Стратегии инновационных отраслей.
Инновации появляются в результате научно-технического прогресса, использования традиционных технологий в новых отраслях, возникновения новых личных потребностей, проблем окружающей среды, новых финансовых инструментов и инструментов управления риском. Стратегии зрелых отраслей:-не допускать появления новых участников и таким образом сохранять возможность поддержания уровня прибыли;-избегать ценовых войн с конкурентами, поскольку это может крайне отрицательно сказаться на уровне прибыли;-контролировать поставщиков и дистрибьюторов.
Стратегии отраслей, переживающих спад:-Стратегия лидерства: агрессивное ценообразование, поиск новых рынков и приобретение известных торговых марок в отрасли. -Стратегии поиска свободных сегментов рынка (ниш) во избежание непосредственной конкуренции. -«Уборка урожая", когда компания, решившая выйти из данной отрасли, максимально урезает расходы на рекламу и объемы инвестиций.-Изъятие капиталовложений: продажа компании, прежде чем отрасль окончательно пойдет ко дну. Успех этой стратегии заключается в своевременности и в том, чтобы найти покупателя, согласного с предложенной стоимостью компании.
27.Управление инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент-внедрения и использования новшеств и инноваций с целью более полного удовлетворения общественных потребностей и максимизации прибыли.
Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, и т. д. Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР и т. д.).Функции инновационного менеджмента организации: целеполагание, прогнозирование и планирование, организация, координация, регулирование, мотивация, контроль. Целями инновационной деятельности предприятия являются: повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, увеличение конкурентных преимуществ на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов.Методы: Административные методы управления – это методы, опирающиеся на систему законодательных актов страны и региона; систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации; систему планов, программ, заданий; систему оперативного руководства. Методы управления экономические – методы экономического регулирования отношений между субъектом и объектом управления при помощи налоговой системы страны и региона, кредитно-финансового механизма, таможенной системы, экономических нормативов функционирования фирмы, системы мотивации за качественный труд, применения методов оптимизации целей менеджмента. Методы управления социально-психологические – методы, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе (работнике) по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов. Государственная политика в отношении инноваций строится на следующих принципах: – максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности; и др. В инновационном менеджменте решения чаще всего принимаются в условиях неопределенности и риска. Процедура принятия решения требует от менеджмента полноты информации, максимальной компетентности менеджера и характеризуется принятием риска и ответственности.
28. Оценка эффективности инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент включает:1. разработку планов и программ инновационной деятельности;2. наблюдение и контроль за ходом разработки новой продукции и её внедрением;3. рассмотрение проектов создания новых продуктов;4. проведение единой инновационной политики предприятия;5. обеспечение финансами, материальными ресурсами, квалифицированным персоналом программ инновационной деятельности;6. осуществление эффективной мотивации изменений;7. создание и развитие организационных форм инновационной деятельности;8. создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных задач. В инновационном менеджменте выделяют две составляющие: стратегическую и оперативную. Первая включает разработку целей и стратегий инновационного развития, планов реализации стратегии. Вторая составляющая является этапом оперативного управления. Она имеет функциональный прикладной характер и направлена на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. Главным результатом инновационной деятельности должно быть создание более наукоемкой и конкурентоспособной продукции.
29. Менеджмент качества
Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции. Показатели качества продукции квалифицируются по признакам: по характерным свойствам (назначение, надежность); по количеству характеризуемых свойств (единые, комплексные (групповые); по способу выражения (стоимостн, натур); по стадии определения значений ( прогнозированные, проектные, производственные, эксплуатационные).
Управление качеством подразумевает действия, осуществляемые при разработке производстве и эксплуатации продукции в целях установления обеспечения и удержания необходимого уровня ее качества.
В основе любой системы УК лежат 3 принципа:1. обеспечение качества; 2. управление качеством; 3. улучшение качества – постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления совершенствования управления производством, предприятием и системой качества. Сертификация – форма поддержания соответствия (обязательная и добровольная). Обязательной подлежит продукция, кот опасна для жизни человека.Общие требования к построению и функционированию современных систем управления предприятиями отражены в международных стандартах по управлению качеством ИСО серии 9000 и ИСО серии 1400. Серия ISO 9000 рассматривает «Управление качеством». Это означает, что организация, внедрившая данный стандарт, стремится: удовлетворить требования потребителя к качеству продукции; соблюдать соответствующие требования законодательства; повысить удовлетворенность потребителя продуктом; проводить постоянное улучшение своих показателей по достижению поставленных целей. Серия ISO 14000 рассматривает «Управление окружающей средой». Это означает, что организация, внедрившая данный стандарт, стремится: уменьшить вредное воздействие от производственных процессов на окружающую среду достичь постоянного улучшения своих экологических показателей.
30. Эффективность управления предприятием
Под эффективностью понимается уровень (степень) результативности работы или действия в сопоставлении с произведенными затратами. Эффективность системы управления предприятием можно расценивать как результат действия системы управления, обеспечивающей в управляемом объекте достижение поставленных целей при наименьших затратах. Эффективность управления - это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы предприятия, фирмы. Оценка эффективности управления должна быть комплексной и учитывать степень использования ресурсов и возможностей развития фирм, достижения производственных, экономических и социальных целей. Определяя эффективность системы управления, необходимо оценивать: структуру управления, включая штаты управленческого персонала; труд в системе управления, его организацию, условия, результативность; технологию управления в системе, включая информационную подсистему, технологию выполнения функций, процедуры принятия и реализации управленческих решений; методы управления, в том числе экономические, организационно-распорядительные и социально-психологический; экономичность системы управления, характеризующуюся объемом затрат на управление; влияние системы управления на технико-экономические показатели производства и социальные процессы.