Тема 1. ИССЛЕДОВАНИЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Часть 2. Исследовательские процедуры
Раздел 2. Изучение памяти
Рабочая тетрадь для вузов
ВОРОНЕЖ
Утверждено Научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-06 от 24.06.2008 г.
Рецензент кандидат психологических наук О.С. Лапкова
Рабочая тетрадь подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов 2 курса очной и 4 курса очно-заочной форм обучения специальности Психология факультета философии и психологии.
Для специальности: 030301 Психология
ОПД.Ф.04.2
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по общему психологическому практикуму содержит материалы практических занятий.
Предлагаемые в ней задания направлены на практическое знакомство с основами проведения психологического исследования, прежде всего экспериментального. Будущий психолог должен научиться методически правильно планировать и осуществлять эксперимент, корректно анализировать его результаты.
Перед каждым занятием практикума студент готовится к сдаче теоретического минимума по определенной теме (изучая рекомендованную преподавателем литературу), знакомится с замыслом эксперимента, его процедурой, оснащением. Студент должен знать способ заполнения протокола во время эксперимента. Обрабатывая полученные в ходе исследования данные, каждый студент составляет свою таблицу результатов, графики, диаграммы и т. д. По выполненному заданию студенты сдают индивидуальные отчеты, в которых указывают проблему и цель эксперимента, излагают результаты, дают их анализ и делают выводы, обосновывая их известными им психологическими закономерностями.
Авторы пособия надеются, что материалы Рабочей тетради по общему психологическому практикуму будут полезны для студентов и сделают их учебную работу по данной дисциплине продуктивной и успешной.
Раздел 2. ПАМЯТЬ
Тема 1. ИССЛЕДОВАНИЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
(КРАТКОВРЕМЕННОГО ЗАПОМИНАНИЯ)
Общая цель экспериментов – исследовать особенности непосредственного кратковременного запоминания и выявить условия, обеспечивающие его продуктивность.
В экспериментах используется одна из модификаций метода удержанных членов ряда. Применяется слуховой способ предъявления материала.
Практическое задание № 1
Цель эксперимента. Определение непосредственного объема памяти (т. е. количества сохраняющегося в памяти материала).
Материал и оборудование. 7 рядов чисел (в каждом опыте элементы в рядах должны быть разные), содержащих последовательно 4, 5, 6 ... и 10 элементов. Отдельные элементы ряда не должны быть связаны друг с другом какими-нибудь смысловыми связями. Числа могут быть любыми от 12 до 98, но без таких, как 20, 30, 22, 33 и т. п.
Опыт 1. 24 73 58 49 89 65 17 59 78 53 27 87 91 23 47 16 51 38 43 87 14 92 72 84 19 85 41 68 27 58 46 32 61 18 95 34 52 76 81 69 15 93 72 38 45 96 26 58 83 | Опыт 2. 63 28 93 57 87 68 46 37 52 38 74 49 67 91 83 73 42 81 62 32 27 53 85 17 94 58 39 72 26 61 54 97 71 35 82 64 47 21 19 92 14 34 65 79 26 87 29 48 51 |
Опыт 3. 53 27 84 36 47 91 73 69 15 34 61 43 18 39 58 25 74 82 97 38 45 67 23 64 35 52 71 92 86 17 14 28 62 56 83 48 36 78 95 19 63 85 37 29 51 94 72 56 49 | Опыт 4. 87 41 76 64 28 54 47 12 84 34 94 72 63 16 82 46 71 13 21 39 58 97 23 42 52 67 85 32 92 73 29 53 96 62 74 48 89 36 18 43 75 19 26 61 59 38 96 35 81 |
Методика
Ход эксперимента. Включает 4 одинаковых опыта, производимых на цифровом материале (метод Джекобса). В каждом опыте используется 7 рядов чисел.
Экспериментаторпо одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда через 2-3 сек. по команде: «Пишите» испытуемый письменно воспроизводит в заготовленном заранее протоколе элементы ряда в том же порядке, в каком они зачитывались. Независимо от результатов читаются все 7 рядов, т. к. иногда испытуемыйуспешнее справляется с более длинным рядом, нежели с коротким. Опыт повторяется 4 раза для получения более надежных данных. Читать материал надо громко, отчетливо и однотонно, не выделяя отдельных элементов (интервал между ними – 1 сек.). Промежуток времени между предъявлениями каждого ряда зависит от длины ряда и должен быть достаточным для воспроизведения. Интервалы между опытами 5-7 мин.
После всех 4-х опытов испытуемый дает словесный отчет о том, каким путем, какими приемами он пытался запомнить ряды чисел при выполнении задания.
