Общие особенности методологии акмеологии
Общие особенности методологии определяются тем, что акмеология использует общеметодологические принципы и подходы, выработанные человечеством на рубеже XXI века, и одновременно раскрывает их объяснительное для своего предмета значение. Кроме общих методологических принципов современного гуманитарного, естественного и точного знания, она обращается к более специальным, более конкретным методологическим принципам, которые исполняют роль мета-теории, сближаясь с определением предмета акмеологии.
Комплексный подход. Разработка комплексного подхода, приведшая к новой области – человекознанию, связана с именем Б.Г. Ананьева. Она отвечала четко сформулированной им цели – поиску целостного подхода к человеку и интеграции знаний о нем в самостоятельную область знания. Н.А. Логинова дала определение комплексного подхода — направленность на выявление многоаспектности, многофакторности, разнородности онтологических детерминант и онтологических составляющих. Специфика комплексного подхода в акмеологии заключается в том, что он задает ориентацию на единство изучения и реального практического совершенствования человека. Он нацеливает на сопоставление таких разноаспектных модальностей как реальное и идеальное состояние, стихийно-сложившееся и оптимальное качества. Он дает стратегию преобразования наличного уровня развития в высший, оптимальный, он соединяет часто разобщенные аспекты функционирования человека и его развития. Комплексный подход в акмеологии открывает перспективу интеграции разных качеств, модальности человека – как индивида, как личности, как индивидуальности и как субъекта (Н.А. Логинова). Он соединяет представление о личности в жизни, в жизненном пути и в деятельности.
Системный подход. Системный подход выявляет уровневое строение, взаимодействие уровней, обеспечивающее функционирование целого. Развитие принципа системности в психологии связано с именами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова. Специфика системного подхода в акмеологии состоит в том, что ее предмет не имеет четкого уровневого строения, представляет собой онтологически неоднородную, но функционально единую и движимую к оптимальному состоянию систему. Акмеологическая система имеет целевой, проектируемый моделируемый характер. В акмеологии предполагается достижение более оптимального способа организации. Достижение оптимального состояния системы в процессе ее изменения обеспечивается конструктивностью преобразований, наличием алгоритмов, инструментально-оперативных средств акмеологического содействия.
Субъектный подход. Принцип субъекта является парадигмальным для акмеологии. Личность становится субъектом совершенствования как непосредственного самосовершенствования, так и опосредованного своей деятельностью и акмеологическими технологиями. В качестве основного признака субъекта выделены: способность совершенствования, способность человека достигать высшего оптимального уровня своего развития, идеала (С.Л. Рубинштейн). Однако для личности достижение субъектности не есть достижение заранее отмеченной планки, а непрерывное движение к самосовершенствованию (А.А. Деркач). С этой точки зрения понятие «акме» означает не конечный пункт жизненного движения и развития, а ту вершину, с которой открываются новые горизонты дальнейшего движения. Одновременно субъект – это автономия, самостоятельность, инициатива и ответственность. Важнымкритерием субъектности для акмеологии является свобода владения внешними и внутренними условиями своей жизнедеятельности, способности к построению оптимально развивающих саму личность и других людей как субъектов отношений – исторически зрелому типу жизнеотношений (Е.Б. Старовойтенко). Наконец, важнейшим критерием субъектности личности является наличие «я»-концепции, которая, несомненно, представляет собой и базисное личностное образование, но в своей конкретной архитектонике, в своей соразмерности позволяет судить о мере субъектности личности.
Принцип гуманизма. Последним из методологических принципов, которые составляют базис акмеологии, является принцип ценности, гуманизма. Общее философско-методологическое содержание этого основополагающего в развитии человеческого принципа (в силу его многоаспектности, исторической изменчивости и других причин), определяется первоначально выработанной обществом категории идеала или ценности, как блага, как пользы, интереса, цели, человека, и разрабатываемым на этой основе понимание человека как следующего, стремящегося достигающего блага, должного, ценностей. Э.Кант достаточно четко выделил эту нравственную способность человека – подняться над миром необходимости, жестокости, стихийности и самому определить свое поведение по высшим законам человечества. Актуальными в современной психологии, а в последствие и в акмеологии стали исследования оптимизма-пессимизма, счастья, т.е. психологической способности-неспособности человека верить в лучшее, будущее, а тем самым и идеалы и ценности, а также исследования проблемы укорененности–оптимизма–счастья в самой личности (как ее имманентного свойства) или их связи с жизненным путем, его благополучием-неблагополучием (И.А. Джидарьян).
Самым существенным является то, что акмеология в отличие от идеологии, вколачивавшей ценности в сознание людей, является наукой о личности и потому она может предложить и предлагает людям ряд понятий, целую совокупность ориентиров, проблем, на почве которых могли бы заново произрасти ценности (А.А. Деркач).
Принцип ценности для акмеологии совпадает с принципом гуманизма и заключается в приоритете не абстрактных за пределами жизни человека достижимых ценностях, а ценностей его собственной личности, ее здоровья, оптимизма, трудоспособности.
Принципы ценности и гуманизма направлены на поддержку личности:
· путем признания ее качества как субъекта и ее способности самостоятельно разрешать жизненные противоречия;
· на «раскрепощение», актуализацию ее интеллектуальных возможностей, ее сознания как способов, владение которыми дает возможность личности оптимально разрешать противоречия;
· путем моделирования для личности более естественных или искусственных ситуаций, в которых она поднимается на новый уровень раскрытия своих возможностей.
Гуманистическая задача акмеологии состоит в том, чтобы содействовать подлинности жизни человека, полноте его самореализации.