Схема рассмотрения акцентуаций
Описание типов акцентуации по Леонгарду – Шмишеку
- Общее описание типа
- Социально адаптивные черты и ситуации, способствующие наибольшей продуктивности
- Ситуации, вызывающие стресс (стрессогенные ситуации)
- Черты характера, мешающие адаптации
- Профессиональные особенности (проявляются так же в учебной и общественной деятельности)
Примечание: данное описание не является абсолютным отражением социально-психологического профиля личности, а лишь указывает на его склонность к указанным характерологическим и физиологическим особенностям.
Тип акцентуации | Общее описание типа | Социально адаптивные черты и ситуации, способствующие наибольшей продуктивности | Ситуации, вызывающие стресс | Черты характера, мешающие адаптации | Профессиональные особенности |
1. Гипертимный тип | Добр, отзывчив, беззаботен. Свойственно хорошее настроение, общительность, стремление к лидерству, высокий жизненный тонус. Присущи активность, оптимизм, склонность к риску. Из-за неустойчивости внимания и недостаточного упорства его интересы поверхностны. Не терпит стеснения свободы. Плохо переносит критику в свой адрес. Находчив, умеет приспосабливаться к трудностям. Бурно переживает неудачи, но они не выбивают его из колеи. К правилам и обязанностям относится легкомысленно. Тяготится одиночеством. Неразборчив в выборе знакомств. Быстро устает от привычного круга общения, ищет новые компании, легко адаптируется в незнакомом обществе. Эмоции просты, естественны и понятны окружающим. | оптимизм, жизнелюбие, энергичность; общительность; инициативность; предприимчивость, находчивость в нестандартных, стрессовых ситуациях; способность вызывать доверие; развитое чувство юмора; высокая мотивация достижений; независимость от мнений и оценок окружающих; открытость к новой информации. Ситуации, способствующие наибольшей продуктивности Деятельность, связанная с постоянным общением; большое количество поверхностных контактов; необходимость оперативных решений без их глубокой проработки. | однообразие обстановки; монотонная деятельность; ограничение двигательной активности; тщательная, кропотливая работа; жестко регламентированная система в организации; работа в условиях навязанной извне деятельности; чрезмерная опека, постоянный контроль; отсутствие соперничества; необходимость тщательного анализа информации; необходимость принимать ответственные решения; фрустрация потребности в самореализации; вынужденное одиночество; ограничения деятельности, связанные с возрастными изменениями. Типичные способы совладания со стрессом расширение контактов; фантазирование; стремление к усилению внешней стимуляции (творчество, выбор неординарных, рискованных решений, актуализация нереализованных возможностей); вербальная агрессия импульсивного характера; кардинальная смена деятельности, поиск альтернатив. | чрезмерная активность и общительность; импульсивность; общее беспокойство, суетливость; отсутствие терпения, усидчивости; неспособность к длительной концентрации внимания, неустойчивость к помехам; разбросанность в мыслях и делах (желание все успеть в сочетании с постоянной спешкой и опозданиями); неспособность выделить этапы в выбранной деятельности; отсутствие стремления доводить начатое дело до конца; склонность к неоправданному риску (авантюризм); неадекватная легкость в отношении жизненных проблем; необдуманность поведения, высказываний; нарушение этических норм (вульгарность, грубость); непостоянство в межличностных отношениях; неразборчивость в контактах; низкая дисциплинированность, безответственность; слабо развитое чувство долга и способность к раскаянию; отсутствие самокритики. | Прекрасно чувствует себя в начале организации любого дела, в новой обстановке, в экстремальных ситуациях, в условиях риска. Мотивация к деятельности формируется как вызов, профессиональный рост определяется высоким уровнем притязаний – таким людям важно подтвердить свою способность справляться с трудностями на пути к достижению высокого результата. Дефицит материального вознаграждения за работу компенсируется ощущением собственной значимости, а также необходимостью постоянно проявлять изобретательность и способность к творчеству. Отрицательным проявлением гипертимной личности является склонность создавать видимость продуктивной деятельности. Она с энтузиазмом берется за любое дело, строит немыслимые планы, при этом не всегда заботится об их воплощении в жизнь, может легко отказаться от задуманного, игнорируя при этом установленные договоренности. Смена видов деятельности и мест работы не вызывает у такого человека особых затруднений, внутренних проблем, включая чувство вины перед «родным коллективом» и работодателями. |
