Основы криминалистического прогнозирования
Криминалистика как наука, все виды криминалистической практической деятельности в борьбе с преступностью, особенно в условиях криминализации новых социально-экономических сфер, не могут должным образом реализоваться, совершенствоваться и развиваться без широкого и продуманного использования в научном и практическом познании методов научного и практического прогнозирования и его результатов. Соответственно невозможна без этого эффективная деятельность ученых криминалистов и тактико-методическая деятельность следователя, эксперта-криминалиста и оперативно-розыскного работника на практике.
В соответствии с положениями общей теории прогностики* научно обоснованное прогнозирование свойственно всем наукам, особенно тем, которыми выявлены и познаны объективно действующие закономерности, свойственные объектам их изучения. В российской криминалистике уже более трех десятков лет активно выявляются и изучаются закономерности объектов ее изучения, что создало условия не только для разработки чисто практических прогнозов в процессе криминалистической деятельности, но и теоретического осмысления процесса их построения.
Криминалистическое прогнозирование, прежде всего основывающееся на положениях общей теории прогностики, базируется на познанных объективно действующих закономерностях различных видов преступной деятельности и деятельности по ее расследованию и предупреждению. Соответственно в криминалистике начало формироваться целое исследовательское направление и его теория. В частности, выделены некоторые принципы и общеметодические положения и законы, которым должны отвечать криминалистические прогнозы, определены функции такого прогнозирования, его логические основы и др.**
*См.: Теория прогнозирования и принятия решений. М., 1977.
**См., напр.: Белкин Р.С. Курс криминалистики. Т. 2. М., 1997. С. 420; Горшенин Г.Л. Основы теории криминалистического прогнозирования. М., 1993.
Криминалистическое прогнозирование представляет собой основанное на анализе действия объективных закономерностей развития криминалистически значимых явлений и процессов и использовании положений теории прогностики, предвидение дальнейшего развития криминалистики как науки, целесообразного корректирования всех видов практической криминалистической деятельности (ее методов и средств) в условиях предполагаемого изменения и появления новых видов преступной деятельности.
Предметом такого направления криминалистических исследований являются общие объективные закономерности существования и развития объектов криминалистического изучения и сам процесс разработки криминалистических прогнозов.
Криминалистическое прогнозирование может быть научным и практическим (иногда его называют прикладным). Последнее бывает следственным, экспертно-криминалистическим и оперативно-розыскным.
Научное прогнозирование бывает двух видов. Одно из них связано с прогнозированием дальнейшего развития обще- и частно-научных положений криминалистики и соответствующих направлений исследования, разработок и их результатов (прогнозирование новых научных проблем и гипотез, тенденций ее развития, возможного применения тех или иных научных разработок и новейших научно-технических средств и др.). В данном случае имеется в виду прогнозирование развития криминалистики в целом и ее отдельных частей. Например, в криминалистике в последние три десятилетия в связи с предсказанным криминалистами расширением отдельных потребностей следственной и экспертной практики и активным развитием тех отраслей науки и техники, данные которых могут быть использованы в криминалистике, возник и развился в ее рамках ряд новых криминалистических учений. К их числу можно отнести такие учения, как о криминалистическом исследовании материалов, веществ и изделий; криминалистической фоноскопии; одорологии; криминалистической кибернетике; ситуалогии и др.
Другое – направлено на прогнозирование изменений в характере, способах и иных структурных элементах отдельных видов преступной деятельности, в особенностях проявления вовне их признаков и соответственно в возможных изменениях средств и методов криминалистической деятельности по их раскрытию и расследованию. Такое научное предвидение существенным образом дополняет криминалистические прогнозы (о будущем состоянии преступности, о ее качественных и количественных изменениях и возможностях воздействия на нее в определенный период времени) своими предсказаниями о их новых криминалистических чертах и новых средствах борьбы с изменившейся преступностью. Например, криминологические прогнозы о качественном изменении и быстром росте организованной преступности в период перехода к рыночным отношениям в сфере экономики, дополненные криминалистическими предвидениями об изменении объектов и предметов криминального интереса организованных преступных групп, способов, обстановки, механизма и средств их преступной деятельности, заставили руководителей страны принять соответствующие решения и осуществить определенные организационно-правовые меры. В частности, создать особые подразделения в составе органов МВД и в некоторых других правоохранительных органах подразделения по борьбе с организованной преступностью; внести соответствующие коррективы в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; разработать Закон « Об оперативно-розыскной деятельности ». Соответствующий крен был сделан в научных криминалистических исследованиях и разработках.
