Перемены, которые вы хотите осуществить

Выберите реалистичные цели. Выступить перед аудиторией в 400 человек нереально для того, кто боится даже общения один на один. Цель можно подразделить на более мелкие и легко выполнимые части. Например, если вам хочется завести больше друзей, первым шагом может быть просто обмен репликами с несколькими новыми знакомыми.

Фиксация успехов.

Для того чтобы фиксировать свои достижения, заведите таблицу или журнал. Можно попросить кого-то из друзей отмечать ваши успехи.

Вознаграждение за выполнение каждой части контракта.

«Каждый раз, когда я поздороваюсь с незнакомым человеком, я почувствую себя лучше и вознагражу себя прогулкой, купанием или походом в кино». Будьте готовы и способны вознаградить каждый свой шаг, который соответствует избранному стилю поведения. Словесное одобрение должно следовать немедленно. Каждый раз говорите себе: «Как хорошо я сделал», «Я доволен тем, как поступил».

Критерии завершения контракта.

«К концу следующей недели я обменяюсь приветствиями с четырьмя людьми и буду готов приступить к следующему этапу развития дружеских отношений».

Условия на случай невыполнения контракта.

Назначьте себе ощутимое наказание. Это может быть какая-то неприятная и утомительная работа.

Контракт лучше оформить письменно. Тогда он приобретает черты официального документа, и шансы на его соблюдение повышаются.

Предметом договора может быть любой из описанных ниже видов деятельности. Все они направлены на обогащение арсенала социальных навыков, способствующих более эффективному общению с людьми. Выберите те из них, которые для вас наиболее важны, и составьте программу выполнения каждого из этих заданий. По мере сосредоточенности и практики эти навыки вскоре станут вашей второй натурой.

Разговор с незнакомцем

Если вы затрудняетесь вслух обратиться вообще к кому бы то ни было, попробуйте проделать следующее.

Позвоните на телефонный справочный узел и уточните номера, по которым будете дальше звонить. Помимо того, что это действие — элемент практики, вы к тому же будете уверены, что набираете правильные номера. Поблагодарите оператора и отметьте его (её) реакцию.

Позвоните в ближайший магазин и справьтесь о цене какого-нибудь товара.

Позвоните на радиостанцию, выскажите своё мнение о какой- то передаче, задайте какой-нибудь вопрос.

Позвоните в ближайший кинотеатр и поинтересуйтесь временем начала сеансов.

Позвоните в спортивный отдел местной газеты и узнайте счёт последних матчей по футболу или баскетболу.

Позвоните в справочный отдел библиотеки и запросите информацию, которая вас интересует.

Телефон позволяет обратиться к незнакомому человеку и при этом самому остаться анонимным. Впоследствии вы можете усложнить свою задачу и позвонить конкретному человеку, с которым хотели бы пообщаться, или даже просто поприветствовать на улице незнакомого человека, который вам симпатичен.

Одежда и внешность

Лишь очень немногие из нас выглядят как кинозвезды. Но каждый может выглядеть хорошо, пожалуй, даже лучше, чем мы себе обычно позволяем.

Сделайте себе причёску — ту, которая вам больше к лицу, а не наимоднейшую. Волосы должны быть чистыми. Чтобы подчеркнуть привлекательные черты лица, воспользуйтесь косметикой (но не переусердствуйте).

Выясните, какая одежда вам больше идёт; если сами не можете решить, спросите мнение друзей. Какие цвета вам к лицу? Используйте именно их. Одежда должна быть чистой и выглаженной.

Когда вы хорошо (и удобно) одеты, вы и чувствуете себя лучше. По крайней мере, одежда не должна быть предметом переживаний.

Приветствие

На будущей неделе старайтесь приветствовать любого, с кем встретитесь в классе, в конторе, просто на улице. Улыбнитесь и скажите: «Прекрасный денёк, не правда ли?», или «Вы когда-нибудь видели столько снега?», или что-то подобное. Большинство из нас к такому не привыкли, и, вероятно, многие будут смотреть на вас с удивлением. Кто-то не ответит, но в нескольких случаях вам ответят столь же доброжелательно.

