Неблагоприятными типами семейного воспитания 3 страница
Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие и мотива-ционной сферы, и познавательных процессов.
Считается, что к нятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых.
В этом возрасте молодые люди приобретают основанную на развитии формального операционального мышления способность строить умозаключения, выдвигать гипотезы и предположения, которые основаны не только на наблюдаемых состояниях и свойствах объектов,
Общая характеристика возраста________________________________________481
ло и на их возможных, предполагаемых состояниях и свойствах. Эта способность проявляется не только при решении сугубо интеллектуальных или учебных задач, но и в социальных связях, межличностных отношениях. Юноши и девушки начинают подвергать сомнению ценности родителей, сравнивать их с другими, менее консервативными или лучше понимающими своих детей родителями, обвинять их в лицемерии — несоответствии их поведения провозглашаемым принципам. Юноша постоянно сравнивает действительное с возможным и нередко обнаруживает, что оно далеко от желаемого. Последнее нередко бывает характерно и для подростков, но старшеклассники могут строить свои умозаключения на этот счет уже на значительно более высоком интеллектуальном уровне, приходить к более широким и глубоким обобщениям.
■ Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши/девушки гораздо более сложной и индивидуальной, чем в более младших возрастах. У юношей этот процесс начинается раньше и выражен ярче, чем у девушек. Специализация способностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия.
i В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания, поэтому (в особенности учитывая асинхронность развития разных подростков и юношей) многое из того, что сказано о развитии самосознания в предыдущей главе, посвященной подростковому возрасту, остается актуальным и для ранней юности. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения. Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование, итожащее раннюю юность. Однако в ранней юности не завершается процесс личностного развития, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются и в последующих возрастах, поэтому можно считать, что новообразованием ранней юности является социально-психологическая готовность(способность) к личностному и жизненному самоопределению.Эта «психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем
16 Зак 746
482 Часть II. Детская практическая психологи
формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного процесса роста его личности сейчас и в будущем» (Дубровина И. В., 1989, с. 8).
В основе готовности к самоопределению лежит формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к самоопределению означает формирование у юноши, девушки таких психологических качеств, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.
Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представлению об идентичности — понятию, наиболее часто встречающемуся при описании этого возраста зарубежными исследователями. Известный американский психолог Э. Эриксон, который ввел в обиход это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). По его мнению, идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации. Юность он связывает с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие». (Эриксон Э., 1996, с. 33-34).
Перед подростком, обретшим способность к обобщению, а затем и перед юношей встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне (дочери), друге, рассказчике и т. д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спутанная идентичность». Часто «сиу-
пбщая характеристика возраста____________________________________483
ганная идентичность» бывает результатом трудного детства или тяжелого быта. Симптомы путаницы ролей, неуверенное]!) в понимании гого, кто он такой, нередко наблюдаются у несовершеннолетних правонарушителей. Исследования показали, например, что девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях юно-■и и девушки стремятся к «негативной идентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы надеть родители, друзья и др. Но мнению Э. Эриксона, в поиске собственной идентичности лучше даже идентифицировать себя с хиппи, tмалолетним преступником, даже с наркоманом, чем вообще не обрести своего «Я», своей идентичности.
| В юности индивид оказывается ближе к историческому дню, чем когда бы то ни было, он становится «созвучен эпохе». Именно в юности человек конституирует себя как представитель определенного поколения, которое, в свою очередь, объединяется, «синхронизируется» какими-то важными для многих событиями общественной жизни, совпадением установок, вкусов, моды (Толстых А. В., 2000). Люди, как правило, на всю жизнь сохраняют любовь к той музыке, которую открыли для себя и полюбили в юности, к тому стилю в одежде, который когда доминировал, к тому типу женской и мужской красоты, который был в цене и который олицетворялся в любимых актрисах и актерах, наконец, к тем ценностям и идеалам, которым были привержены, входя во взрослую жизнь. Э. Шпрангер отмечал, что «в юности психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи». На это же обращал внимание И Э. Эриксон: «Именно в юности идеологическая структура среды становится для "эго" важной, потому что без идеологического упрощения Мира "эго" юного человека не способно организовать опыт в соответствии со своими конкретными возможностями и все большей вовлеченностью в события. Юность в таком случае — это период, в котором Индивид гораздо ближе к данному историческому моменту...» (Эрик-кон Э., 1996).
