Альтернативная интерпретация
Принципы
Принцип первоочередности очень значим во всей психологии. Он говорит о том, что люди больше внимания обращают на свои первые впечатления от событий, чем на последующие. Эти первые впечатления могут относиться к чему угодно: первый полет на самолете, первый раз, как вы покинули дом, ваш первый поцелуй.
Но первое восприятие события у людей не всегда самое лучшее. Многие клиенты постигают значение того или иного события импульсивно и интуитивно и в последствии придерживаются этого первоначального понимания, считая, что оно должно быть правильным. Более поздние оценки, пусть и более объективные, только изредка могут прижиться так же надежно, как и первые. Например, некоторые люди продолжают верить, что тревога приводит к психозу или что напряжение грудных мышц указывает на сердечный приступ просто потому, что это первая Мысль, какая пришла им в голову. Внедрившись однажды, эти идеи с трудом поддаются изменениям.
К сожалению, это правда, что самые первые интерпретации события зачастую оказываются самыми худшими, и клиентам, введенным в заблуждение своими идеями, необходимо рассказать об этой концепции. Они должны научиться воздерживаться от поспешных оценок до тех пор, пока не получат больше информации и не будут точнее воспринимать ситуацию.
Метод
1. Пусть клиент в течение недели делает записи о самых неприятных эмоциях, которые у него за это время возникнут, в одном двух предложениях отмечая активирующее событие (ситуацию) и свою первую интерпретацию события (убеждение).
2. Пусть клиент продолжит это упражнение и на следующей неделе, но в этот раз попросите его придумать еще по крайней мере четыре интерпретации для каждого события. Каждая интерпретация должна отличаться от первой, но быть не менее правдоподобной.
3. На очередном сеансе помогите клиенту решить, какая из тех четырех интерпретаций поддерживается наибольшим числом объективных доказательств.
4. Попросите клиента продолжать поиск альтернативных интерпретаций, временно откладывая первоначальные суждения и принимая решение о корректной оценке только тогда, когда время и расстояние обеспечат необходимую объективность. Продолжайте эту процедуру по меньшей мере в течение месяца, пока клиент не будет выполнять ее автоматически.
Примеры
Ситуация 1
Одинокая 25-летняя женщина только что порвала со своим другом.
Первая интерпретация
Со мной что-то не в порядке. Я неадекватна и, наверное, никогда не смогу построить продолжительные отношения с мужчиной. Альтернативные интерпретации
1. «Я встретила не того мужчину».
2. «Я не хочу расставаться со своей свободой прямо сейчас».
ПАМЯТКА: ОБЪЕКТИВНОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ
Мы все окружены внешней реальностью. Она воздействует на наши органы чувств, наше тело и наш мозг. Мы в ней рождаемся, живем и умираем. Мы, не можем наблюдать эту реальность непосредственно, мы ее только интерпретируем при помощи мозга. Обычно наше восприятие ясное и чистое, и мы можем ощущать настоящую боль, настоящую грусть и настоящий страх, но это все возмещается тем, что мы также можем испытывать настоящие радость, счастье и удовлетворение.
У многих из нас в детстве, когда все виделось более четко и ясно, было не столь искривленное восприятие окружающей действительности. Но становясь старше, мы начинаем терять незамутненноетъ опыта, и внешний мир погружается в туман. Мы отдаляемся от окружающей реальности все больше и больше по мере того, как наш мозг начинает создавать воображаемые системы, которые блокируют наше восприятие и искажают естественные чувства. Воззрения других людей, например родителей, или культуры в целом начинают внедряться и искривлять наш. собственный взгляд на этот мир. Некоторые из нас вообще лишаются собственного мнения.