Инструкция испытуемому. «Слушайте меня внимательно! Я назову Вам несколько чисел. Когда я закончу, по моей команде «Пишите» Вы напишите их в протоколе в том же порядке, как я их называл. Внимание! Начинаем!»
Протоколист фиксирует данные самоотчета испытуемого в протоколе, а также наблюдения экспериментатора за поведением испытуемого в ходе эксперимента.
Протокол
№ ряда | Опыт 1 | № ряда | Опыт 2 |
№ ряда | Опыт 3 | № ряда | Опыт 4 |
Словесный отчет испытуемого:________________________________
________________________________________________________________
Наблюдения экспериментатора:________________________________
________________________________________________________________
Обработка результатов.
1. Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком (+) отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, или воспроизведенные с ошибками, или не в той последовательности, в которой их читал экспериментатор, отмечаются знаком (-).
2. Составить сводную таблицу результатов всех 4-х опытов и вычислить процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины за все опыты.
Таблица 1
Сводная таблица результатов по всем 4-м опытам
№ рядов | Длина ряда (кол-во цифр) | Воспроизведение | Кол-во воспроизведенных рядов | Процент воспроизведенных рядов | |||
опыты | |||||||
3. Вычислить (точность вычисления = 0,5) объем памяти V по формуле: , где
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
n – число опытов (в данном эксперименте n = 4);
m – количество правильно воспроизведенных рядов >А.
4. Начертить график зависимости запоминания от количества материала (по процентам правильно воспроизведенных рядов за все опыты).
5. Составить сводную таблицу объема памяти для группы испытуемых (8-10 чел.), вычислить средние показатели и нанести усредненный график процента запоминания рядов на индивидуальный график данного испытуемого.
% правильно
воспроизведенных
рядов
1 2 3 4 Опыты
Рис. 1. График зависимости запоминания от количества материала
Выводы. На основании количественных данных, графика и словесного отчета проанализировать ход процесса запоминания у данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними по группе (объем непосредственного запоминания и график процента запомненных рядов). В соотнесении со среднегрупповыми данными раскрыть индивидуальные различия испытуемых.
________________________________________________________________
Практическое задание № 2
Цель эксперимента. Изучение зависимости объема памяти от степени осмысленности материала.
Материал. 1. Для 1-го опыта – 3 ряда бессмысленных слогов из трех букв – по 4, 6 и 8 слов: рил пяр муг даб
гез тюм фош диг дем сув
нак сян киж пош цил чез зар хиц
2. Для 2-го опыта – 3 ряда слов, не связанных по смыслу – по 4, 6 и 8 слов: соха лапа кран диван
стол кадр зола губа мода кадка
мера дума кошка грот рука штамп порог снег
3. Для 3-го опыта – 3 ряда слов для связывания их по смыслу – по 4, 6 и 8 слов: вода гора нива река
звезда город театр деньги роза зима
школа стена пожар память окно улица луна туча
Примечание. Слова подбираются односложные, состоящие из 4-6 букв. Не следует предлагать как трудные слова, так и очень различные по количеству букв, а также редко употребляемые.
Методика
Ход эксперимента. Включает три опыта, строящихся по одинаковой схеме и отличающихся друг от друга лишь характером предъявляемого для запоминания материала: в 1-м опыте предъявляются бессмысленные слоги из трех букв; во 2-м – не связанные между собой по смыслу слова; в 3-м – связанные между собой слова.
Экспериментаторв каждом опыте предъявляет испытуемомупоследовательно 4, 6 и 8 слогов (1-й опыт) или слов (2-й и 3-й опыты) с предложением воспроизвести их в том же порядке. Весь экспериментальный материал заготавливается заранее и фиксируется в протоколах до начала опытов.
Интервалы между предъявлениями рядов из 4, 6 и 8 слов (слогов) – 2-3 мин., а между опытами – 10 мин.
Инструкция испытуемому (читается перед началом каждого опыта). «Слушайте меня внимательно! Я назову Вам ряд слов (слогов), которые Вы должны запомнить и в той же последовательности, как я их назвал, когда я закончу, сразу же повторить эти слова (слоги). Внимание! Начинаем!»
В 3-м опыте экспериментатордополняет инструкцию предложением испытуемому связывать предъявляемые слова в целые осмысленные системы, допуская при этом искусственные вспомогательные связи (например, запоминая ряд слов: лес – дом – окно – кот – стол – мясо путем искусственных связей: «В лесу стоял дом, через окно влез кот, прыгнул на стол, съел мясо»).