Эту созвучность эпохе, резонанс, который она вызывает именно в душе юношей и девушек, должен всегда учитывать практический психолог. Возможно, именно это обстоятельство более всего определяет специфику его работы со старшими школьниками, где конкретные задачи и приоритетные направления деятельности меняются значительно
484________________________________Часть II. Детская практическая психолог,
чаще (и следовательно, значительно быстрее устаревают многие полезные советы и инструкции), чем в более младших, более исторически устоявшихся возрастах.
В свое время Т. Томэ предложил различать два принципиально раз-ных типа развитияв юношеском возрасте: прагматический и творческий (Томэ Т., 1978). Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение. Для второго — «творческая ориентация, когда намерения, интересы юноши устремлены далеко в будущее и он в своей жизни ведет себя в известной степени независимо от того, что считается целесообразным или «разумным», активно включая различные новые познавательные и иные формирующиеся возможности в собственный образ жизни.
Прагматически ориентированные юноши и девушки, у которых доминируют материальные ценности и которые часто не стремятся получать образование, вызывают определенную тревогу. Не только потому, что не такие прагматично ориентированные молодые люди в действительности творят историю страны, народа, цивилизации, но и потому — и именно это важно с позиции практического психолога, — что их индивидуальное развитие не является развитием в собственном смысле слова, поскольку, по сути, их личность устроена так, что центральным становится стремление к гомеостатическому равновесию, к уходу от источников беспокойства, что как раз и препятствует развитию. На практике оказывается, что тому же молодому человеку часто проще всего «уйти от источников беспокойства» за счет алкоголя или наркотиков. Ниже мы еще коснемся этих чрезвычайно острых сегодня проблем.
Сказанное приводит к выводу о том, что, работая с 15-17-летними юношами и девушками, полезно учитывать это принципиальное различие двух типов развития. Важно отметить, что у любого молодого человека есть обе тенденции — и прагматическая, и творческая, однако соотношение их может быть очень различно благодаря биологическим, биографическим, социальным факторам.
§ 2. Ценность ранней юности и задачи развития
"Ранний юношеский возраст — чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека.
Еще Ж. Ж. Руссо («Эмиль, или О воспитании») говорил о сознательном самоопределениикак об основном содержании личности в юности. При этом речь должна идти не столько даже о сознательном само-
Общая характеристика возраста____________________________________485
определении, сколько о действенном самоопределении. Сознательное самоопределение в известной степени есть уже и у подростка, выбира-; юшего образ жизни, ставящего перед собой определенные цели. Самоопределение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Поэтому ответственность каждого щага неизмеримо возрастает и каждая ошибка может обернуться существенными последствиями, иногда драматического характера. Эту особенность юности хорошо выразил известный отечественный социолог В. И. Шубкин, назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не двойка, а порой бесполезно прожитые годы. I В юности почти каждого человека случаются первая любовь и первая дружба — события и связанные с ними переживания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь.
Юность — уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь. Если этот шанс упускается в юности, часто в дальнейшем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное профессиональными, родительскими или какими-либо иными нуждами приобщение к культуре.
Юность ценят все — это возраст, с которым горько расставаться, в который многие хотели бы вернуться, который в этом смысле даже опасно переоценивается в ущерб другим возрастам.
Но эта субъективная и объективная ценность И значимость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятсяперед человеком в ранней юности. [' Выделим основные задачи развития в ранней юности.