Анонимная беседа

Хороший способ попрактиковаться в разговорных навыках — абсолютно безопасная беседа в общественных местах: в магазине самообслуживания, в театре, на политическом митинге, в приёмной у врача, на стадионе, в банке, в церкви или в библиотеке. Завести разговор можно об общей проблеме, занимающей в данный момент всех. Например:

«Какая длинная очередь в кассу! Наверное, фильм очень интересный».

«Я едва нашёл здесь место для парковки. Вы не знаете, где можно пристроиться легче?»

«Вы не знаете, это хорошая книга? Я её не читал».

«Какой хороший свитер (портфель и т. п.)! Где вы его купили?»

Комплименты

Удачным началом разговора и способом создать хорошее настроение у другого человека (да и у себя самого) является комплимент. Прокомментировать можно следующее:

— то, что человек носит: «Мне нравится ваш костюм».;

— внешность человека: «У вас прекрасная причёска».;

— умения: «Вы замечательный садовник»;

— особенности личности: «Мне нравится ваш смех, он так заразителен»;

— имущество: «У вас потрясающая машина».

Чтобы завязать разговор, задайте вопрос:

«У вас потрясающая машина. Давно вы на ней ездите?»

«Вы замечательный садовник. Как вам удаётся вырастить такие цветы?»

Научитесь с удовольствием принимать комплименты. Никогда не отвергайте комплиментов, например так: «Мне нравится ваш костюм». — «О, что вы! Это старье давно пора выбросить». Говоря это, вы ставите другого человека в глупое положение. По крайней мере поблагодарите за комплимент. Наилучшим ответом было бы выразить и ваши собственные положительные чувства: «Мне нравится ваш костюм». — «Спасибо, мне он и самому нравится, он такой удобный».

В последующие две недели постарайтесь делать по меньшей мере три комплимента в день и старайтесь не упускать из внимания те комплименты, которые вы получаете. Принимайте их с благодарностью. Позвольте себе радоваться им и не скрывайте этого от человека, который делает вам комплимент.

Вы можете также попробовать делать комплименты тем людям, которые вам симпатичны, но, как правило, не получают прямых знаков одобрения от окружающих в силу занимаемого ими положения, авторитета и власти. Выскажите одобрение преподавателю после интересной лекции, вашим родителям после какого-то их доброго дела, вашему начальнику в связи с его дальновидным решением. Слово одобрения легко сказать и приятно услышать. Не жалейте его для тех, кто в нем нуждается.

Встречаясь с людьми

Постарайтесь встречаться с как можно большим количеством людей. Поначалу важнее даже количество, а не качество. Это и есть практика социального взаимодействия, в которой вы нуждаетесь.

Пойдите туда, где вы чувствуете себя комфортно, — в супермаркет, в книжный магазин, в библиотеку, в музей. Куда бы вы ни пошли, постарайтесь хотя бы однажды завести с кем-то разговор.

Пойдите в те места, которые вас привлекают, но которые менее «безопасны», нежели привычные для вас. Может быть, это кафе или какие-то клубы по интересам. Если вы поначалу чувствуете себя неловко, пойдите вместе с другом. Но лучше идти одному. И здесь заведите разговор на тему, представляющую общий интерес («Какой сорт кофе вы пьёте? У меня — жареный по-французски, это замечательно»). Хочу предостеречь: бары, известные как место свиданий и знакомств, — наихудшее место для спонтанного общения, Здесь вся атмосфера пронизана напряжением и наиболее высока вероятность быть отвергнутым.