Там, где раньше только осязаемая боль могла заставить нас почувствовать себя несчастными, теперь новые абстракции и мысленные фантазии приводят к страданиям. Там, где когда-то плач вызывал ушибленный палец, слезы порождаются оскорбленными чувствами. Там, где когда-то боль прекращалась в тот же момент, как удалялся стимул, там сейчас мучения длятся неделями, месяцами и даже годами после исчезновения вызывающего их явления. Когда-то мы находили величайшую радость в чистых и светлых чувствах, теперь же мы выкидываем осязаемое удовольствие и счастье ради метафизических абстракций. Эти абстракции не дают нам ничего материального, ни тепла, ни близости, потому что это пустые иллюзии, обманные удовольствия. Часто мы. пренебрегаем бесценным богатством незамутненного восприятия ради изощренных представлений о мире, которые мы были приучены строить.
Лучшей возможностью для вас приобрести подлинное счастье является возврат к внешней реальности, а лучшим способом этого достичь —развеять как можно больше иллюзий и начать снова смотреть на мир ясными глазами. Поэтому обратите внимание на свои мысли и посмотрите, какие из них основаны на фактах, а какие надуманы.
3. «Я и мой друг несовместимы на биохимическом уровне».
4. «Мой друг боялся связывать себя отношениями со мной».
Ситуация 2
После приема транквилизаторов в течение года клиент уходит от них. На следующий день он ощущает небольшую тревогу.
Первая интерпретация
«Я так и знал. Таблетки были мне необходимы, чтобы избавляться от тревожности, без них я сорвусь».
Альтернативные интерпретации
1. «Я волнуюсь, потому что у меня больше нет моих «костылей». Я лишился своей подкормки».
2. «Я тревожился и до того, как прекратил прием таблеток, поэтому напряжение может быть вызвано чем-то иным».
3. «Я беспокоился тысячи раз и с таблетками, и без них. Это продолжается всего лишь час или около того, а затем проходит. Так будет и на этот раз».
4. «В отсутствие лекарств в моем организме я чувствую себя по-другому, не хуже и не лучше, а просто иначе. Я называл это другое ощущение «тревогой», потому что я интерпретирую все непривычные чувства как что-то пугающее, но я с таким же успехом мог назвать это чувство «незнакомым». Оно не так опасно».
Ситуация 3
Муж клиентки сказал, что у нее толстые ноги.
Первая интерпретация
«У меня нелепые ноги. Я бесформенная. Мне не стоит надевать шорты, потому что все тогда их увидят. Природа меня обделила».
Альтернативные интерпретации
1. «Он идиот!»
2. «Он рассердился на меня, потому что обед еще не был готов. Он
знает, что я болезненно отношусь к своему весу, и хотел меня обидеть».
3. «У него кризис середины жизни, и он хочет, чтобы я выглядела
как 18-летняя девочка, чтобы почувствовать себя моложе».
4. «Это его проекция, потому что у него у самого толстые ноги».
Ситуация 4
Шесть лет назад у клиентки возникла агорафобия. Несмотря на четыре месяца консультаций у двух психотерапевтов, у нее до сих пор случаются приступы паники.
Первая интерпретация
«Я ненормальная! Я всегда буду бояться выходить из дома, и если уж два профессиональных психотерапевта не смогли мне помочь, то и никто не сможет».
Альтернативные интерпретации
1. «Мои терапевты оказались не так хороши».
2. «Техники, которые они использовали, не соответствовали моейпроблеме».
3. «Я не уделяю терапии достаточно времени».
4. «Чтобы преодолеть агорафобию, необходимо больше, чем четыре месяца».
5. «Я не работала над этим».
Комментарий
Для эффективности этой техники не имеет значения точность альтернативных интерпретаций. Важно, чтобы клиент осознал, что возможны альтернативные объяснения, что первые суждения не являются правильными каким-то чудесным образом только потому, что возникли раньше. Альтернативные варианты анализа помогают клиенту ослабить определенность первых интерпретаций и учитывать другие, приходя в конце концов к наименее травмирующим.
