Развитие представлений о сущности эмоций Бихевиористская теория о сущности эмоций

Согласно Дж. Уотсону эмоции есть "наследственная, "шаблонная" реак­ция, включающая глубокие изменения механизма тела как целого, и, в частно­сти, висцеральной и железистой системы" (24, с. 460). В ходе изучения в рамках бихевиористской психологии так называемых условных эмоций был выделен ряд закономерностей. Такие эмоциональные явления как любовь, гнев, страх на­ряду со многими инстинктивными реакциями являются врожденными и про­должают существовать в течение жизни индивида, обусловливая появление ус­ловных эмоций.

Процесс обусловливания сводится к тому, что первоначально не вызы­вающие какой-либо эмоциональной реакции, могут ее вызвать при условии, что эти стимулы сочетаются (однократно или многократно) во времени появления с безусловным стимулом. Сложные эмоциональные реакции могут образовывать­ся по механизму обусловливания за счет временного присоединения одного простого стимула к нескольким безусловным. Таким образом, механизм образова­ния условных рефлексов является главным для понимания вопроса о многообра­зии эмоций.

Обобщенность эмоций (однотипность по модальности эмоций, относя­щихся к разным по содержанию объектам) была объяснена механизмом перене­сения. Сходство условных стимулов (их одновременность, наличие сходных, но несущественных признаков) приводит к образованию сходных недифференци­рованных эмоциональных реакций.

Изменение знака и модальности эмоций объяснялись механизмом размы­кания, суть которого состоит в одновременном сочетании вызывающих различ­ные по знаку и модальности эмоции раздражителей. Так, для устранения страха важно, чтобы вызывающий отрицательные эмоции раздражитель сочетался с во­влечением " висцерального компонента общей реакции организма" (20, с. 43), с вовлечением пищеварительного аппарата.

Психоаналитическая теория о сущности эмоций.Психоаналитическая теория рассматривала эмоции в контексте более общей теории мотивации, ядром которой являлось учение об инстинктивных влечениях.

В классическом психоанализе рассматривались отрицательные эмоции или аффекты: реальный и невротический страх; виды страха в связи с различными инстанциями личности (реальный страх, относящийся к Я; невротический страх, относящийся к ОНО; страх совести, относящийся к Сверх-Я); формы невротиче­ского страха: свободный страх (для актуальных неврозов), фобии (для истерии), спонтанный страх (для невроза навязчивых состояний); аффекты в так называе­мых страшных сновидениях; различные рода травматические переживания, при­водящие к длительному энергетическому дисбалансу; бессознательной чувство вины как отражение бессознательной потребности наказания и соответствующей части ушедшей вовнутрь и принятой Сверх-Я энергии; чувство вины как напря­жение отношений Я и Сверх-Я и в этом плане близкое к чувству неполноценности; амбивалентные чувства, возникающие либо в ситуации клинического пси­хоанализа в результате перенесения чувств пациента на личность терапевта; ли­бо при нарциссических проявлениях, при которых удовлетворение влечений ук­лоняется от влияния других лиц; или в интимных, родственных, дружеских про­явлениях.

Строение аффекта, как динамического состояния, описывалось посредст­вом нескольких компонентов:

- моторные иннервации или оттоки энергии (процесс разрядки);

- восприятие состоявшегося моторного действия;

-непосредственные ощущения (или чувства) удовольствия-неудовольствия, которые придают целостному аффекту основной чувственный тон.

Ощущения (или чувства) удовольствия-неудовольствия имеют следующие особенности:

а) вызываются длительностью (а не количеством) изменения психического возбуждения;

б) императивны в том смысле, что автоматически регулируют течение психических процессов (принцип удовольствия). "Каковы, смысл и цели жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения?... Трудно ошибиться, отвечая на этот вопрос: люди стремятся к счастью, они хотят стать или пребывать счастливыми. Это стремление имеет ...отсутствие боли и неудо­вольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения, с дру­гой.... В узком смысле слова под "счастьем" подразумевается только послед­нее... Жизненная цель ... определяется программой принципа наслаждения" (27, с. 269). Конечный результат поведения не всегда приводит к удовольствию, т.к. в реальной жизни действуют другие силы (принцип реальности; конфликтность влечений; возможность прямого или замещающего удовлетворения вытеснен­ых влечений, что вызывает неудовольствие Я и др.), тормозящие стремление к удовольствию. "Успех никогда не обеспечен, он зависит от сочетания многих факторов и, вероятно, ни от одного из них не зависит в той мере, как от способ­ности психической структуры приспосабливаться к окружающему миру и извле­кать из него наслаждения" (28, с. 276). Действие принципа удовольствия осо­бенно явно проявляется в таком защитном поведении, как вытеснение приемле­мых для личности влечений под влиянием страха;

в)по происхождению удовольствия-неудовольствия эндогенны, происте­кая "изнутри нашего психического аппарата", а не из внешнего мира (28, с. 217), и доминируют в сознании над всеми другими ощущениями от внешних раздра­жителей;

г)функция удовольствия прямо проявляется в тенденции понижения пси­хического возбуждения, а функция неудовольствия - повышения психического возбуждения.

