I социально-демографические данные
Тульский Государственный Университет
Медицинский факультет
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Методические указания по курсу медицинской психологии для студентов медицинского факультета и студентов факультета психологии.
Тула
Г.
МЕДИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАЦИЕНТА В КЛИНИКЕ.
Основной целью медико-психологического исследования личности в
клинике является:
1. формирование навыков построения установления контакта с пациентом, умение применить свои практические знания по деонтологии, медицинской психологии, диагностике;
2. освоение отдельныхпсихологических методов исследованияпациента и навыки интерпретации полученных результатов для получения, в конечном счете, "психологического портрета" пациента, что даст возможность определить правильную тактику лечения, уточнить адаптационные возможности, перспективы психотерапевтического воздействия.
Занятия и курация пациентов проводятся на базе отделения неврозов Областной психиатрической больницы, что требует соблюдения всех правил медицинской деонтологии в работе с больными, учета особенностей нервно-психической патологии:
1.основной принцип - исключить возможность причинения новых дополнительных страданий больному (вежливое, доброжелательное, уважительное отношение, терпеливое выслушивание, избегание споров с больным, психотерапевтический характер общения, соблюдение врачебной тайны);
2.при изменении состояния пациентов в ходе обследования необходимо сообщить об этом преподавателю или лечащему врачу;
3.соблюдать все правила поведения в клинике;
Медико-психологическое обследование личности пациента в клинике включает в себя следующие этапы:
1.Знакомство с пациентом и его курация в отделении больницы.
2.Знакомство с медицинской документацией (история болезни, амбулаторная карта и т.д.) с целью получения таких данных о больном как анамнез со слов родственников, данные параклинических исследований ЭЭГ, рентгенологическое обследование, анализы и т.д.; данные других специалистов.
3.Использование специальных психологических методик исследования пациента в работе с ним и интерпретация полученных данных (в соответствии с клиническими задачам в ходе обследования). При проведении методик необходимо постоянное наблюдение за пациентом, оценка правильности понимания инструкции, качества выполнения заданий.
4.Оформление контрольной работы и заключительных выводов о "психологическом портрете" пациента: структура личности, в частности, особенности интеллектуального развития, особенности социального статуса, - каким образом эти особенности в дальнейшем могут повлиять на уровень социальной адаптации, а также определить возможные объемы психотерапевтической помощи.
Обследование пациента проводится исходя из рекомендаций и плана медико-психологического обследования пациента в клинике, приведенного ниже:
I СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
1.ФИО
2.Возраст
3.Пол
4.Адрес
5.Семейное положение:(холост; состоит в браке, какой по счету, сколько лет; разведен; вдовец)
6.Количество детей, их возраст
7.Образование:(средняя школа, вспомогательная школа, средне-специальное (ПТУ, техникум), незаконченное высшее, высшее)
8.Профессия в настоящий момент
III. СУБЪЕКТИВНЫЙ АНАМНЕЗ ЖИЗНИ (история жизни со слов самого пациента)
1.Состав семьи: семья полная, неполная - деформированная -(когда разведены или умерли родители, наличие отчима, мачехи), воспитывается прародителями; количество детей в семье, каким по счету родился;
2.Наследственная отягощенность тяжелыми психическими и соматическими заболеваниями (в частности, туберкулез, олигофрения, эпилепсия, наличие в семье лиц с "тяжелым характером", эндокринные, сердечно-сосудистые заболевания и т.п.), отец: возраст к моменту рождения ребенка, образование, место учебы и профессия, особенности характера, алкоголизация; мать: возраст к моменту рождения, образование, место работы и профессия, особенности характера, алкоголизация;
3. Особенности воспитания:
· кто больше занимался воспитанием (мать, отец, другие родственники, чужие люди, государственные организации);
· отношения между родителями, их отношение к детям (одинаково ли ко всем, любимые дети);
· типы воспитания гармоничное, гипоопека, гиперопека (доминирующая, потворствующая), эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответственность, воспитание в атмосфере культа болезни, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи;
· отношение к родителям, братьям, сестрам;
· что являлось главным в семье (здоровье, работа, общение, религия), любимые книги.
4. Особенности поведения и развития в раннем детстве:
· интересы и игровая деятельность в дошкольном возрасте, контактность, особенности адаптации в коллективе (детсад, ясли);
· наличие гипервозбудимости или, наоборот, пассивности;
5.школьный возраст: возраст начала учебы, способности, прилежание, дисциплинированность, успеваемость, трудности в учебе (снижение памяти, способности усваивать новое, отвлекаемость, недисциплинированность), интересы, активность, контактность, изменение отношений с родителями, братьями, сестрами, учителями, сверстниками;
6.Особенности протекания пубертатного периода:
1. развитие и проявление сексуальности: - половая идентификация, формирование полоролевого стереотипа (сексуальноокрашенные игры, сновидения, появление поллюций, у мальчиков появление эрекции, эякуляции); - начало половой жизни, вступление в брак; (у женщин - начало менструального цикла, начало половой жизни, беременность, вступление в брак);
2. Физиологические особенности (акселерация, инфантилизм);
3. Поведенческие особенности (реакция эмансипации; реакции группировки; хобби реакции; реакции оппозиции; другие характерологические реакции);
4. Формы проявления нарушения поведения (девиантное поведение):
· антидисциплинарное (в школе пропуски, срывы уроков);
· антиобщественное (неформальные асоциальные или антисоциальные группировки);
· деликвентное (противоправное): хулиганские действия, учет в инспекциях по делам несовершеннолетних, судимости, криминальное окружение); - побеги из дома, бродяжничество;
· ранняя алкоголизация (наличие алкогольной зависимости), токсикоманическое поведение;
· наркоманическое поведение;
· девиации сексуального поведения (ранние сексуальные связи, гомосексуализм, петтинг, вуайеризм, фроттаж и др.);
· девиации в сфере "пищевого" поведения (нервная анорексия, булимия, гемблинг и др.)
· суицидальное поведение (демонстративное, аффективное, истинное, рискованное поведение);
7.Полученное образование, специальность, начало трудовой деятельности и ее путь, особенности адаптации и дезадаптации (частая смена профессий, увольнения и т.д.), служба в армии.
8.Бытовые условия и особенности семейных отношений, конфликты, дизгармоничные отношения и др.
9.Описание характера, особенности его динамики в подростковом возрасте и далее, по окончании пубертата (дальнейшая психопатизация, депсихопатизация);
IV. СУБЪЕКТИВНЫЙ АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ (история болезни с точки зрения самого пациента)
1. причины заболевания
2.условия возникновения (внезапное начало или постепенное начало, как проявились первые симптомы, в каком возрасте, в том числе и отставание в развитии)
3.лечение, применявшееся ранее (когда, где, какое)
4.подробное описание симптомов болезни и их развитие до настоящего момента
5. влияние заболевания на пациента и его окружение:
благосостояние пациента и его семьи; - профессиональная деятельность; - отношение семьи к заболеванию; - изменение межличностных контактов; - социальная адаптация и дезадаптация в ходе болезни;