Дополнительная информация
Многочисленные исследования по социальной психологии подтверждают важность первоначальных убеждений субъекта (Fishbein & Ajzen, 1975; Hovland & Janis, 1959; Miller & Campbell, 1959; Petty & Cacioppo, 1981). С этим связано понятие «гипотезы первенства», которое означает, что первоочередные когниции клиента могут обладать столь большой властью, что начинают предопределять другие процессы — эмоциональные, когнитивные, поведенческие (Haaga, Dyck & Ernst, 1991; Beck, 1996).
РАЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ
Принципы
Подобно многим другим терапевтическим методам, оспаривание иррациональных убеждений решает одну проблему и одновременно создает другую. Успешное оспаривание ослабляет иррациональную мысль, но также вынуждает клиента концентрироваться на ней. Фокусирование на иррациональной идее приводит к негативным эмоциям, так что оспаривание в результате имеет обратное действие на погашение отрицательных эмоций, которые возникают в процессе контраргументации. Опровержение должно быть нацелено как на мысль, так и на эмоции, которые она вызывает. Для этого необходимы особенно сильные аргументы, поскольку негативные эмоции имеют тенденцию усиливать иррациональные убеждения.
Наиболее действенный тип оспаривания заключается в том, чтобы клиент смог избежать иррациональных мыслей, таким образом, отпадает необходимость работы с отрицательными эмоциями, которые они порождают. Техника рациональных убеждений именно это и делает. Клиент, как только ему предъявляются внешние стимулы, должен мысленно представлять реалистичное убеждение. При таком подходе клиент не должен оспаривать иррациональную идею, вместо этого он концентрируется на рациональном мышлении.
Метод
1. Составьте список ситуаций, в которых клиент расстраивается. Это могут быть конкретные ситуации из прошлого или настоящего или общие жизненные ситуации, с которыми клиент чаще всего сталкивается.
2. Подготовьте рациональные убеждения или самовнушения, которые клиент в этих ситуациях сможет использовать. Эти убеждения должны преувеличивать положительные либо отрицательные стороны ситуации, но должны основываться на объективном взгляде на происходящее. Потратьте время на то, чтобы найти для ситуации наиболее здравомыслящие интерпретации.
3. На одной стороне карточки 10 х 15 см запишите пусковые стимулы к каждой ситуации. На другой ее стороне — полное описание рационального восприятия, которого клиент хочет
достичь.
4. В течение как минимум шести недель по несколько раз в день клиент должен представлять себя в одной из ситуаций как можно отчетливее.
5. Когда визуализация будет достаточно ясной, клиент должен представить рациональную мысль и также сделать ее отчетливой.
6. Клиент должен выполнять это упражнение до тех пор, пока он не начнет рефлекторно воспроизводить рациональное убеждение каждый раз, как воображает событие.
7. Если иррациональные мысли внедряются в сознание клиента, он в тот же момент должен использовать «остановку мысли» (Wolpe, 1969) и снова попробовать воспроизвести рациональное убеждение.
Пример
Ниже приводятся примеры наиболее распространенных ситуаций и тех рациональных суждений, которые могут в них использоваться.
Ситуация: боязнь встречаться с незнакомцами. Рациональное убеждение: «У меня появилась возможность встретиться с новыми и интересными людьми».
Ситуация: чувство вины за сексуальные сны. Рациональное убеждение: «Сексуальные сны могут быть забавными».
Ситуация: совершение ошибки.
Рациональное убеждение: «Теперь у меня появился шанс научиться чему-то новому».
Ситуация: отказ друга.
Рациональное убеждение: «Это неприятно, но не смертельно».
Практикум по когнитивной терапии
Ситуация: несправедливое отношение.
Рациональное убеждение: «Я мог настоять на справедливом отношении».
Ситуация: страх публичного выступления. Рациональное убеждение: «Я имею возможность проявить себя и высказать свое мнение».
Ситуация: тревожность.
Рациональное убеждение: «Тревога малоприятна, но не опасна». Ситуация: чувство неполноценности.
Рациональное убеждение: «В некоторых вещах я действительно отстаю. В других — нет».
Ситуация: страх.
Рациональное убеждение: «Страх — это просто химические процессы, происходящие в моем организме».
Ситуация: критика.