2. Застревающий тип | Характеризуется склонностью долго переживать сильные чувства: обиду, гнев, страх, особенно, когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-либо внешних обстоятельств. Свои успехи человек с данным типом акцентуации может переживать тоже довольно долго и ярко. Самыми распространенными поводами для застревания являются: ревность, зависть, несправедливость, непризнанные инициативы или изобретения. Настойчивый, упорный человек, противится изменениям, трудно переключается на другую ситуацию в процессе деятельности. Остро реагирует на несправедливость (действительную и мнимую), часто проявляет недоверчивость. Свойственно честолюбие, которое может проявляться, как положительная черта (успехи достигаются усердием), и как отрицательная черта (если честолюбие удовлетворяется принижением других людей или использованием их в своих интересах). | Социально адаптивные черты высокая работоспособность, выносливость; высокий уровень притязаний, высокие требования к себе; упорство в достижении поставленной цели; обязательность, стремление все делать тщательно; принципиальность; устойчивость взглядов, интересов; умение отстоять свою позицию (даже в ситуациях группового давления). Ситуации, способствующие наибольшей продуктивности признание заслуг; следование его примеру; поощрение привязанностей. | Стрессогенные ситуации ситуации неопределенности; нарушение прогнозируемой перспективы; выражение сомнения в личных достоинствах, насмешки; ситуации, в которых на авторитет и власть покушается более сильный лидер. Типичные способы совладения со стрессом враждебность, агрессивность; проявление повышенной осторожности; уход в себя; обретение смысла жизни в собственной деятельности, мало зависимой от других людей. | Черты, мешающие адаптации болезненное самолюбие, обидчивость; самонадеянность; высокомерное отношение к людям; ограниченный круг общения; отсутствие сопереживания и ориентации на достижение целей группы; властолюбие; необоснованная подозрительность; злопамятность, мстительность; склонность к формированию сверхценных идей (фанатизм). | Профессиональные особенности Достигает высоких результатов в выбранной сфере (производственной, творческой) деятельности. Обладает способностью эффективно работать в любых условиях. Отличается целеустремленностью, активностью, высоким стремлением к профессиональным достижениям и карьерному росту. |
3. Эмотивный тип | Свойственны богатство, яркость и глубина эмоциональных переживаний, чувствительность к знакам внимания, крайняя изменчивость настроения. Чаще встречается у женщин. Отличается отзывчивостью, гуманным отношением к миру, мягкостью и душевной теплотой. Более тонко реагирует на происходящие события, чем другие люди: легко поддается чувству жалости и сострадания. Развитая интуиция позволяет почти безошибочно определять отношение к себе окружающих. Ответная реакция возникает незамедлительно и открыто, что отчетливо выражается в мимике. Душевное потрясение может оказать сильное воздействие и вызвать депрессию, при этом тяжесть депрессии соответствует тяжести события. | Социально адаптивные черты глубокие, искренние чувства; способность к сопереживанию; способность радоваться успехам других людей; высокая дисциплинированность, работоспособность; самокритичность; развитый эстетический вкус. Ситуации, способствующие наибольшей продуктивности общение в сфере искусств; необходимость субъективного проникновения в переживания других; отсутствие формальных ограничений в общении, деятельности; отсутствие внешнего контроля. | Стрессогенные ситуации нарушение этических норм, асоциальное поведение окружающих; грубость, черствость окружающих; равнодушие к эмоциональному состоянию; отсутствие теплых эмоциональных связей; болезнь или утрата (физическая и психологическая) близких людей; публичное выступление. Типичные способы совладания со стрессом саморегуляция; психологическая защита (рационализация, «уход в болезнь»). | Черты, мешающие адаптации склонность к длительному переживанию чувств; ранимость (излишняя чувствительность к критическим замечаниям, болезненная обидчивость); вспышки ревности или гнева; мнительность; растерянность в трудных ситуациях; высокая субъективность оценок, «пристрастность». | Профессиональные особенности Характерно постоянное стремление к самообразованию и личностному развитию. Важны теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, лояльное отношение со стороны начальства и общий эмоциональный комфорт. Если перечисленные выше условия соблюдаются, такой человек не будет стремиться к поиску других мест работы (даже при условии больших материальных благ). Как правило, не претендует на роль лидера. Однако чувство долга, ответственность, исходящие из его ценностных ориентаций, оказывают большое влияние на окружающих, и часто становятся этическими стандартами профессиональной деятельности коллектива, в котором он работает. |
