II. Рекомендации по выполнению заданий
В современном мире ни один народ не может существовать изолированно, без культурных контактов с другими народами и культурами. Межкультурное взаимодействие – неотъемлемый и неизбежный атрибут существования народов и стран в нашу эпоху. В ходе межкультурных контактов народы могут открывать новые возможности для культурных заимствований в самых разных областях и сферах, при этом всесторонне обогащаясь, создавая импульсы для внутреннего роста и развития.
Студенту следует прояснить, что в современных условиях расширения обмена между народами и странами в области деловых отношений, туризма, торговли, науки и искусства возникает потребность в научно обоснованной выработке рекомендаций по методам эффективного общения и взаимопонимания. Проблема диалога, взаимопонимания между различными народами становится одной из ведущих.
Следует знать, что человек, вступающий в межкультурный контакт, с представителем иной культуры, может допустить некоторые неточности и ошибки, которые могут быть вызваны нехваткой информации о ценностях и нормах другой культуры; использованием неверной информации относительно чужой культуры; человеческой склонностью видеть только то, что мы ожидаем и хотим увидеть; воздействием ранее полученной информации на восприятие последующей; некритичным отношением к этнокультурным стереотипам.
Важнейшими показателями успеха коммуникации являются прагматический и социально-психологический аспекты. В первом случае эффективность коммуникации определяется достижением поставленной цели и успешностью преодоления различного рода коммуникативных барьеров, возникших в ходе ее достижения. С позиции социально-психологической является важным удовлетворенность от самого процесса общения. Этому сопутствует отсутствие трудностей: напряженности, скованности, внутренних преград и зажатости. В самом общем виде коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с представителями иных культур.
Задачи современного межкультурного образования детей следующие: личностное развитие каждого человека, что предполагает индивидуальный подход к нему; развитие этнической и культурной грамотности; осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развитие интегративных процессов; формирование этнокультурной компетентности, т.е. не только позитивного отношения к наличию в обществе разных этнокультурных групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать с представителями иных культур.
Одним из наиболее распространенных способов обучения межкультурной компетентности в современной науке выступает межкультурный тренинг. Его главное предназначение – снять социальные и психологические трудности приспособления к иной культуре. Межкультурные тренинги делятся на следующие виды: когнитивные, поведенческие и атрибутивные. Познание иностранцев подразумевает изучение двух культур – своей и чужой. Именно сопоставление разных культур дает возможность индивиду более глубоко осмыслить самобытность своей и чужой культуры, а также дает бесценный опыт навыков межкультурного общения, которые ему могут быть необходимы для успешной коммуникации с представителями изучаемой культуры.
Студенты должны уяснить главную идею поликультурного образования в обучении людей разных национальностей и вероисповеданий пониманию друг друга и принятию таковыми, какие они есть. Необходимо знать модели поликультурного обучения, которые могут быть типологизированны по методу обучения (дидактические и эскпериментальные), по содержанию обучения (общекультурные и культурно-специфические).
Обучение межкультурному диалогу открывает современному человеку большие перспективы: делает первый шаг по направлению к другим культурам; дает знание и понимание других культур; открывает теоретическое и практическое богатство других культур; позволяет осознать значимость необходимости учиться у других людей, обогащаться их опытом, понимать сходства и различия в культурах.