Практическое прогнозирование связано с предвидением особенностей криминалистической деятельности по расследованию и предупреждению конкретного преступления. Объектами такого прогнозирования являются: развитие криминалистических ситуаций; поведение участников криминалистической деятельности; характер принимаемых решений, тактико-методических приемов и их результатов; способы и средства совершения преступлений; процессы собирания и исследования доказательственной и иной криминалистически значимой информации. Прогнозирование в подобных случаях имеет важное значение для оптимизации любого вида криминалистической деятельности и особенно следственной. В частности, применительно к последней появляется возможность детальнее и перспективнее оценить следственные ситуации и их возможное развитие, выдвинуть наиболее реальные следственные версии, оптимизировать процесс планирования и организации расследования, повысить эффективность следственных действий, тактических приемов, методов расследования и используемых технико-криминалистических средств. Например, в одних случаях верный прогноз о своеобразии совершенного преступления и предстоящих сложностях его расследования поможет принять правильное решение об организации расследования единолично следователем, следственно-оперативной группой или следственной бригадой. В других – правильный прогноз возможного поведения подозреваемого или обвиняемого на допросе при использовании тех или иных тактических приемов в конкретной следственной ситуации позволит добиться наибольшего эффекта от данного следственного действия.
Исходными для криминалистического прогнозирования являются следующие данные:
1) статистические и иные фактические и оценочные сведения о процессах негативного характера, происходящих в обществе, могущих стать предметом криминалистического интереса, и особенно о видах совершаемых преступлений, изменениях в структуре преступности, численном ее состоянии и степени эффективности применяющихся средств борьбы с ней;
2) положения общей теории криминалистики. Особый интерес в связи с этим представляют сведения о закономерностях развития объектов криминалистического изучения, об особенностях и возможной трансформации различных видов преступной и соответствующей криминалистической действительности, данные учений о способе, механизме и обстановке совершения преступлений
и др.;
3) положения прогностики, материалы криминалистических прогнозов, сведения иных наук, данные которых используются в криминалистике;
4) обобщенные данные криминалистической практики раскрытия, расследования и предупреждения различных видов преступлений. При этом наибольший интерес представляют следующие сведения: о новых объектах преступных посягательств, изменениях в способах совершения преступлений, трансформации обстановки, в которой совершаются те или иные преступления, об эффективности тех или иных средств, приемов и методов криминалистики или их недостаточности для расследования и предупреждения отдельных преступлений и др.
В качестве основных методов в криминалистическом прогнозировании применяются такие методы прогностики как метод экспертных оценок*, экстраполяция** и моделирование. Конечно, изолированное применение этих методов несколько условно, ибо они часто очень тесно взаимозависимы. Так, прогностические модели предполагают экстраполяцию и экспертные оценки. В то же время экспертные оценки являются источником экстраполяции и моделирования. Для прогнозов используются методы аналогии, индукции и дедукции, статистические и другие, рефлексивные рассуждения. В деятельности следственных бригад возможны коллективные методы прогноза, например «мозговой штурм», «генерация идей» и др.
*Метод экспертных оценок – использование для прогнозирования психологических установок, сложившихся у экспертов – знатоков данной проблемы на основе большого профессионального, научного опыта и профессиональной интуиции.