Протоколист фиксирует в протоколе воспроизведенные испытуемым элементы рядов не наименованиями элементов, а порядковыми номерами их воспроизведения. Так, например, если были предъявлены слова: стол, крот, рука, диван, а испытуемый воспроизвел: крот, стол, рука, диван, то в протоколе это должно быть записано, как в таблице.
Таблица 2
Пример заполнения протокола
Предъявлено | Стол | Крот | Рука | Диван | Примечание |
№ предъявлений | |||||
Воспроизведено |
Пропущенные испытуемым элементы не фиксируются. Если испытуемый назвал элемент, который не предъявлялся, то он записывается в протоколе в графе «Примечание».
После каждого опыта протоколистфиксирует данные словесного отчета испытуемого и наблюдения экспериментатора.
Протокол
Предъявлено Воспроизведено | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 5 6 | 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Опыт 1 (бессмысленные слоги) | |||
Опыт 2 (слова, не связанные по смыслу) | |||
Опыт 3 (слова, связанные по смыслу) |
Словесный отчет испытуемого:________________________________
________________________________________________________________
Наблюдения экспериментатора:________________________________
________________________________________________________________
Обработка и анализ результатов.
Количественной обработки не требуется. Проводится качественный сопоставительный анализ результатов всех 3-х опытов.
Вывод. Раскрыть различия запоминания материала в зависимости от того, насколько он был организован в смысловые системы.
________________________________________________________________
Практическое задание № 3
Цель эксперимента. Исследование влияния на удержание следов наличия побочной (интерферирующей) деятельности, зависимости забывания следов от паузы, не заполненной никакой деятельностью, или от отвлечения, вызванного включением интерферирующей деятельности.
Материал. 1. Для 1-го опыта:
ряды из 4 слов – гора, игла, роза, кошка (для паузы в 1 мин.);
боль, туман, строка, дверь (для паузы в 2 мин.);
ряды из 6 слов – часы, пальто, книга, окно, пила, вилка (для паузы в 1 мин.);
веселье, друг, полка, завод, отец, очки (для паузы в 2 мин.).
2. Для 2-го опыта:
ряды из 4 и 6 слов – нога, ваза, город, ясли;
конец, заря, масло, месяц, желудь, лист;
набор простых арифметических примеров:
51 – 17 = ? 68 + 35 = ? 29 + 68 = ? 67 – 29 = ? | 4 х 7 = ? 84 : 6 = ? 54 : 3 = ? 28 х 5 = ? | 49 х 4 = ? 93 – 46 = ? 75 – 28 = ? 96 : 6 = ? |
3. Для 3-го опыта:
ряды из 4 слов: задача А – овца, топор, ветер, море;
задача Б – терка, кисель, школа, труба;
ряды из 6 слов: задача А – музыка, удача, скука, буква, лампа, стол;
задача Б – танцы, победа, тоска, цифра, свет, стул.
4. Для 4-го опыта:
а) фраза для запоминания: «В последнем бою особенно отличились бойцы Морозов и Петров, оборонявшиеся вдвоем 16 минут, имевшие по 7 патронов каждый и убившие 12 человек с помощью подоспевшего подкрепления»;
б) фраза для запоминания: «Администрация города Заречного приняла на вчерашнем совещании план строительства на IV квартал, согласно которому до конца года должно быть закончено возведение пяти школ, трех больниц, двух столовых»;
набор простых арифметических задач для гетерогенной интерферирующей деятельности:
74 – 47 = ? 39 + 45 = ? 78 : 13 = ? 67 – 18 = ? | 15 х 7 = ? 27 х 3 = ? 29 + 35 = ? 23 х 7 = ? | 75 : 15 = ? 96 – 49 = ? 42 – 28 = ? 57 : 3 = ? |
в) фразы для 1-го варианта:
задача А – исходная для запоминания фраза:
«Охотники из колхоза «Светлый путь», как пишет в районной газете «Заря» селькор Назаров, в этом году имеют хорошие достижения: за два месяца они сдали государственным заготовительным органам 203 шкурки белок, 28 шкур коз и 5 шкур медведей»;
задача Б – фраза для гомогенной интерферирующей деятельности – близкая по содержанию, грамматической структуре и имеющая общие звенья с исходной фразой:
«28 ударников колхоза «Родина», перевыполнившего план за первый квартал этого года по молоку на 158% и по маслу на 112%, были премированы: 8 из них получили путевки в дом отдыха «Теплые озера», другие получили ценные подарки»;
фразы для 2-го варианта:
задача В – исходная для запоминания фраза:
«Как сообщает корреспондент газеты «Молот» Абакумов, обязательства предприятий Роснянского района по своевременной уплате налогов выполняются успешно: в Сбербанк уже поступило 450 тысяч рублей, в том числе от завода «Импульс» 85 тысяч рублей, от фабрики «Волжанка» 227 тысяч рублей»;
задача Г – фраза для гомогенной интерферирующей деятельности – далекая по содержанию, грамматической структуре и не имеющая общих звеньев с исходной фразой:
«И когда он вернулся на исходе дня в сторожку лесника, то его лицо, волосы и одежда были мокры, точно они насквозь пропитались едким болотным туманом; тем не менее он улыбался и был полон энергии».