1.Личностное развитие и обретение чувства личностной тожде-
|ственности и целостности (идентичности). 2. Обретение психосексуальной идентичности — осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола. 3. Профессиональное самоопределение — самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии. 4. Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
486________________________________Часть II. Детская практическая психолог,-
Глава 2. Проблемы личностного развития
на разных этапах раннего юношеского возраста
Как уже отмечалось выше, в современной системе образования учащиеся, которые по психологическим критериям относятся к раннему юношескому возрасту, обучаются в последнем, IX классе неполной средней школы и в двух (старших) классах полной средней школы — X и XI. Поэтому, хотя им всем и свойственны общевозрастные характеристики и тенденции развития, обучение в каждом из трех указанных классов школы накладывает и свою специфику. Безусловно в каждой школе или ином среднем учебном заведении есть свои проблемы, тем более что вариативность форм среднего образования растет. Но некоторые проблемы, связанные с развитием личности учащихся IX, X и XI классов общеобразовательной школы, оказываются достаточно распространенными. На них мы и остановимся в данной главе.
§ 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском возрасте
Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися выпускного класса неполной средней школы (в настоящее время это IX класс), — принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Редко кто просто плавно вместе со всем своим классом переходит на следующую ступень образования. Большинство принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую (какую?) школу или остаться в своей, выбрать сильный класс или слабый, математический или гуманитарный, на какие дополнительные курсы записаться, уйти в ПТУ, техникум, а, может быть, и вовсе бросить учебу и пойти работать.
Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более что правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека. Не всегда целесообразно пробиваться в престижную гимназию или идти туда, куда идут все твои друзья.
Другим условием успешности выбора формы завершения среднего образования является включение задачи такого выбора в более широкий контекст личностного развития, который учитывает далекие жизненные перспективы.
ичностное развитие на этапах раннего юношеского возраста____________487
Наконец, принципиально важно, чтобы подобное решение было ринято девятиклассником самостоятельно.
Школьный психолог — тот человек, который может, учитывая ука-
нные моменты, реально помочь юноше или девушке осуществить
от выбор. Важно подчеркнуть, что его помощь не должна быть пря-ым и конкретным советом пойти учиться туда-то и туда-то. Психо-ог должен скорее содействовать самостоятельному принятию реше-ия учеником, оснастив этот процесс соответствующими средствами.
одчас для этого достаточно просто быть внимательным, заинтересо-анным слушателем, которому молодой человек мог бы рассказать о воих желаниях, сомнениях, переживаниях. Однако возможно и ис-ользование соответствующих тестов, выявляющих общие и специ-
ьные способности, склонности и другие составляющие, которые мо-
т иметь значение при решении вопроса о том, куда идти учиться осле окончания неполной средней школы.
Однако далеко не каждый ученик, даже имеющий определенные
удности при решении обсуждаемого вопроса, будет обращаться к сихологу. Скорее наоборот, наиболее «проблемные» в этом плане
ноши и девушки к психологу не пойдут. В этом случае инициатива олжна исходить от самого школьного психолога.
В контексте обсуждаемой проблемы наиболее пристальное вни-ание должно быть уделено тем учащимся, которые или уже приня-и решение уйти из школы, или не знают, оставаться в школе или ходить.
Какие учащиеся принимают решение уйти из школы? Проанали-ируем данную группу, опираясь на данные специального исследо-ания (Пономарчук В. А., Толстых А. В., 1990). Это учащиеся с низ-ой успеваемостью и низкой самооценкой своих способностей. Они ало заботятся о своих жизненных перспективах, в принятии важ-ого решения о своих образовательных планах опираются главным бразом на мнение своих приятелей, а не на собственные интересы
потребности. Обычно такие школьники уже имеют какой-то лич-ый доход или же озабочены тем, чтобы он был. Они стремятся как ожно быстрее и любыми средствами обрести самостоятельность и езависимость от семьи, от школы. Можно сказать, что у этих моло-ых людей доминирует прагматический, а не творческий тип разви-ия. Иными словами, это молодые люди с целым рядом психологи-еских проблем, и решение уйти из школы после IX класса (которое амо по себе не может быть обязательно оценено отрицательно, бу-учи для кого-то, возможно, даже единственно верным жизненным
488________________________________Часть II. Детская практическая психология
шагом) в подавляющем большинстве случаев может служить знаком определенного неблагополучия, на который психолог должен обратить внимание.