**Экстраполяция – распространение знаний (выводов) с одной предметной области на другую, еще не исследованную область.
Следственное прогнозирование во многом опирается на знания типовой криминалистической характеристики того вида преступления, к которому относится расследуемое событие, а также типовых тенденций ситуационного развития расследования и психологических особенностей поведения подозреваемых, обвиняемых и других лиц, попавших в орбиту расследования. При этом оно обычно осуществляется не только на профессиональном уровне, но и на уровне житейского опыта и здравого смысла и носит интуитивно-эмпирический характер.
Следственное прогнозирование может быть стратегическим и тактическим. Первое связано с предвидением хода и результативности решения главных задач предварительного расследования, определенных уголовно-процессуальным законом и сложившейся следственной ситуацией (стратегического характера). Второе – с предвидением возникновения тех или иных ситуаций в ходе отдельных следственных действий и предлагаемых тактических операций и возможных их результатов с применением соответствующих тактических приемов.
Соответственно одни следственные прогнозы могут быть нацелены на решение стратегических и общетактических задач раскрытия и расследования преступлений, определение наиболее эффективных путей, средств и сроков их достижения. Эти прогнозы практически всегда предшествуют составлению плана расследования и во многом формируют его содержание. Другие следственные прогнозы могут быть направлены на определение того, в каком направлении могут развиваться отдельные следственные действия, тактические операции, каковым может быть поведение отдельных преступников в разных следственных ситуациях и др. Например, опытный следователь непрерывно прогнозирует процесс расследования и собирания доказательств (где и какие следы, другие вещественные доказательства и другие фактические данные он может обнаружить). Именно в спрогнозируемых, а не в иных местах он и проводит осмотры и обыски, заранее зная, что ему следует искать и изучать. В тоже время следователь в результате прогнозирования определяет, кто и что именно может рассказать на допросе. Поэтому допрашивает тех, а не иных лиц и задает им не любые, а заранее определенные вопросы, рассчитывая с большей степенью вероятности получить ожидаемые ответы.
Опытные следователи довольно точно прогнозируют результаты и других следственных действий. В том числе розыск и задержание преступников. Главное в этом прогнозе – где и как могут проявить и обнаружить себя в ближайшем будущем разыскиваемые лица. Кроме того, такие следователи предвидят возможные хитрости и уловки со стороны лиц, не заинтересованных в раскрытии преступления и установления истины, и прогнозируют меры соответствующего противодействия.
В следственном прогнозировании широко используются данные теории игр, рефлексивных игр. Рефлексивные рассуждения следователя сопровождаются мысленной имитацией умозаключений и решений другой стороны.
Прогнозы могут быть целиком направлены на решение профилактических задач. Эффективность таких прогнозов, как уже отмечалось, во многом зависит от выявления и правильной оценки следственных ситуаций профилактического характера, учета своеобразия объектов профилактики, возможных средств и способов воздействия на них, их возможной реакции на это воздействие. При этом прогнозируется и возможная результативность избранных профилактических мер.
Характер прогнозирования в процессе расследования зависит и от того, на каком его этапе оно осуществляется. На первоначальном этапе расследования оно обычно бывает направлено на выявление и накопление необходимой для раскрытия преступления информации и особенно такой, которая с течением времени может исчезнуть, обнаружение преступника, предвидение возможного поведения неустановленного или незадержанного преступника и его сообщников. На следующем этапе прогнозирование чаще всего связано с формированием развернутого плана расследования и предвидением возможного развития хода и результатов допроса обвиняемого, особенно при его установке на противодействие следователю и в разных следственных ситуациях (в условиях достаточности доказательств, при пробелах в них или их недостаточности). В этих прогнозах должны быть учтены следующие моменты: характер предполагаемых реакций обвиняемого на собранные доказательства, возможность наступления тупиковых ситуаций и реальных путей выхода из них, утечка информации, утрата важных доказательств, возможность поиска новых доказательств и др.
На заключительном этапе расследования предвидение обычно нацелено на уяснение возможных ситуаций, связанных с оценкой всего собранного материала, составлением обвинительного заключения или принятием иных решений, предполагаемым ходом ознакомления обвиняемого с материалами дела, а также с определением возможного результата рассмотрения дела в суде.