Индивидуальное и общественное сознание.
Очень часто «духовная жизнь» и понятие «социо-культурная сфера» употребляются как синонимы общественного сознания. Синонимы (греч. synonymos – одноименный) слова, разные по звуковой форме, но тождественные или очень близкие по своему значению. Но между этими понятиями имеются смысловые различия.
Человеческая жизнь включает в себя два вида деятельности: материальную и духовную. В процессе материальной деятельности человек утверждает себя практически, удовлетворяя потребности в пище, одежде, жилье. Духовная жизнь выступает теоретическим бытием человека. Она направлена на производство духовных ценностей и формирование мировоззрения людей.
Социо-культурная сфера включает в себя науку, культуру, политические, правовые, этические, эстетические, религиозные и другие воззрения.
Сущность общественного сознания раскрывается через решие вопроса о соотношении общественного бытия и сознания. Общественное бытие - это реальный процесс жизни людей, те общественные отношения, которые складываются в обществе на основе данного способа производства и культуры.
С точки зрения идеализма сознание определяет бытие. Такая точка зрения, получившая свое концентрированное выражение у Гегеля и его последователей, опирается на так называемый «здравый смысл». Люди участвуют в общественных действиях, руководствуясь определенными взглядами, чувствами, побуждениями, и исследователи делают отсюда вывод об определяющей роли сознания. При этом, недооценивается роль экономики, техники и технологии в жизни людей, игнорируется тот факт, что человеку, несмотря на его сознание, не дано в полном объеме предвидеть результаты своей деятельности (вспомним крылатую фразу: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»). Более того, даже в брачных контрактах речь идет не столько о духовных, сколько о материальных основах людей, создающих семью.
Для материалистов общественное сознание производно от бытия, т.е. бытие определяет сознание. С этой точки зрения, общественное сознание - это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни.
Общественное сознание не функционирует вне сознания конкретных людей, но это не является доказательством идентичности или тождественности индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание - это внутренний (духовный) мир личности, ее жизненный опыт, мироощущение и мировосприятие. Оно отражает через призму конкретных условий жизни человека не всю реальность, а лишь отдельные ее стороны и черты, фиксируя много частного, неповторимого, ценного для данного человека.
Возникновение, функционирование и развитие индивидуального сознания есть функционирование и становление сознания конкретного человека. Со смертью человека индивидуальное сознание завершает свой цикл, хотя те или иные результаты деятельности индивида, его сознания в той или иной форме передаются другим людям, продолжают жить в их памяти или в конкретных видах духовного бытия: музыкальных произведениях, стихах, фразах, афоризмах. Персидский поэт ХV века Атааллах Аррани следующим образом выразил существование следов индивидуального сознания в духовной сфере: «А в час, когда мой след во всех сердцах сотрется, лишь в этот страшный час скажи, что умер я».
В отличие от индивидуального, общественное сознание выступает коллективной, всеобъемлющей памятью, разносторонним духовным опытом общества. До тех пор пока будет существовать человечество, будет функционировать и общественное сознание. Отвлекаясь от частностей, свойственных индивидуальному сознанию, оно выступает как обобщающая картина человеческого мировидения.
Общественное сознание по своему происхождению (генетически) формируется из важнейших достижений индивидуального сознания. Те или иные идеи, концепции, прогнозы проходят через «сито» общественного мнения. Затем, имеющейся «твердый» остаток очень придирчиво проходит испытание временем, эпохами с их постоянно изменяющимися ценностями, установками, подходами к пониманию достижений человеческой мысли.
В свою очередь, индивидуальное сознание является общественным сознанием, так как каждый человек становится личностью только в процессе социализации, усваивая то, что человечество накопило в общественном сознании в предшествующий период. Согласно Гегелю, индивидуальное сознание представляет собой сокращенный, сжатый во времени инвариант (фр. invariant – неизменяющийся) сознания родового, общественного. Его задачей является усвоение того, что уже освоено человеческой культурой.