Образовательные планы девятиклассников обычно связаны с более широкой проблемой — выбором будущей профессии. Однако нередко эта проблема оказывается субъективно важной для девятиклассников и вне зависимости от предполагаемого пути завершения среднего образования. Проблема профессионального самоопределения в последнее время все чаще оказывается актуальной именно для 15-летних, а период обучения в старших классах школы становится уже периодом не только и не столько общеобразовательной, сколько специальной, профессиональной подготовки.
Школьный психолог должен быть готов к проведению профориен-тационной и профконсультационной работы уже со старшими подростками, знать ее специфику. Главным в такой работе с 14-15-летними является расширение сферы возможных профессиональных решений, примеривание и проигрывание в условном плане самых разных сценариев жизни. Вторым важным моментом является работа по повышению самооценки учащихся: нередко подростки с самого начала отказываются от привлекающей их профессии, полагая, что у них нет соответствующих способностей. Вместе с тем известно, что чаще всего сильное желание кем-то стать оказывается значительно важнее наличия соответствующих специальных знаний и умений. Если планируемая профессия оказывается действительно желанной, отвечает главным потребностям человека, то это создает наилучшие условия для развития его способностей, умений, усвоения соответствующей информации и т. п.
Отметим и еще одну проблему, впервые достаточно отчетливо возникающую именно в IX классе, — это проблема сдачи экзаменов. По существу, впервые в конце IX класса учащиеся сдают экзамены, от результатов которых многое зависит: во многих школах именно по этим результатам формируются разные по составу учащихся и характеру программы обучения классы; иногда плохо сдавший экзамены ученик бывает вынужден покинуть школу. Все это вызывает подчас такой уровень напряжения и тревоги, который препятствует успешной сдаче экзаменов. Учитывая также и то, что в дальнейшем молодых людей ждут многократные экзаменационные испытания, школьному психологу полезно уже в IX классе вести определенную профилактическую работу, обучая учащихся психотехникам, полезным в процессе сдачи экзаменов.
дичностное развитие на этапах раннего юношеского возраста____________489
§ 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе
Работа школьного психолога со старшеклассниками в известном мысле проще, чем с подростками, и в первую очередь потому, что са-ые «трудные», как правило, покидают школу после IX класса. Мно-ие из тех, кто в средней школе учился «из-под палки», к X классу уже ачинают понимать, что, если хочешь получить высшее образование ли не попасть сразу после окончания школы в армию, учиться все же адо, поэтому такая острая на предыдущих этапах школьной жизни роблема, как мотивация учения, также отходит на второй план. Теря-т свою значимость и многие другие проблемы. Однако на их место риходят новые.
Для современного X класса важной является проблема социаль-о-психологической адаптации к новому коллективу. Выше уже го-орилось о том, что сегодня редко кто продолжает обучение в X клас-е в том же классном коллективе, в котором учился раньше. Кто-то ереходит в другую школу, гимназию, лицей. Кто-то — в параллель-ый класс в своей же школе. Кто-то остается в своем классе, но сюда риходят новые ученики. Иными словами, классный коллектив час-о оказывается совсем другим. А поскольку после IX класса уходят з школы чаще всего слабоуспевающие учащиеся, то средний ин-еллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнитель-о высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для ебя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твер-ый четверочник» — неуспевающим. Родители не всегда задумыва-тся об этом, настаивая на учебе в каких-то престижных учебных заведениях, и часто не понимают, почему вдруг их ребенок становится рачным, подавленным или, напротив, злобным и агрессивным. Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные (и, что самое главное, часто неосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии и прочих
490_____________________________Часть И. Детская практическая психологу
самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называть социально-психологической дезадаптацией.