4. Педантичный тип | Свойственны аккуратность, избегание высокой ответственности. Отличается преувеличенной приверженностью к определенному порядку. Обычно жестко следует плану, а при его нарушении испытывает раздражение. Противится изменениям, так как ему трудно переключаться на что-либо новое. Придает большое значение внешней стороне дела и мелочам, требует того же от других. Такие особенности педантичных людей определяются их стремлением постоянно контролировать ситуацию, попыткам подчинить своей воле независящие от них обстоятельства. | Социально адаптивные черты надежность, аккуратность; четкое следование нормам; требовательность к себе и другим; добросовестность и тщательность в исполнительской деятельности; постоянное стремление учиться, совершенствовать навыки; заботливость, способность брать на себя ответственность за здоровье и благополучие близких людей; ровное настроение. Ситуации, способствующие наибольшей продуктивности стабильность отношений; возможность реализации заданий в соответствии с инструкциями или определенными требованиями обстановки. | Стрессогенные ситуации отсутствие четких инструкций и перечня требований; повышенные нагрузки; условия выбора с большим количеством альтернатив; принятие и реализация решения в условиях ограничений во времени; высокая ответственность за других людей или результат работы группы; недооценка заслуг. Типичные способы совладания со стрессом поиск регламентирующей информации; рационализация; уход в болезнь. | Черты, мешающие адаптации трудности в принятии решений; трудности адаптации в новых условиях; формализм (придает слишком большое значение внешней стороне дела и мелочам); склонность к самообвинению; нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки; долгое переживание травматических событий. | Профессиональные особенности Лица с развитой педантичностью добросовестны, аккуратны, подвергают тщательному и всестороннему анализу свою деятельность, достойны высокого доверия руководства, коллег. Не претендуют на лидерство, являются надежными партнерами в работе. Такие люди хорошо осознают ответственность по отношению к делу, которое им поручено, к месту работы, которое предпочитают не менять в течение длительного времени или на протяжении всей трудовой жизни. Крайние проявления данного типа могут создавать проблемы в работе. Так, стремление к совершенству в деталях там, где это не важно для дела, может приводить к конфликтам с коллегами. Такая позиция приводит к постоянному внутреннему напряжению, не позволяет расслабиться и отключиться от рабочих проблем. Невозможность все выполнить так, как требует их добросовестность, ограничивает возможности педантических личностей в карьерном росте. |
5. Тревожный тип | Застенчивость, впечатлительность, развитое чувство долга, чувство собственной неполноценности. Учится старательно, исполнительны. Могут занимать руководящие посты, если их назначат, но лидерами не являются. Предъявляет высокие моральные требования к себе и окружающим. Возможно недовольство своими волевыми качествами. Отличается ощущением беспокойства, внутренней напряженности. Характерны постоянные сомнения в правильности своих поступков и мыслей, стремление сглаживать и избегать конфликтов любой ценой. От нападений они предпочитают не защищаться, поэтому часто становятся мишенями для шуток или «козлами отпущения» в группе. Проявляется неспособность отстаивать свою позицию в спорах, особенно в ситуациях, когда противник показывает силу. В ряде случаев тревожные люди компенсируют свою неуверенность путем самоуверенного и даже дерзкого поведения, однако такие реакции чаще всего возникают только в экстремальных ситуациях. | Социально адаптивные черты высокая ответственность; обязательность, исполнительность; строгое следование нормам, правилам; способность рассчитывать свои силы; самокритичность; надежность и постоянство привязанностей; доброжелательность. Ситуации, способствующие наибольшей продуктивности выполнение простых, монотонных, предсказуемых операций, не связанных с эмоциональным напряжением; точно определенные права и обязанности; однозначные и благоприятные отношения с другими людьми; поощрения за успехи. | Стрессогенные ситуации незнакомый круг общения; необходимость принимать решения в условиях дефицита информации, лимита времени; ситуации, требующие мобилизации усилий, выносливости и уверенности в себе (публичные выступления, экзамены, соревнования и т.