Отправьтесь куда-нибудь со своими друзьями: составьте им компанию, когда они идут на какие-то занятия, на спортивные мероприятия или в гости, и постарайтесь, чтобы они представили вас своим друзьям. Будьте внимательны к тем, кто также оказался там случайно. Они скорее всего охотно пойдут на контакт с вами.

Составьте календарный план ваших выходов. Отправляйтесь куда-нибудь не реже трёх раз в неделю в течение месяца. Распределите неделю за неделей, куда вы пойдёте и с кем. Если вы планируете привлечь друзей, предварительно с ними об этом договоритесь. Начните с привычных мест, затем отправляйтесь в места менее знакомые. Если это необходимо, оформите свои планы в виде контракта с самим собой.

После каждого раза записывайте, куда вы ходили, что произошло, что вы почувствовали. Отметьте, что вызвало положительные или отрицательные переживания, и исходя из этого спланируйте, как лучше организовать следующий выход.

Имейте, что сказать

Чтобы завести разговор, нужно иметь, что сказать. А для этого надо быть весьма информированным.

Читайте колонки новостей в газетах и журналах.

Будьте в курсе политических событий в вашем городе, штате, стране.

Читайте рецензии на новые книги и кинофильмы и, выбрав подходящие, не пропустите их.

Как следует вникните в пару проблем, касающихся политики, культуры или чего угодно ещё, что вас интересует. Если нужно, сделайте соответствующие выписки.

Несколько интересных и волнующих событий, которые с вами произошли, облеките в форму занимательных историй. Отрепетируйте, как вы будете их рассказывать, перед зеркалом или с помощью магнитофона.

Запишите пару интересных историй, которые вы услышали от других. Запомните анекдоты, которые вы считаете приличным повторить. Если же вы плохо запоминаете сюжет, то анекдоты не ваш конёк.

Когда вы встречаетесь с людьми, имейте наготове несколько историй, которые вы могли бы рассказать, или по крайней мере какие-то замечания и комментарии, которые вы могли бы сделать. Потренируйтесь сначала в обществе друзей. На репетиции собеседника может также заменить пустой стул, зеркало или магнитофон.

Отметьте, сколько историй вам удалось рассказать людям за неделю. Постепенно расширяйте свой репертуар. Всегда старайтесь оценить, насколько ваш рассказ соответствует аудитории. Ведь кому-то иной рассказ может прийтись не по душе.

Начало разговора

И вот вы среди людей. Как начать разговор? Прежде всего, выберите человека, который не кажется недоступным, того, кто вам улыбнулся или сидит в одиночестве, озираясь вокруг. Не стоит подходить к тому, кто чем-то серьёзно занят.

Есть масса способов начать разговор. Выберите тот, что наиболее соответствует ситуации и устраивает вас.

Представьтесь. «Здравствуйте, меня зовут …» Это лучший способ для тех случаев, когда никто из собравшихся друг друга не знает. Обменяйтесь информацией о том, где вы живете, чем занимаетесь и т. п.

Сделайте комплимент. А затем задайте вопрос («Роскошный коктейль! Как это вам удаётся так смешать напитки?»)

Попросите о помощи. Дайте понять, что помощь вам необходима, и вы рассчитываете, что другой человек может вам её оказать:

«Я никак не найду нужную статью. Вы не могли бы мне помочь?»

«Вы не покажете мне, как надо танцевать этот танец?»

«Мне этот товар незнаком. Вы мне не объясните, что это такое?» Попробуйте открыться. Вы увидите, что, когда вы позволяете себе высказать что-то сугубо личное, это, как правило, вызывает позитивную реакцию. Попробуйте хотя бы так:

«Я чувствую себя здесь не в своей тарелке. Вы знаете, я ведь очень застенчив».

«Я очень хотел бы научиться плавать (ходить под парусом, кататься на лыжах и т. п.), но не знаю, получится ли у меня». «Я недавно развёлся и чувствую себя немного взвинченным». Используйте обычные любезности:

«Позвольте, я зажгу вашу сигарету».