Для измерения и анализа меры социально-психологической дезадаптированное™ и характера субъективных искажений в случаях, когда знание подростка и юноши о себе и его отношение к себе отличаются глубокой неадекватностью, хорошо себя зарекомендовала шкала социально-психологической адаптированное™ (СПА) — в оригинале разработана К. Роджерсом и Р. Даймонд (см. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и К. Даймонд (опросник СПА), 1998; Снегирева Т. В., 1987). Шкала СПА обнаруживает высокую дифференцирующую способность в диагностике состояний школьной адаптации-дезадаптации, особенностей представления юноши/девушки о себе, его перестройки в критических периодах и в критических ситуациях, побуждающих молодого человека к переоценке себя и своих возможностей, и поэтому может быть рекомендована в качестве валидного психодиагностического инструмента для работы школьного психолога.
Конечно, диагноз «социально-психологическая дезадаптация» требует пристального внимания психолога и адекватных психокоррекци-онных мероприятий, чаще всего индивидуальных.
§ 3. Установка на продление моратория
Нередко встречающаяся в X классах проблема — установка на продление моратория. После напряженного IX класса с его заботами и проблемами завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что — не учеба и не работа. Это можно понять. Более того, по-видимому, для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опыт наслаждения новой «почти взрослой» жизнью, не связанной с одной только учебой, имеет огромное развивающее значение в этом возрасте.
И все же это хорошо лишь как временное явление. Если же формируется установка на такую жизнь или же школьник уже приходит в X класс с такой установкой (по данным социологов, сегодня немало родителей хотят, чтобы их дети перешли учиться в X класс именно
Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение 491
для того, чтобы был продлен мораторий детства), то это должно становиться заботой и учителей, и школьного психолога.
Когда мы говорим, что юность есть историческое завоевание цивилизации, позволяющее молодому человеку максимально развить свой ум, свои творческие потенции, свою личность и индивидуальность перед вступлением во взрослую жизнь, то ясно, что это не происходит само собой, просто с течением времени, но требует огромной работы, в том числе внутренней, рефлексивной. Сложность, трепетность, глубина этой работы, прекрасно описанная во многих художественных произведениях, посвященных юности, явно недооценивается как сторонниками «трудового воспитания» подростков, так и теми, кто ориентируется на продление моратория детства. В обоих случаях это ведет к отклонениям в личностном развитии и вытекающим отсюда ■многочисленным частным проблемам, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.
< Особенно опасно продление моратория в выпускном классе, на завершающем этапе школьного обучения. В норме в XI классе на первый план — вновь и на новом уровне — выступают, с одной стороны, проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение дальнейших образовательных планов, а с другой — проблемы, связанные с подготовкой к школьным выпускным и институтским вступительным экзаменам. Последняя проблема оказы-\ вается у современных старшеклассников настолько аффективно значимой, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевает все остальные. Так, при изучении особенностей временной перспективы будущего у старшеклассников оказалось, что у многих к концу школьного обучения вся временная перспектива сужается до одного-двух месяцев и ее содержание составляют только два мотива: первый — хорошо окончить школу и второй — поступить в вуз.
Глава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение
§ 1. Обращенность в будущее — аффективный центр жизни в ранней юности
Центральным, основным направлением работы школьного психолога с учащимися IX-XI классов является помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении.
492________________________________Часть II. Детская практическая психологии
Почему такая работа представляется столь важной и своевременной в этом возрасте?
Общепринятое положение о том, что обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника, что жизненные планы, перспективы составляют «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизни юноши, не означает, что это возрастное новообразование вызревает само собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Напротив, подростки и юноши испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Так Э. Эриксон, подробно анализируя общие закономерности и различные варианты развития в этом возрасте, приходит к выводу о том, что типичной для ранней юности психопатологией является именно расстройство временной перспективы, тесно связанной с кризисом идентичности. И. С. Кон пишет, что если число ребят, озабоченных своим настоящим Я, в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим «Я» (Кон И. С, 1989, с. 71-72). Он также отмечает, что не всем дается легко формирование временной перспективы, нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. По мнению Э. Эриксона, чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть юноши, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». И. С. Кон считает, что установка (как правило, неосознанная) на продление эпохи моратория с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.