Рациональное убеждение: «Если те, кто меня критикует, правы, я чему-то научусь, если же они несправедливы, я могу это проигнорировать».
Комментарий
Рациональные убеждения — это не обязательно самое позитивное восприятие ситуации, но наиболее реалистичное. В большинстве случаев терапевту нужно тщательно исследовать ситуацию, чтобы определить наиболее разумную точку зрения.
Дополнительная информация
Множество социально-психологических исследований подтверждают ту точку зрения, что смена установок случается чаще тогда, когда клиент не воспроизводит прежние убеждения (Brehm, 1966; Brehm, Snres, Sensenig & Shaban, 1966).
В настоящее время «рациональный» — нагруженное значениями слово. Для одних теоретиков оно подразумевает абстрактное предположение о том, что объективная реальность существует независимо и вне границ человеческого понимания (Mahoney, 1994; Niemeyer, Mahoney, & Murphy, 1996). Подобное предположение метафизично, его достоверность или ложность невозможно определить эмпирическими средствами (Ауег, 1952). Даже Эллис в настоящее время рассматривает рациональ-но-эмотивную терапию (называемую с 1993 года рационально-эмотив-ной поведенческой терапией) в более релятивистском, конструкционис-тском ракурсе (Ellis, 1988b; McGinn, 1997). Но существует и более узкое значение слова «рациональный». Это благоразумность повседневного опыта, которая может быть выявлена обычными средствами, которыми мы все владеем (см. раздел данной главы, посвященный логическому анализу).
УТИЛИТАРНЫЕ ДОВОДЫ
Принципы
Вто время как отдельные виды объективного опровержения выступают против разумности убеждений клиента и нацелены на исправление логических ошибок, которые могут присутствовать в его рассуждениях, существует абсолютно иной тип объективного оспаривания, в котором терапевт проверяет мысли клиента с точки зрения не их достоверности, а выгоды или бесполезности. Поскольку для клиента нет ничего ценнее правды, то он может концентрироваться на ней, а не на том, что выгодно. Например, логически верным является то, что все мы когда-нибудь умрем, но для клиента вряд ли будет полезным концентрироваться на этой мысли в каждый сознательный момент своей жизни.
Этот прагматический подход к оспариванию может существенно помочь клиенту, мысли которого разумны, но бесполезны. Утилитарные доводы помогают исследовать убеждения с позиций прагматизма, а не просто с точки зрения их валид-ности.
Метод
1. Подготовьте список иррациональных мыслей клиента.
2. Составьте список ситуаций, в которых обычно возникают эти
мысли.
3. Помогите клиенту выбрать конкретную поведенческую цель, которую он должен достичь в каждой ситуации. Пусть он спросит себя: «Чего я хочу сейчас добиться?» Например, вы можете взять в качестве цели ассертивный ответ на несправедливую критику или открытое признание ошибки и т. д.
4. Пусть клиент спрашивает себя относительно каждой мысли: «Помогает мне эта мысль достичь своей цели или нет?»
5. Независимо от того, является ли мысль правдивой или нет, помогите клиенту найти такие самоутверждения, которые были бы наиболее полезны для него в плане достижения своих целей.
6. Попросите клиента заменять непрактичное убеждение на прагматичное при каждой возможности.
7. Вместе с клиентом проработайте все ситуации, двигаясь вверх по иерархии и заменяя невыгодные мысли на полезные.
Пример
Непрактичное убеждение: «Она отвергла меня, потому что я вообще неполноценный мужчина».
Цель: стать таким, чтобы в будущем уменьшить вероятность отказа.
Полезное убеждение: «Она бросила меня, потому что я вел себя так, как ей не нравилось (нечасто звонил ей, не хотел связывать себя обязательствами). Поскольку другие женщины тоже не приемлют такого поведения, мне нужно изменить его, если я не хочу больше оказаться брошенным».
Непрактичное убеждение: «Чтобы быть счастливым, я должен держать под контролем все свои чувства».
Цель: быть счастливым.
