за них мы тратим время, меняя мир вокруг себя, а, значит, не изучаем его многообразие, оставаясь у закрытой двери познания. Смириться – значит принять. Стоит изменить свою позицию и тем скорее отворить новые двери.
Столкнулись с ситуацией (дверью). Вошли в неё. Изучили. Приняли. Вышли из ситуации. Открылась дверь. Идём дальше.
Эта цикличность бесконечна. Если появилось желание осуждать или бороться – дверь останется закрытой до тех пор, пока не обретёте покой и равновесие.
Вход в новую дверь – это выход из ситуации, несущей боль, страх, конфликты и т.п.
Описание: Необходимо попарно выстроиться в одну линию друг за другом. Каждая пара представляет собой дверь с произвольно выбранным названием нелегких обстоятельств «Обида», «Раздражение», «Страх», «Амбиции» и т.п., которые свободная пара (С.П.) участников должна принять через смирение, чтобы открыть все последующие двери.
Пример: Пара «Предательство» предлагает принять обстоятельства, которые в реальной жизни вызывают боль, обиду, сопротивление: предлагается принять и смириться с предательством друга (предлагается сюжет). Задачи свободной пары: освободиться от эмоций, найти новый взгляд на ситуацию, рационализировать её (например, понять, что другом он не был, а значит, не было и предательства. Может быть не было предательства, а просто по каким то обстоятельствам друг не смог вовремя прийти на помощь, оказаться рядом), избежать фрустрации, принять факт измены, взглянуть на проблему со стороны, сделать вывод, выйти из ситуации.
Двери отворяются, С.П. идёт дальше, сталкиваясь с новой проблемой, под другим названием. Таким образом, свободная пара отворяет перед собой все двери и становится в конце, обретая статус двери с определённым названием по сценарию сюжета. Первая пара становится свободной и решает задачи упражнения. Всё повторяется, пока каждая пара не пройдёт сквозь все преграды.
Если пара не смогла справиться с заданием, теряя время на изменение позиции соперника – она становится дверью, а соперники – свободной парой.
Рефлексия: Что для вас было сложным в этом упражнении, и почему? Какие у вас были ощущения, когда вы оказывались у различных ворот? Какие ворота было открыть проще? Какие сложнее? Как этот опыт можно перенести на повседневную жизнь?
Упражнение «Ресурсы»
Цель упражнения: Научиться анализировать собственные ресурсные затраты.
Описание: Члены группы осуществляют ресурсный анализ своей жизни. В своих рабочих тетрадях они заполняют семь колонок:
Пример заполнения:
Имею Хочу иметь Актуально сегодня Реально борюсь за…
Семью, финансы, знания, (или формирую)
Знания, дружбу, здоровье, свободу, здоровье,
Любовь, время, деньги, справедливость, статус
Готов обменять на… Меняю на…… Жертвую
Знания на деньги, Свою жизнь Здоровьем.
Время на знания. Всякую ерунду
Рефлексия:К каким выводам вы можете прийти, после данного упражнения? Легко ли вам было его выполнить? Что было трудным? Какие ресурсы мы неоправданно теряем, какие из них нам необходимы. Выявить причины потери ресурсов. Разработать программу конструктивного распределения, расходования личностных ресурсов и их преумножения. Вычленить главные из них, необходимые для эффективного личностного роста.
Упражнение «Эмиграция»
Цель упражнения: Осознание представление об окружающем личность значимом микросоциуме.
Описание: Предположим, что вы решили совсем уехать из страны (переехать в другой город, школу).
Тренер предлагает членам группы подумать о том, сколько человек пожалеет об этом? Почему? Кто эти люди? Скольких и кого это обрадует? Почему? В чем причина такого отношения к вам? Вы пытались что-то изменить в себе, в ваших отношениях с этими людьми? С кем из них, как и на сколько часто вы общаетесь?
Составьте два перечня имен и ответьте на предложенные вопросы.
Рефлексия: Что у вас получилось? Трудно ли было справиться с заданием? Удалось ли вам ответить на все вопросы?
Упражнение «Мысленные игры о плохом»
Цель упражнения: Избавление от деструктивных психологических защит личности, принятие ответственности на себя за свою судьбу.
Важно распознать собственные негативные фантазии, которым питает себя человек, и избавиться от них. Дж. Рейнуотер писал: «Настойчиво внедряя в собственное сознание определенные образы, человек тем или иным способом содействует их осуществлению в реальности. Энергия следует за мыслью. Мысль сама по себе носитель энергии. Поэтому важно то, какова эта мысль - позитивная или негативная.