По оценкам исследователей (13; 25) представить единое и целостное опре­деление аффекта (эмоции) в терминах классического психоанализа не удается из-за очень широкого и неоднозначного его использования. В общем плане в психоаналитической теории эмоции определяются:

а) как процессы разрядки, средство уменьшения напряжения бессозна­
тельного желания; невозможность адекватно и своевременно аффективно отреа­
гировать в соответствующей ситуации может в дальнейшем стать источником
"постоянного возбуждения для душевной жизни" (29, с. 353), телесных симпто­
мов;

б) как оценки ситуации, как сигналы об опасности повтора опасных си­
туаций;

в) как явления, помогающие Я избавиться от неприятных воспоминаний и
событий.

Когнитивные теории о сущности эмоций.

Базовые положения этих теорий традиционно связывают с идеями немецкого философа и педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), рассматривавшего эмоции как вторичные со­стояния, зависящие от представлений. Динамика представлений связана со зна­ком эмоций: взаимное усиление различных представлений вызывает положи­тельные эмоции, а их задержка - отрицательные (по: 15). В современных когни­тивных теориях (С Шехтер, В. Лазарус, М. Арнолд) в качестве детерминант эмоций рассматриваются познавательные или интеллектуальные процессы. Ана­лиз и оценка когнитивных теорий эмоций достаточно подробно представлены в ряде учебных пособий (3; 14).

Здесь отметим, что, несмотря на общую идею когнитивных теорий о нали­чии познавательных детерминант эмоций, сами эти детерминанты трактуются по-разному. Так, по мнению С. Шехтера, основным фактором, определяющим интенсивность, модальность и длительность эмоций, является интерпретация доступной субъекту информации о внешнем воздействии и о собственном со­стоянии (по: 3, с. 30). В концепции М. Арнолд познавательной детерминантой эмоций выступает интуитивная оценка (мгновенное, непосредственное, непред­намеренное чувственное суждение) объекта как угрожающего или как такого, которым стоит овладеть. В концепции Р. Лазаруса процессам оценки ситуации (как угрожающей, например) также придается решающее значение для возник­новение эмоций, в частности, стрессовых реакций. Но по мере развития собст­венной теории и накопления результатов экспериментальных исследований трактовки познавательных оценок модифицировались Лазарусом. Первоначаль­но это были оценки, включающие не только относительно простые перцептив­ные функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, элементы прошлого опыта субъекта и т.п. (по: 2). Затем эти оценки были диффе­ренцированы Лазарусом на первичные и вторичные (по: 3, с. 34). Первичные оценки были отнесены к тому, насколько оцениваемый стимул или ситуация за­трагивает картину мира и систему отношений индивида. Бреслав описывает компоненты первичной оценки: релевантность и конгруэнтность цели индивида,са также Я-включенность. Релевантность цели связана с тем, насколько оцени­ваемый стимул или ситуация затрагивает цели и образ жизни индивида; конгру­энтность - насколько оцениваемый стимул или ситуация облегчает (затрудняет) достижение целей и поддержание образа жизни, т.е. соответствует желаниям индивида. Тип Я-включенности - личная и социальная идентичность человека -обусловливает возникновение гнева, чувства вины, если существует угроза сни­жения самооценки, изменения оценки человека другими людьми, обесценивания разделяемых им ценностей и т.п. Вторичные оценки связаны с оценками воз­можности индивида противостоять стимулу (снизить вредоносность угрожаю­щего стимула, усилить контакт с привлекательным стимулом). Компонентами вторичных оценок являются доверие (внутреннее и внешнее), потенциал пре­одоления и ожидания на будущее. Доверие (недоверие) появляется вследствие знания об авторе возникшей ситуации; потенциал преодоления - оценка способ­ностей индивида регулировать и преодолеть возникшую ситуацию; ожидания на будущее - оценка позитивного или негативного влияния возникшей ситуации на жизнь.