Методика
Ход эксперимента. Состоит из четырех опытов.
Опыт 1. Экспериментатор предлагает испытуемому ряд, состоящий из 4 элементов (слогов, слов, цифр). Испытуемый должен выслушать его и воспроизвести элементы в том же порядке. После непосредственного воспроизведения следует пауза в 1 (2) мин., в течение которой экспериментаторпросит испытуемого не повторять «в уме» предложенный для запоминания ряд. По окончании паузы испытуемый снова должен воспроизвести этот ряд. Затем процедура опыта повторяется с рядом из 6 элементов.
Протоколист фиксирует в протоколе результаты опыта, а также словесный отчет испытуемого и наблюдения экспериментатора за поведением испытуемого во время опыта.
Протокол
Материал | Воспроизведено непосредственно | Воспроизведено после паузы | |
1 мин. | 2 мин. | ||
1, 2, 3, 4 1, 2, 3, 4 | ––––– | ––––– | |
1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 3, 4, 5, 6 | ––––– | ––––– |
Словесный отчет испытуемого:________________________________
________________________________________________________________
Наблюдения экспериментатора:________________________________
________________________________________________________________
Опыт 2. Экспериментатордает испытуемому такую же задачу, как и в 1-м опыте, с той лишь разницей, что пауза в 1-2 мин. после непосредственного воспроизведения заполняется какой-либо гетерогенной деятельностью, например решением простых арифметических примеров (типа 51 – 17 = ?, 14 х 7 = ? и т. п.). После этой отвлекающей (интерферирующей) деятельности экспериментаторпредлагает испытуемому вновь воспроизвести ранее прочитанный ряд.
Если испытуемыйобнаружит значительное уменьшение числа воспроизведенных элементов в условиях паузы, заполненной интерферирующей деятельностью, весь опыт повторяется несколько раз подряд, и исчезновение тормозящего влияния интерферирующей деятельности на воспроизведение следов измеряется тем количеством повторений, после которых ряд начинает воспроизводиться полностью.
Протоколист фиксирует в протоколе результаты опыта, а также словесный отчет испытуемого и наблюдения экспериментатора за поведением испытуемого во время опыта.
Протокол
Материал | Кол-во повторений | Воспроизведено непосредственно | Воспроизведено после устного счета |
1, 2, 3, 4 | |||
1, 2, 3, 4, 5, 6 |
Словесный отчет испытуемого:________________________________
________________________________________________________________
Наблюдения экспериментатора:________________________________
________________________________________________________________
Опыт 3. Называется опытом с влиянием гомогенной (однородной) интерференции на удержание и воспроизведение следов. В нем прослеживается тормозящее влияние, которое оказывает на удержание следов однородная мнемическая деятельность. Для этой цели экспериментатордает испытуемому задачу (А) запомнить короткий ряд, состоящий из 4 элементов (слогов, слов, цифр). Испытуемый должен сразу же его повторить. После этого экспериментаторпредлагает ему вторую такую же задачу (Б) – запомнить аналогичный по составу ряд из 4 или 6 элементов (слогов, слов, цифр). Испытуемый также должен его повторить. Вслед за этим экспериментатордает испытуемому задачу припомнить сначала первый, ранее предъявлявшийся ряд (А), а затем – второй, позднее предъявлявшийся ряд (Б), причем для выявления устойчивости следов можно несколько раз подряд предложить повторить ряд (А) и ряд (Б). Если испытуемый оказывается не в состоянии это сделать, опыт повторяется до тех пор, пока испытуемый не окажется в состоянии полностью воспроизводить оба ряда (А) и (Б). Затем процедура опыта повторяется с рядом из 6 элементов.
Протоколист фиксирует в протоколе результаты опыта, а также словесный отчет испытуемого и наблюдения экспериментатора за поведением испытуемого во время опыта.
