Общая характеристика процессов обучения
Человек – существо, отличающееся от других видов живых существ типом своей жизнедеятельности. Именно в результате человеческого способа проживания жизни на земном шаре в отличии от сугубо природной составляющей мира создана и постоянно воспроизводится культурная ее составляющая. Ведь человеческая психика, позволяет человеку осознавать, что он делает и, в итоге, осуществлять произвольную деятельность, т.е. деятельность в соответствии с поставленными целями и намеченными планами. И все это возможно потому, что все средства собственно человеческой деятельности (язык, орудия, инструменты) в конечном итоге превращаются в функциональные органы человека. Так происходило на протяжении десятков тысяч лет становления человека как вида (в филогенезе). Так происходит и на протяжении становления человека как личности (в онтогенезе). Этот процесс постоянного воспроизводства в каждом новом родившемся человеке способов человеческого действия,т.е. умений (пользоваться орудиями и инструментами передавать и получать сообщения, осмысливать свои действия и действия других, управлять собой и другими) выполнять человеческую деятельность называетсяобучением.Если этот процесс прекратить, вновь рождающиеся люди не смогут очеловечиться, т.е. воспроизвести в себе процессы, свойства и состояния человеческой психики в ходе овладения психосоциальными образованиями (деятельностью, межличностными отношениями, коммуникацией), чтобы стать личностью. Таким образом, обучение – это воспроизводство в каждом вновь родившемся человеке структур и содержания человеческой деятельности. Результатом обучения является научение. Научение есть итог, психические новообразования, возникшее у человека в результате обучения. Процесс, в ходе которого происходит научение, называется учением.
Что все это означает? Это означает, что мало родиться с мозгом и телом человека, чтобы стать человеческой личностью и прожить человеческий тип жизни. История знает много примеров, когда дети, в раннем возрасте лишенные общения с людьми и выросташие либо среди животных, либо в условиях изоляции, так и не научились быть людьми, т.е. говорить, действовать как люди и вскоре погибали. Точно так же если учить человека, но не научить, т.е. не воспроизвести в нем способности и умения, до него существовавшие в учителе, эти умения умрут, прекратятся.
Иными словами, они не продолжаться в истории, исчезнут, как исчезали в прошлом секреты великих мастеров, как исчезают в нерадивом человеке тонкие нюансы человеческой культуры, оставляя его грубым и примитивным гуманоидом.
Современная психология различает в обучении внешнее и внутреннее побудительные причины (факторы). Внешние факторы включают: возможности, ожидания, требования, а также создание и форму учебного материала. Внутренние факторы включают мотивацию к учению, ценностные смыслы, потребность в познании нового и уровень притязаний ученика.
Возможности – это объективные условия и доступные средства, которые можно использовать в обучении: книги, компьютер, профессиональные педагоги.
Ожидания – это система предпочтений, выделяющая желаемые формы поведения у человека. Так, взрослые могут считать нормальным, чтобы ребенок в первом классе научился читать, они ждут этого и создают атмосферу поддержки, которая стимулирует усилия ребенка.
Требования – это воздействие учителя и других значимых взрослых, принуждающих учащегося выполнять определенные способы действия, задания и правила.
Содержание и формы материала включают в себя: степень трудности, способ предъявления (образный, языковой, символический и т.д.), структуру, объем количества сведений, которые подлежат усвоению.
Мотивацияк учению может быть обусловлена самым учебным процессом, а может – его внешними результатами (наградами, похвалой и т.п.). Чрезвычайно важно пробудить у учеников собственно учебную мотивацию, вызывая и удовлетворяя ценностные смыслы, влияющие на самооценку и самоотношение учащегося.
При этом важным условием активизации учеников выступает воздействие на уровень их притязаний, повышение которого до адекватных величин должно выступать средством самосовершенствования учащихся, способом приложения усилий для продвижения к новым знаниям. Обучение, таким образом, предполагает: организацию познавательной активности учащихся, стимулирование ее, управление процессом усвоения знаний путем правильного структурирования учебного материала, а также путем контроля и побуждения учеников к самосовершенствованию.