В развиваемой в конце 80-х годов XX века когнитивной теории эмоций А. Ортони и др. вновь подчеркивается, что эмоции возникают в результате некото­рых форм когнитивной деятельности, а физиологические, поведенческие и экс­прессивные аспекты эмоций обусловлены предшествующим им когнитивным этапом. По мнению цитируемых авторов эмоции, будучи очень реальными и ин­тенсивными, вытекают непосредственно не из самой действительности, а из когнитивных интерпретаций этой действительности. Указанные авторы пытают­ся найти некие лежащие в основе эмоций когнитивные принципы для того, что­бы "создать компьютерную модель, которая может "понимать", при каких усло­виях , какие эмоции будут, вероятнее всего, испытывать люди. Такая система должна быть способна прогнозировать и объяснять человеческие эмоции, а не обладать ими" (18, с. 333). Ими представлена глобальная структура эмоций, имеющая характер разветвленного логического описания. В основе этой струк­туры лежит допущение о существовании трех основных аспектов мира и проис­ходящих в нем изменений: события, агенты, объекты. События - когнитивное конструирование людьми того, что происходит, независимо ни от каких предпо­ложений о действительных или возможных причинах; агенты - предметы (не­одушевленные предметы, люди, учреждения, ситуации), рассматриваемые как действительные или предполагаемые причинно-эффективные участники в кон­кретном контексте; объекты - определенные аспекты и качества объектов.

Сами эмоции рассматриваются авторами как валентные реакции, каждая из которых всегда является реакцией на последствия событий, действия агентов, аспектов объекта. На последствия событий возникает тип эмоций, обозначенный авторами как "довольный и недовольный" (более конкретно: доволен и недово­лен, радость и страдание, надежда и страх, облегчение и разочарование, жалость и возмущение; на действия агентов возникают эмоции Атрибуции, в общем пла­не обозначенные как одобрение или неодобрение (более конкретно: одобрение и неодобрение, гордость и стыд, восхищение и упрек); на аспекты объектов - эмо­ции Аттракции, моментальные (а не длительные установки) по своей природе и обозначенные как нравиться и не нравиться (более конкретно: недифференциро­ванные эмоциональные и эстетические реакции, описываемые как любовь и не­нависть к кому-то или к чему-то).

Тест рубежного контроля

Выберите правильный ответ.

1) Согласно взглядам Б.И. Додонова эмоциональные оценки онтогенетиче­ски сформировались:

а) одновременно с нравственными в) раньше познавательных оценок
оценками г) позже нравственных оценок

б)позже познавательных оценок

2) Эмоциональная регуляция в "чистом виде" есть регуляция:

а) произвольная в)преднамеренная

б)непроизвольная г)послепроизвольная

3) Согласно П.К. Анохину, эмоции определяют качество воздействия с помощью критерия:

а)выживаемости в)вредности

б)оптимальности г)выгоды

4). Кому принадлежит высказывание: "Нет в психологии глав более тем­
ных, чем ... две главы" - чувство и воображение"?
а)А.Н. Леонтьеву в)В.К. Вилюнасу

б)Б.И. Додонову г)Л.С. Выготскому

5) В структуре эмоций эмоциональное переживание обозначается как:

а)содержательный компонент в)субъектный компонент

б)субъективный компонент г)смысловой компонент

6) Согласно Д.А. Леонтьеву эмоция как форма субъективной презентации в образе личностного смысла объектов и явлений является:

а)главной, но не единственной в)единственной, но не главной

б)главной и единственной г)не единственной и не главной

7) Эмоциональное переживание есть:

а) предметное содержание психического образа

б) представление в сознании модальности самого психического процесса

в) опосредованная внутренняя субъективная данность
г)непосредственная внутренняя субъективная данность

8) В бихевиористской теории обобщенность эмоций была объяснена меха­
низмом:

а)перенесения в)анализа

б)отрицания г)интеграции

9) Согласно взглядам З.Фрейда, функция удовольствия прямо проявляется
в тенденции:

а)повышения психического возбуждения

б)понижения психического возбуждения

в)стабилизации имеющегося психического возбуждения

г)никак не влияет на психическое возбуждение

10) Когнитивные оценки, связанные с оценками возможности индивида
противостоять стимулу, Р. Лазарус относил к:
а)первичным в)неспецифическим

б)вторичным г)ситуативным

Правильные ответы: 1)в; 2)6; 3)а; 4)г; 5)в; 6)а; 7) г; 8)а; 9)6; 10)6.

Модуль 2. Связь эмоций с когнитивными процессами Цель модуля:1) выделить аспекты изучения связей эмоций скогнитив­ными процессами; 2) раскрыть условия возникновения и основные закономерно­сти функционирования эмоциональных явлений, обусловливаемых и обусловли­вающих протекание когнитивных процессов (аффективный тон ощущений, эмо­циональный тон впечатления, феномен перцептивной защиты, истинная и лож­ная эмоциональная память, проявление эмоций в связи с воображением, интел­лектуальные эмоции и т.д.).

Наши рекомендации