«У вас, кажется, пустой бокал. Позвольте, я вам налью». «Давайте, я помогу вам уложить покупки».

Если ничего другого не получается, воспользуйтесь тривиальным, но надежным вариантом:

«Хорошая погода, не правда ли?»

«Вам не кажется, что мы уже где-то встречались?»

«Который час?»

«Нет ли у вас спичек?»

Попрактикуйтесь в этих репликах перед зеркалом или с помощью магнитофона. Испробуйте несколько вариантов на будущей неделе. Выясните, что действует лучше всего и почему.

Поддержание разговора

Поскольку вы завели разговор, то вам понадобится несколько приёмов для его поддержания.

Задайте вопрос, который может быть как фактическим («Как обстоят дела…?»), так и персональным («Как вы считаете …?»).

Предложите одну из ваших историй (см. с. 165).

Побудите человека рассказать о себе («Откуда вы родом? Вам нравится ваша работа?»).

Продемонстрируйте заинтересованность во мнении другого человека.

Что самое важное — поделитесь своими впечатлениями о том, что происходит вокруг в момент вашего общения. Соотнесите ваши мысли и чувства с тем, что сказал или сделал другой человек.

Активное слушание

Станьте активным слушателем, научитесь придавать значение тому, что говорят окружающие. Внимательно слушая, вы почерпнёте немало информации и найдёте ключ к чужой личности.

Будьте внимательны к тому, что говорится, и демонстрируйте это словами: «Да, да», «Понимаю», «Это интересно», «Невероятно», «Неужели?», а также действиями: наклонившись к собеседнику, кивая головой и т. п.

Воздержитесь высказывать предположения о мотивах поступков человека и его душевном состоянии, не имея на то достаточных оснований, например: «По-моему, ты обиделся, что тебя не пригласили. Ведь правда?» или «Ты, наверное, огорчился, что я не ответил на твоё письмо?»

Активное слушание подразумевает идентификацию с состоянием другого человека, если это возможно. Если же нет, переведите то, что услышали, в плоскость своего понимания: «В армии я не служил, но могу себе представить, что значит получать бессмысленные приказы. Когда я работал вожатым в летнем лагере…»

Ведя разговор, без колебаний переспрашивайте, если чего-то не поняли: «Вы имеете в виду, что …?» или «Извините, я не понял. Не могли бы вы объяснить подробнее?» Не бойтесь признаться, что вы чего-то не знаете. Людям часто доставляет удовольствие объяснять что-то другим.

«До свидания, приятно было познакомиться»

Риторика прощания — замысловатый ритуал, имеющий немалое значение для межличностных отношений. То, как вы восприняли уход другого человека, манера, в которой вы подвели разговор к завершению, — все это способно облегчить следующую встречу или же перечеркнуть все ваши усилия.

Когда вы сказали всё, что хотели, когда время, которым вы располагаете, истекло, следует признаться, что вам пора идти. Это сообщение должно включать три компонента: вам надо вскоре уйти; вам была очень приятна эта беседа; вы надеетесь, что в дальнейшем ваше общение будет иметь продолжение. Выразить это можно так:

подтверждение — краткая реплика согласия в ответ на последние слова собеседника («Да, верно, о’кей» и т. п.);

удовлетворение — выражение удовольствия, полученного от беседы («Было очень приятно поговорить с вами»);

завершающая фраза («Ну вот и всё»).

Закончить беседу можно и с помощью невербальных знаков: отведя глаза, кивнув головой, улыбнувшись, протянув руку для пожатия.

Понаблюдайте, как завершают разговор люди, с которыми вы общаетесь. Сразу же после того, как вы закончили какую-то беседу, запишите, что было сказано и сделано в течение последней минуты.

Решите, какие знаки прощания наиболее ясны и удобны для вас, а у другого человека оставляют приятное впечатление о беседе. Именно их и включите в свой ритуал прощания.

Наши рекомендации