Протокол
Материал | Воспроизведено непосредственно | Воспроизведено при возвращении | ||
Задача А | Задача Б | Задача А | Задача Б | |
Задача А – 1 2 3 4 Задача Б – 1 2 3 4 | ||||
Задача А – 1 2 3 4 5 6 Задача Б – 1 2 3 4 5 6 |
Словесный отчет испытуемого:________________________________
________________________________________________________________
Наблюдения экспериментатора:________________________________
________________________________________________________________
Опыт 4. Проводится по схеме, аналогичной первым 3-м опытам, с той разницей, что экспериментаторпредлагает испытуемому для запоминания не серии изолированных элементов (слогов, слов, цифр), а целую длинную фразу. Испытуемый должен воспроизвести ее сначала непосредственно после предъявления, а затем: а) после «пустой» паузы; б) после паузы, заполненной гетерогенной интерферирующей деятельностью, и в) после запоминания второй аналогичной фразы (гомогенной интерференции). В последнем случае подбираются две фразы, близкие по содержанию и грамматической структуре и имеющие общие звенья (задача А), и две фразы, далекие по содержанию, грамматической структуре и не имеющие общих звеньев (задача Б).
Протоколистфиксирует в протоколе результаты опыта, а также словесный отчет испытуемого и наблюдения экспериментатора за поведением испытуемого во время опыта.
Протокол
а)Материал | Воспроизведено непосредственно | Воспроизведено после паузы |
б)Материал | Воспроизведено непосредственно | Воспроизведено после гетерогенной интерференции |
в)Материал | Воспроизведено непосредственно | Воспроизведено после гомогенной интерференции |
Вариант 1: Задача А Задача Б Вариант 2: Задача В Задача Г |
Обработка и анализ результатов.
1. В опыте 1 сравнить количество воспроизведенных элементов ряда непосредственно после запоминания и после «пустой» паузы. Описать различие в непосредственном воспроизведении и после пауз, обусловленное различной длиной ряда и разной продолжительностью пауз. Уменьшение числа воспроизводимых после паузы элементов ряда позволяет ответить на вопрос о влиянии пустого (не заполненного побочной деятельностью) интервала на сохранение следов.______________________________________
________________________________________________________________
2. В опыте 2 вычислить разницу между результатами непосредственного воспроизведения и после отвлекающей (интерферирующей) деятельности. Уменьшение числа воспроизводимых элементов или изменение их порядка после паузы будет говорить о тормозящем влиянии гетерогенной интерферирующей деятельности на удержание и воспроизведение следов. Обратить внимание, выявились ли различия в результатах опыта в зависимости от длины предложенного для запоминания ряда._____________
________________________________________________________________
3. В опыте 3 вычислить разницу между результатами непосредственного и отсроченного воспроизведения рядов, которая будет показывать, насколько воспроизведение второго ряда (задачи Б) препятствует успешному припоминанию первого ряда (задачи А), насколько прочно удерживается воспроизведение каждого ряда; насколько припоминание ряда (А) после ряда (Б) зависит от длины рядов и какое число повторений опыта (заучиваний) нужно для того, чтобы успешное возвращение к обоим рядам стало доступным.
В результате составить таблицу, указывающую на постепенно нарастающую успешность припоминания соответствующих рядов элементов, и проанализировать те ошибки, которые проявляются в смешении припоминаемых элементов, относящихся к разным группам, – ошибки контаминации (от лат. contaminatio – соприкосновение, смешение), и являются результатом влияния гомогенной интерферирующей деятельности.
Обратить внимание на то, в каком направлении проявляется тормозящее влияние одной серии следов (А) на воспроизведение второй серии следов (Б): страдает ли при этом воспроизведение второй серии следов («проактивное торможение») или первой серии следов («ретроактивное торможение»).____________________________________________________
________________________________________________________________
4. В опыте 4 обработать данные по приведенной выше схеме, обращая внимание на то, как изменяет тормозящее влияние побочной (интерферирующей) деятельности припоминание ранее запечатленного ряда в зависимости от смысловой организации материала и в зависимости от характера самой интерферирующей деятельности (гетерогенной или гомогенной).
Особое внимание обратить на степень точности воспроизведенных фраз и на возможное смешение входящих в их состав элементов._________
________________________________________________________________
Выводы. Описать особенности влияния на удержание следов отсутствия/наличия побочной (интерферирующей) деятельности, а также ее характера (гетерогенная или гомогенная), зависимость успешности удержания следов в разных условиях эксперимента от объема и степени осмысленности запоминаемого материала. Описать использованные испытуемым в разных заданиях приемы запоминания и их успешность._______________
________________________________________________________________