Полезное убеждение: «Излишний контроль приводит к неудовлетворенности. Когда мне будет плохо, я попытаюсь понять причины эмоций и изменить их, если это возможно, но я не обязан контролировать свои эмоциональные реакции».
Непрактичное убеждение: «Я должен быть все время начеку и остерегаться любых потенциальных опасностей, которые могут произойти».
Цель: защитить себя.
Полезное убеждение: «Беспокойство меня не защищает. Когда я столкнусь с какой-либо ситуацией, я в первую очередь определю, действительно ли она опасна. Если да, то я сделаю что-нибудь практичное, чтобы уменьшить опасность, если ничего уже нельзя сделать, я попытаюсь это принять. Приняв это решение, я буду распространять его и на другие аспекты своей жизни, поскольку дальнейшие размышления об этом будут бесполезны». (Ellis & Harper, 1998.)
Непрактичное убеждение: «Я должен быть во всем лучше всех».
Цель: достичь совершенства.
Полезное убеждение: «Лучший способ достичь совершенства — это сконцентрировать все свое время и энергию на задачах, которые я считаю для себя важными, чтобы не тратить усилия на менее полезные занятия. Попытки быть лучшим во всем растрачивают мою энергию на низкоприоритетные задачи изаметно уменьшают шансы достичь каких-либо целей вообще».
Комментарий
По поводу утилитарных доводов необходимо сделать небольшое предостережение. Нападки на практическую ценность утверждения не имеют никакого отношения к опровержению его иррациональности и фактически могут его усилить. Например, лучше прямо возразить против убеждения: «Я неполноценен по сравнению с большинством людей», чем утверждать, что существуют действенные способы улучшить себя.
Дополнительная информация
Прагматики занимают такую философскую позицию, которая утверждает, что смысл, знания и правду лучше рассматривать с позиций их функций в нашем опыте — насколько они полезны для приспособления или преодоления проблем. Джон Дьюи является самым влиятельным мыслителем и ведущим оратором, провозглашавшим философию прагматизма (Dewey, 1886, 1920). Джон Стюарт Милль раскрывает более ранний взгляд на это с точки зрения этики (Mill, 1950, 1988).
ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ «Я» Принципы
Деперсонализация — отстранение от образа себя — иногда считается невротическим и даже психотическим симптомом. Это состояние, в котором «Я» становится незнакомым, отдаленным, нереальным (Cameron, 1963). Это состояние считается профессионалами в области психического здоровья настолько разрушительным, что они вряд ли стали бы защищать технику, которая может способствовать его возникновению, но наш опыт подтверждает, что поощрение деперсонализации в легкой степени часто имеет свои преимущества.
Деперсонализация находится на одном из экстремумов континуума. На другом его экстремуме — гиперперсонализация, в равной степени деструктивное состояние. Индивидуумы с гипер-персонализацией в чрезмерной степени все субъективируют, считая себя причиной всего, что вокруг них происходит. Избыточность подобного Я-фокуса может привести к серьезным дис-тимическим расстройствам и навязчивой интроспекции. Модель реалистических убеждений и поступков, которые мы характеризуем как «нормальные», располагается где-то между этих двух крайностей, хотя и «нормальные» люди могут время от времени отклоняться в ту или иную сторону. Наш континуум может быть изображен следующим образом:
гиперперсонализация-
Люди с гиперперсонализацией постоянно ошибаются в определении причинности. Они считают все причины проприоцеп-тивными. Когда в их жизни появляются проблемы, они пытаются изменить некие гипотетические недостатки в самих себе, вместо того чтобы как-то модифицировать окружающую среду. Например, агорафобики стараются избавиться от тревоги, приобретая все больший контроль над собой, не пытаясь вместо этого найти, что во внешней среде ее запускает. Обсессйвные клиенты приписывают огромную важность и значение своим собственным внутренним процессам.