п.); несправедливые обвинения, насмешки; болезнь или смерть близких людей, разговоры о смерти; одиночество; указания на непорядочные поступки и недостатки, на предательство, стукачество и вранье. Типичные способы совладания со стрессом все виды психологических защит, в том числе – «уход в болезнь». | Черты, мешающие адаптации заниженная самооценка (постоянные сомнения в себе, в своих суждениях и поступках); ранимость; нерешительность; неумение дать отпор; низкая устойчивость в стрессовых ситуациях, ощущение беспомощности, неуверенности, бессилия перед внешними факторами; низкая продуктивность деятельности; тенденция «прилипать» к обстоятельствам и людям; молчаливое согласие с несправедливым, но привычным ходом событий. | Профессиональные особенности Лица тревожного типа достигают больших успехов практически в любой деятельности в связи с развитой критичностью и стремлением к постоянному самосовершенствованию. |
6. Циклоидный тип | Циклические изменения эмоционального фона и активности, склонность к колебанию настроения в сторону понижения. У девушек распространено больше. В субдепрессивной фазе – все валится из рук, тяготятся общением, депрессивный настрой, раздражительность. Нарекания со стороны близких могут вызвать уныние. Могут возникать суицидальные мысли. По окончанию фазы проявляются черты гипертимного типа. Реалисты, терпимо относятся к недостаткам окружающих. У них могут быть резкие вспышки, когда они сердятся, но при этом напряжение и злоба не проявляются, быстро успокоившись, они никого не успевают обидеть. В периоды подъема они общительны и приветливы, легко знакомятся с новыми людьми и находят со всеми общий язык. В период спада превращаются в пессимистов, мрачно переживающих даже мелкие неудачи. Избегают любых контактов. С трудом засыпают, аппетит может быть снижен или отсутствовать. Настроение бывает хуже с утра, при этом наблюдается упадок сил и общая «вялость». | Социально адаптивные черты нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности; общительность, находчивость в стрессовых ситуациях; готовность брать ответственность на себя; рассудительность; умение вызывать доверие. Ситуации, способствующие наибольшей продуктивности индивидуальный темп труда; отшельнический образ жизни. | Ситуации, вызывающие стресс ситуации резкой и глубокой смены состояний, обстановки; коренная ломка какого – либо жизненного стереотипа; необходимость общения с большим количеством людей; регламентированная деятельность (работа по заданию и в срок); необходимость длительно сохранять высокий уровень работоспособности; смена привычной обстановки; невозможность реализации выполнимых ранее программ; условия конкуренции; ущемление достоинства; разлука с близкими людьми; эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц. Типичные способы совладания со стрессом поиск новых адаптивных форм поведения, позволяющих наиболее полно и продуктивно реализовывать себя; | Черты, мешающие адаптации неустойчивая самооценка; вспышки раздражительности; обидчивость, придирчивость; отсутствие последовательности, логики в принятии и реализации решений; замкнутость, погруженность в свой внутренний мир; паническая реакция на изменения в собственной социальной позиции; склонность к самообвинениям; субъективность оценок. | Профессиональные особенности К работе и своим обязанностям циклотимные личности относятся добросовестно, но при повышенном настроении могут проявлять легкомыслие, бессистемность. В период пониженного настроения становятся апатичными и бездеятельными, все валится из рук. Работа, которой они занимались с увлечением, начинает их тяготить. |