Если Вы считаете, что какое-либо событие должно произойти, вы сознательно или бессознательно способствуете его осуществлению. Повторяющиеся мысли формируют установку».
Думаете ли Вы о чем - то негативном? О смерти (Вот умру, –будете тогда знать!)? О собственных неудачах? О болезни? О плохом отношении к вам коллег? и др.
Расскажите о своих негативных фантазиях группе. Откажитесь теперь от них навсегда. Поставьте эту задачу на повседневный контроль.
Откажитесь от негативных мысленных игр. Мысленные игры – это когда люди в своих фантазиях используют разнообразные по содержанию, но структурно типичные игры, заполняющие их сознание в период расслабленного состояния, «расщепленной психики», распада ценностных ориентаций или трагичности и неопределенности внешней ситуации.
Примеры таких игр:
1. «Катастрофа»- любители такой игры фантазируют не только об автокатастрофе, но и о том, как будет ужасно, если их ограбят, побьют и так далее.
2. «Если бы я…» - суть этой игры в мысленном возвращении в прошлое и мучительном сожалении о сделанном (или несделанном).
3. «Это он виноват». В этой игре мы обвиняем кого-то:
- он недостаточно внимателен;
- не умеет любить;
- он совсем обо мне не думает;
- он считает меня дураком.
4. «Как я ужасен!»
5. «Я опять сделал не так…».
6. «Что скажут другие?».
7. «Идеальный вариант». Если я это сделаю, то произойдет что-то плохое. А если нет, то случится что-то ужасное!»
Рефлексия: Пытаясь найти идеальный вариант на будущее, мы понимаем, что такого варианта не существует и просто нам необходим предлог, чтобы оправдать себя и чтобы вообще ничего не делать.
Такие игры порождают отрицательные чувства. На них тратится значительное количество времени. Они не позволяют человеку осознать свое настоящее и приковывают его мысли к нереальному, к прошлому или неопределенно далекому будущему.
Если вы чувствуете себя несчастным, постарайтесь найти «источник» этого чувства. Часто бывает, что вы «развлекаетесь» фантазиями и играми о прошлом или будущем. «Страх перед будущим и сожаление о прошлом – вот две основные тучи, скрывающие солнечный свет настоящего», - писал Дж. Рейнуотер.
Расскажите о своих мысленных играх группе. Откажитесь от подобных игр навсегда.
Упражнение было сложным, поэтому давайте немного расслабимся.
Упражнение «Подарок»
Цель упражнения: Создать непринужденную обстановку для общения.
Описание: Участники тренинга последовательно по кругу дарят друг другу пожелания или чувства. Первый дарит второму, называя его по имени. Второй благодарит первого и дарит свой подарок третьему.
Примечание: Нельзя дарить то, чего ты не имеешь и то, что ты подарить не можешь, то есть, не желательны такие подарки-высказывания как «Я дарю тебе автомобиль» или «Я дарю тебе сто долларов» и т.п. Дарить можно чувства, пожелания, улыбку и др. Желательно при этом говорить искренне, от всей души. Можно не спешить говорить сразу, а подумать 20 - 30 секунд.
Рефлексия: Возникли ли у вас какие – либо трудности с этим упражнением? Какие чувства вы испытывали, когда дарили «подарки»? Какие чувства испытывали, когда вам дарили «подарки»? Часто ли в повседневной жизни вы дарите кому – либо такие «подарки»?
Упражнение «Мои добрые дела»
Цель упражнения: формирование установки на добрые дела.
Описание: вспомнить, какое конкретное доброе дело Вы сделали за вчерашний день (или за прошедшую неделю)? Кто был этот человек? Что Вы при этом чувствовали? Как Вас отблагодарил этот человек? Какими должны быть, по Вашему мнению, формы благодарности?
Участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ.
Рефлексия: Наше доброе отношение к людям (к своим близким, родным, знакомым) должно проявляться не только на словах, но и на деле. Способны ли Вы на добрые дела? Если нет то, что вам мешает? Прежде всего, проанализируйте свои привычки. Возьмите это упражнение ежедневный домашний контроль. Подумайте, что доброго сделали вы за прошедший день.
На этом наш тренинг подходит к концу, всем спасибо за работу.