Терапевты, которые столкнулись с конфронтацией гиперпер-сонализирующих клиентов, могут работать над сознательным сдвигом в их восприятии от экстремума гиперперсонализации в сторону деперсонализации. В задачу не входит провести их до самого конца континуума, но может оказаться необходимым (в зависимости от интенсивности тенденций клиента к самообвинению) продвинуть их немного правее «нормальной» зоны. Это должно быть сделано исходя из предположения о том, что у клиента может произойти определенный посттерапевтический возврат в направлении своей прежней позиции.
Первый шаг в деперсонализации — изменить излишне персонализированную причинную атрибуцию. Терапевт должен помочь клиенту взглянуть на себя извне, так, как на него смотрят другие: как на объект, подверженный действию внешних сил, а не только как на самогенерирующуюся сущность. Клиенту необходимо сосредоточиться на наблюдаемой информации, чтобы отыскать причины и избежать чрезмерной интернальной атрибуции.
Метод
1. Составьте список из 20 негативных событий, которые произошли с вашим клиентом не так давно.
2. Запишите предполагаемые им свои внутренние недостатки (убеждения, приводящие к гиперперсонализации), которые, на его взгляд, послужили причиной происшествий.
3. Научите клиента искать причины событий во внешней среде. Используйте научный метод: отыщите стимулы, подкрепление, операнты или сопутствующие элементы среды, которые послужили пусковыми механизмами негативных событий. Перепишите все проприоцептивные причины как внешние.
4. В случае, если причин множество, примените закон экономии: самое простое объяснение должно рассматриваться в первую очередь, чтобы определить наиболее вероятное.
5. Пусть клиент практикуется в определении внешних и внутренних причин тех событий, которые происходят с ним в течение дня. Научите его смотреть на себя и на других как на объекты, подверженные влиянию окружающей среды.
6. Как только клиенты научатся не брать на себя ответственность за эти влияния, расскажите им про различные методы решения проблем, которые могут использоваться для преобразования среды.
Пример
Одним из лучших примеров гиперперсонализации является то, насколько некоторые клиенты верят в свою интуицию. Они думают, что обладают глубоко запрятанным чувством правды и лжи, которое находится у них где-то внутри головы. Они считают это чувство ключом к любому знанию, почти что божественным видением истины. Многим клиентам их интуиция говорит о том, что они скверные, порочные и виновны во всем. Это основное в гиперперсонализации. Оценка истинности или ложности помещается внутри клиента и становится недоступной для объективного рассмотрения.
Но существует ли подобное явление? Клиенты, которые «сердцем чувствуют, что правы», уверяют, что существует, и их сильные ощущения никогда их не подводят, какими бы негативными они ни были. Есть ли это шестое чувство, или интуиция на истину, которое не нуждается в проверке и логике?
Я решил неформально проверить всю теорию на некоторых из моих клиентов. Я попросил некоторых сосредоточить свою интуицию на первых десяти человеках, которых они встретят. Они должны были фиксировать свое мнение, записывая все свои ощущения. Позднее, после того как они узнали этих людей, результаты показали, что в 60% случаев они ошибались.
Когда мы исследовали, почему интуитивное познание клиентов оказалось ошибочным в большинстве случаев, мы обнаружили одну главную причину — личное предубеждение. Хотя многие клиенты даже не имели представления о нем, оно отравляло все их оценки, проявляясь как условная реакция на определенные типы людей.
В этом был весь секрет интуиции наших клиентов. Непостижимое явление, которое они называли интуицией и описывали как прекрасное внутреннее чувство, которое позволяет им ясно видеть мир, содержало в себе лишь один компонент — предрассудок. Многие из них с младенчества впитали подобные обобщения. Интуиция ощущается ими спонтанно и вполне определенно, потому что в ее основе лежит условный рефлекс, к которому мышление не имеет
никакого отношения и который возникает каждый раз, как они встречают тот тип людей, что его запускает.
Оценки клиентов зачастую оказывались ошибочными, потому что интуиция активизировала их предрассудки о том, как люди выглядят или говорят, чем они занимаются, каково их происхождение, к какой национальности принадлежат.