7. Демонстративный тип | Общительный и обходительный человек. Проявляет артистичность, неординарность в мышлении и поступках, стремится ко всему яркому, нестандартному. Отличается способностью к самовнушению и умением оказывать влияние на окружающих, в том числе вызывать расположение и доверие к себе, склонен к манипулированию. Легко устанавливает контакт, стремится к лидерству. Умеет видеть и получать собственные преимущества в самых неблагоприятных условиях. Отличается склонностью к интригам при внешней мягкости общения. Характерны такие чувства как зависть и ревность. Чужой успех он часто расценивает как собственную неудачу. При этом может обвинять окружающих в том, что его недооценили. Может раздражать окружающих своей самоуверенностью, высоким уровнем притязаний. Систематически провоцирует конфликты, при этом активно защищается. Демонстративной личности необходимо внимание всех окружающих, которое она стремится получить любой ценой. Один из наиболее распространенных способов добиться внимания состоит в блестящей презентации себя и своих способностей (независимо от реального уровня их развития). | Социально адаптивные черты решительность, смелость; широкий круг общения; дружелюбная манера общения; артистичность; личное обаяние; яркость в выражении чувств; способность заражать окружающих силой собственных чувств; развитая интуиция; способность к сопереживанию; умение легко приспосабливаться к любой ситуации; хорошая саморегуляция; хорошая обучаемость; умение преобразовывать конфликтные ситуации во взаимовыгодные; высокая мотивация достижения; Ситуации, способствующие наибольшей продуктивности возможность устроить «шоу», быть на сцене в широком смысле этого слова; возможность распоряжаться; возможность заботиться о других. | Стрессогенные ситуации монотонная деятельность; регламентированные условия деятельности (в том числе, лимит времени); выражение сомнений в достоинствах демонстранта; недооценка заслуг; равнодушие; Типичные способы совладания со стрессом расширение контактов; смена деятельности. | Черты, мешающие адаптации неустойчивая самооценка; переоценка своих возможностей, притязания на первенство в любой ситуации (часто безосновательные); отсутствие границ между вымыслом и реальностью; склонность к неоправданному риску; склонность к манипуляциям (преувеличение своих проблем; имитация острых аффективных реакций; использование различных форм шантажа: «если ты не сделаешь, то я…»); конфликтность; неспособность к длительной и тщательной работе; склонность «увиливать» от решения неотложных вопросов в критических ситуациях, актуальных для общего дела. | Профессиональные особенности Демонстративные личности добиваются успеха в тех областях, где на первое место выступает проблема оперативной ориентировки в непредсказуемой ситуации, в творческих, коммуникативных профессиях. Стремление к неординарности, внешним эффектам в сочетании с решительностью, артистизмом, обаянием делает их незаменимыми сотрудниками в области ведения переговоров, например, для создания и поддержания имиджа компании. В современных условиях демонстративных личностей может привлекать, к примеру, торгово-посредническая деятельность. При этом ничего не надо самому создавать, только рекламировать товар, перепродавать. Этим обеспечивается быстрый темп деятельности, личность находится все время на виду, может получать немалые прибыли. |
8. Возбудимый тип | Характерны низкий самоконтроль, импульсивность, конфликтность, склонность к необдуманным поступкам. У возбудимой личности затруднено восприятие чужих мыслей, поэтому часто приходится прибегать к долгим и детальным объяснениям, для того чтобы добиться понимания с ее стороны. Часто выражает недовольство, проявляет раздражительность, резкость и грубость в ответ на критику, на ущемление личных интересов и потребностей. В состоянии крайнего аффекта возбудимый человек может проявлять не только словесную, но и физическую агрессию, о чем потом нередко сожалеет. Нередко неразборчивы в еде и питье, склонны к употреблению спиртных напитков. | Социально адаптивные черты высокий уровень притязаний; высокая мотивация достижений; стремление к достижению результата «здесь и сейчас»; непосредственность поведения; решительность, смелость; стремление к лидерству; чувствительность, нежность, внимательность к тем, кто нуждается в его защите, покровительстве, доверяет ему (социально выраженная роль «защитника слабых», «супергероя»); добросовестность и аккуратность в эмоционально благоприятных ситуациях. Ситуации, способствующие наибольшей продуктивности физическая активность; работа в одиночестве; наличие внешнего контроля. | Стрессогенные ситуации обвинения; противодействие; моральный и материальный ущерб; сомнения в личных достоинствах; перспектива наказания за проступки; монотонная деятельность; необходимость осуществлять выбор при наличии многих альтернатив; ситуации, в которых более сильный по характеру лидер покушается на их власть. Типичные способы совладания со стрессом прямая вербальная или невербальная агрессия; психологическая защита (замещение – перенос негативных реакций на более слабый объект); физическая разрядка (спорт). | Черты, мешающие адаптации низкая контактность; ослабленный самоконтроль; агрессивность (вспыльчивость, раздражительность, грубость, вплоть до «рукоприкладства», жестокость); игнорирование этических норм; конфликтность, бескомпромиссность, неуживчивость в коллективе; склонность обвинять в проблемах и неудачах всех, кроме себя; самоуверенность; нарушение договоренностей . | Профессиональные особенности Физическая работа, экстремальные условия, ситуация риска, мощного рывка – прекрасные условия реализации потенциала личности этого типа. Способность отстоять свою позицию, помериться силами, выступить за справедливость, проложить путь – в определенных профессиях это незаменимые качества, достойные уважения. Если спросить таких людей о причинах смены места работы или профессии, то редко услышишь ответ о сложности самой работы. Обычно выдвигаются другие мотивы: начальник не хотел пойти на уступки, коллега плохо относится, низкая зарплата (не ценят). Обычно возбудимого человека раздражает не столько напряженность труда, сколько недостатки в его организации; частая перемена мест работы является следствием систематических конфликтов по этому поводу. |
9. Дистимный тип | Выражается в постоянном пониженном настроении, заторможенности психических и моторных актов. В обществе такие люди почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз. Для них характерна робость и нерешительность. | Социально адаптивные особенности ответственность, добросовестность, пунктуальность; склонность ориентироваться на точные факты; увлеченность, глубокое знание того, чем интересуются; независимость в суждениях, наличие собственной позиции; развитые этические ценности и нормы; чувство справедливости; ровный фон настроения; способность долго работать в одиночестве. Ситуации, способствующие наибольшей продуктивности работа с информацией; отсутствие временных ограничений. | Стрессогенные ситуации большие физические и эмоциональные нагрузки; интенсивная стимуляция (резкие, громкие звуки, сильное освещение, шумные компании); необходимость устанавливать контакт с новыми людьми; необходимость быстро переключаться с одной ситуации на другую; необходимость оперативно принимать решения; ответственность за других (не близких) людей; вторжение во внутренний мир; необходимость реализовывать практические планы. Типичные способы совладания со стрессом вербальная непрямая агрессия; увеличение дистанции в контактах с людьми. | Черты, мешающие адаптации пессимизм; пассивность; робость, нерешительность; замкнутость, отшельничество; отсутствие стремления поддерживать группу; отсутствие практических навыков, физической ловкости; грубость с близкими людьми. | Профессиональные особенности Выбирает наиболее энергосберегающие тактики, неконфликтен. Инициатива направлена на достижение максимального эффекта минимальными усилиями. Ответственность определяется должностным предписанием. Деятельность всегда индивидуализирована, обособлена, предсказуема. Возможность включения в совместную (групповую) работу рассматривается на специально оговоренных условиях. |
10. Аффективно-экзальтированный тип | Люди этого типа интенсивно реагируют на любые (даже незначительные) события, впадая при этом то в депрессию, то в эйфорические крайности – от самого мрачного до самого мечтательного и счастливого состояния. При этом заметны физиологические проявления: дрожь, холодный пот и тому подобное. Привязанность к близким друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Чувство сострадания к несчастным людям, животным способно довести их до отчаяния. | Социально адаптивные черты общительность; эмоциональность; добродушие; искренность; «острое нравственное зрение», чуткость, готовность помочь. Ситуации, способствующие наибольшей продуктивности возможность иметь «пищу для чувств»; работа на износ. | Стрессогенные ситуации ответственность, высокие требования; регламентированная деятельность, лимит времени; монотонная деятельность; наличие помех в деятельности; недостаток общения; обвинение в непорядочных поступках; публичные указания на физические или другие недостатки; необходимость давать взвешенные оценки. Типичные способы совладания со стрессом вербальная агрессия; психологическая защита (отрицание, уход в болезнь, фантазирование). | Черты, мешающие адаптации зависимость от смены настроения (во время разговора может без объяснений и видимых оснований обидеться, разозлиться); ослабленный самоконтроль (раздражительность, вспыльчивость, нетерпеливость); паникерство; избегание трудностей; склонность к самообвинению; невозможность длительного прогноза деятельности; эгоизм. | Профессиональные особенности Экзальтированными чертами часто обладают творческие натуры, артисты, музыканты, поэты. Являясь эмоционально-эстетическим лидером в группе, экзальтированная личность не проявляет склонности к формальному лидерству, ответственности на себя не берет. |