Комментарий
То, что изложено выше, — достаточно неромантичный взгляд на интуицию, но именно романтичная точка зрения порождает гиперперсонализацию. Клиенты сначала неохотно отказываются от почитания своей интуиции, но постепенно они приобретают необходимую для сдвига своего восприятия мотивацию.
Терапевту очень важно определить ту ситуацию, когда необходимо использовать эту технику. Дистимические клиенты очень часто подвержены гиперперсонализации. Их непререкаемая интуиция сообщает им о том, что они виновны во всем, что вокруг них происходит. Другие же клиенты могут быть деперсонализированы. Аддикты, бьющие мужья, воры, делинквенты и ожесточенные клиенты — все отделяют себя от своего поведения. В своих поступках они обвиняют других и отрицают собственную ответственность. Таким клиентам эта техника на пользу не пойдет. Им необходим противоположный подход.
Дополнительная информация
Рэчмен (Rachman, 1997), хотя и не употребляет термин «гиперпер-сонализация», пришел к выводу о том, что обсессивные клиенты придают своим мыслям огромное личное значение. Они верят, что их мысли жизненно важны, чрезвычайно значимы и очень влиятельны.
Деперсонализация и диссоциация обсуждаются в контексте множественной личности Уоткинсом (Watkins, 1976, 1978; Watkins & Watkins, 1980, 1981). Определение причинности как гипер-, так и деперсонализированными клиентами исследовалось Sober-Ain and Kidd (1984) и Taylor and Fiske (1975). McGinn (1996) применяют деперсонализацию и диссоциацию в схема-центрированной терапии для обучения клиентов дистанцированию от своих деструктивных «схем» (Young, 1992, 1994; Young & Rygh, 1994).
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Принципы
В предыдущем разделе мы раскрыли понятия гипер- и. деперсонализации. Родственное им понятие имеет отношение к тому, каким образом клиенты воспринимают события своей жизни. Можно говорить о том, что любое событие имеет как «приватное», так и «публичное» значение.
Личная значимость связана с интенсивностью эмоций, которые клиенты испытывают во время происходящего события, они в этом субъективны. Общественное значение — это внешнее толкование события, с точки зрения наблюдателей. Различие между ними можно сравнить с разницей между нашей реакцией на внезапный ушиб собственного пальца молотком и реакцией на то, что мы увидели, как кто-то стал жертвой того же несчастья. Единственный способ устранить из мыслей клиента сильный эмоциональный компонент, который приводит к предубежденному восприятию, — это помочь ему научиться деперсонализировать свои убеждения. Чтобы добиться в этой технике успеха, необходима длительная и упорная практика. Альтернативная техника предполагает обучение клиента сдвигаться с частной перспективы на общественную во взгляде на любое событие, которое заставляет его страдать.
Метод
1. Научите клиента делать различие между воспринимаемым событием и его мыслями об этом событии.
2. Помогите клиенту посмотреть на событие с позиций общественной и личной значимости. Общественное значение может быть увидено, если клиент потренируется воспринимать ситуацию с точки зрения других людей. Событие должно быть объективировано. Напомните клиенту, что у них уже есть общественный взгляд, так как в течение всей своей жизни они могли наблюдать за другими в тысяче различных ситуаций. Терапевт помогает клиенту перенести свое восприятие других людей на себя.
3. Для того чтобы перевести значение событий из разряда личного в публичное, клиент должен научиться отстранять от собственного восприятия следующее: эмоциональные переменные, интенсивное самонаблюдение и определенные метафизические предположения. Очевидно, что это невозможно осуществить в полной мере, но чем больше клиенты смогут к этому приблизиться, тем более объективным будет их взгляд на происходящее.
4. После того как понятие общественного значения было раскрыто клиенту, помогите ему составить список основных ситуаций, с которыми он сталкивался, а также публичных и личных значений для каждой из них.