УСК (Уровень субъективного контроля)
шкала | балл | степень | Описание |
Ио | 1-13 | низкий | Низкий уровень субъективного контроля. Не видит связи между своими действиями и значимыми событиями в жизни. Рассматривает все случившееся в жизни как результат случая или в результате действия других людей. |
14-30 | средний | Средний уровень субъективного контроля. Частично берет на себя ответственность за всю свою жизнь в целом. Придает большое значение влиянию окружающих/судьбы/случая. | |
31-44 | высокий | Наблюдается высокий уровень субъективного контроля. Считает, что большинство важных событий в жизни было результатом его/её собственных действий. Может ими управлять и, следовательно, берет на себя ответственность за свою жизнь в целом. | |
Ид | 0-3 | низкий | Низкий уровень субъективного в области эмоционально положительных событий. Свидетельствует о том, что человек связывает свои успехи, достижения и радости только с внешними обстоятельствами - везением, счастливой судьбой или помощью других людей. |
4-8 | средний | Средний уровень субъективного контроля в области эмоционально положительных событий говорит о том, что человек связывает свои успехи с собственными усилиями. Но не исключает влияния окружающих или счастливого стечения обстоятельств. | |
9-12 | высокий | Высокий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Считает, что всего самого хорошего в своей жизни он/она добился сам. И способен с успехом идти к намеченной цели в будущем. | |
Ин | 0-3 | низкий | Низкий показатель свидетельствует о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатами невезения. |
4-8 | средний | Средний уровень субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям. Говорит о том, что человек разделяет ответственность за негативные события в своей жизни с окружающими. Или иногда полагается на случай. | |
9-12 | высокий | Высокий уровень субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям. Проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах. | |
Ис | 0-3 | низкий | Низкий уровень субъективного контроля в области семейных отношений указывает на то, что субъект считает своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. |
4-7 | средний | Средний уровень субъективного контроля в области семейных отношений говорит о том, что человек разделяет ответственность с партнерами за все события происходящие в семье. | |
8-10 | высокий | Высокий уровень субъективного контроля в области семейных отношений означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. | |
Ип | 0-2 | низкий | Низкий уровень субъективного контроля в области производственных отношений указывает на склонность придавать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, коллегам, везению - невезению. |
3-5 | средний | Средний уровень субъективного контроля в области производственных отношений говорит о том, что человек не склонен перекладывать ответственность за свою учебную и производственную деятельность на других. Но не исключает влияния руководства, везения/невезения. | |
6-8 | высокий | Высокий уровень субъективного контроля в области производственных отношений свидетельствует о том, что человек считает себя, свои действия важным фактором организации собственной производственной/учебной деятельности. | |
Им | 0-1 | низкий | Низкий уровень субъективного контроля в области межличностных отношений указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими. |
2-3 | средний | Средний уровень субъективного контроля в области межличностных отношений говорит о том, что человек делит ответственность за взаимоотношения с окружающими. | |
высокий | Высокий уровень субъективного контроля в области межличностных отношений свидетельствует о том, что человек чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей. | ||
Из | 0-1 | низкий | Низкий уровень субъективного контроля по отношению к собственному здоровью. Считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. |
2-3 | средний | Средний уровень субъективного контроля по отношению к собственному здоровью. Человек разделяет ответственность с врачом и готов прикладывать усилия для собственного выздоровления. | |
высокий | Высокий уровень субъективного контроля по отношению к собственному здоровью свидетельствует о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье и полагает, что выздоровление зависит преимущественно от его действий. |