5. Сначала клиентам нужно будет проинтерпретировать событие с позиций общественности, после того как они автоматически восприняли его с личной точки зрения. По мере постепенного развития клиенты смогут все больше и больше приближать объективный взгляд на событие ко времени его совершения и в конце концов замещать персональное восприятие публичным во время самого события.
Пример 1
Событие: приступ тревоги. Персональное значение: «Я умру».
Публичное значение: адреналин и другие вещества выбрасываются в кровяное русло.
Событие: критика другим человеком.
Персональное значение: «Я, должно быть, сделал что-то неправильно. Я неполноценен».
Публичное значение: «Некто выражает свое несогласие с тем, что я сделал. Причины этого неизвестны».
Событие: неудача в деловом проекте.
Персональное значение: «Я некомпетентен, я неудачник, я спускаюсь вниз по лестнице успеха».
Публичное значение: «Планирование и подготовка были недостаточно эффективными».
Событие: нехватка аргументов.
Персональное значение: «Я слабак, балабол и зануда».
Практикум по когнитивной терапии
Публичное значение: «Он знал по этому вопросу больше меня и, может быть, более опытен в ведении споров».
Событие: мало друзей.
Персональное значение: «В сущности, полюбить меня невозможно».
Публичное значение: «Я не пытаюсь заводить друзей и обхожусь с людьми не очень ласково».
Событие: неудачи в спорте.
Персональное значение: «Я нестоящий мужчина». Публичное значение: «У меня недостаточно рефлексов, тренировки, практики».
Событие: стала на семь килограммов тяжелее, чем была в 17 лет. Персональное значение: «Я забыла о самодисциплине». Публичное значение: «У 37-летней женщины и подростка процессы метаболизма неодинаковы».
Пример 2
Личное значение страха — такое восприятие мира, когда кажется, что должно произойти что-то страшное и этого нужно избежать во что бы то ни стало. Общественное, объективное значение заключается в том, что реальная опасность может присутствовать, а может и не присутствовать, и необходимо посмотреть на ситуацию и определить, действительно ли она существует. Клиенты, нуждающиеся в руководстве, чтобы взглянуть на опасность не с субъективной, а с общественной перспективы, могут воспользоваться следующими пятью принципами. В целом, страх объективен, если:
1. Существует настоящая опасность для личности, которая может нанести реальный ущерб. Неразумно бояться чудовищ под кроватью, поскольку они не существуют, а то, что не существует, не может принести нам вреда. Некоторые клиенты боятся ведьм и колдунов.
2. Уровень страха равен уровню возможного ущерба. Неоправданным будет страх посадить небольшую занозу на пятке, поскольку он перевешивает потенциальную опасность. Некоторые клиенты боятся повести себя нескромно на людях.
3. Страх соответствует вероятности того, что неприятность произойдет. Если человек боится, что его убьет метеор, то его страх будет иррациональным, потому что вероятность этого события слишком мала. Некоторые клиенты заметно боятся таких маловероятных событий, как авиакатастрофы, хотя абсолютно очевидно, чточастота автомобильных аварий значительно выше.
4. Опасность может контролироваться. Боязнь того, что солнце превратится в суперновую звезду, бессмысленна, потому что событие выходит за пределы человеческого контроля. Многие клиенты опасаются того, что у них может быть скрытая наследственная болезнь.
5. Страх полезен в том случае, если проявляется в ситуации, где он будет держать человека в состоянии боевой готовности перед лицом опасности, которой можно избежать. Бдительность по поводу получения «нервного срыва» никоим образом не снижает вероятность этого.
Комментарий
Немногие клиенты способны освоить эту технику. Все мы склонны застревать на собственных взглядах на событие, и наши эмоции клокочут. Клиенты, которые в состоянии овладеть методикой, приобретают великолепный инструмент для рассеивания паники, нейтрализации скорби, погашения гнева.
Дополнительная информация
Аарон Бек использует родственное понятие «дистанцирования», которое приводит к схожему снижению интенсивности эмоциональных проявлений (Beck, 1967, 1975, 1993; Beck, Emery & Greenberg, 1985).