Гомогамия

Несмотря на то, что практически каждая культура запрещает инцест и требует семейной экзогамии, во мн. субкультурных группах предписывается эндогамия как средство сохранения целостности их соц. организаций. Этим могут объясняться многочисленные свидетельства того, что чаще всего выбираются партнеры той же расы, этнической подгруппы, того же социально-экономического статуса и с одинаковым уровнем образования. Когда член из группы с более высоким статусом выбирает партнера с более низким социальным статусом, уступки обычно делаются возрасту и красивой внешности, тогда как внутри страты мужчины и женщины чаще всего выбирают себе партнеров с возрастными и внешними данными, к-рые совпадают с их собственными. Это согласуется с тем, что Мерштейн назвал «теорией обмена» (exchange theory)выбора супруга, согласно к-рой каждый будущий партнер стремится упрочить свое соц. и психол. положение выбором как можно более подходящей по своим соц. характеристикам пары.

То, что образование и др. соц. характеристики действительно предсказывают В. с., может объясняться тем обстоятельством, что эти факторы влияют на круг потенциальных партнеров, с к-рыми каждый ищущий свою пару будет встречаться. Этот «фактор близости» в В. с. отражает факт, что сегрегация по месту проживания и профессиональной принадлежности в значительной степени обусловливает наличие подходящих партнеров, к-рые будут встречаться в силу времени, расстояния, затрат и возможностей. То, что религиозная интеграция существует фактически на каждом уровне американского об-ва, может объяснять факт, что браки между людьми разного вероисповедания быстро становятся нормой.

Не столь заметное сходство в ценностях, аттитюдах и поведении, к-рое мы склонны искать в друзьях, тж оказывается чрезвычайно ценным критерием при выборе партнера. Стремление выбирать себе в качестве близких друзей тех, кто разделяет нашу систему взглядов, вне всякого сомнения является следствием легкости в достижении согласия по тем бесчисленным решениям, к-рые должны приниматься нами каждый день, равно как и подтверждения собственных убеждений и поступков. Поэтому не вызывает удивления, что во многих исслед. зафиксировано, что пары проявляют все большее единодушие по мере того, как они продвигаются от случайного знакомства к браку.

Заблуждения в предполагаемом сходстве объясняются неск. причинами. Во-первых, ухаживание рассматривается как период макс. взаимного обмана, т. к. каждая сторона стремится приобрести расположение другой, пытаясь произвести на нее как можно более благоприятное впечатление, зачастую ценой честности. Помимо влияния этих ложных данных, процессы, к-рые ухаживающие партнеры используют для организации своих впечатлений о других, скорее психологические, нежели научно-логические, и часто приводят к ложным выводам.

В. с. имеет огромное значение для стабильности об-в и входящих в них подгрупп, равно как для длительного счастья конкретных людей. Соц. ограничения на возможность встретить будущих супругов и барьеры на пути к определенным союзам, расцениваемым как предосудительные, являются инструментами, при помощи к-рых макросоциальные орг-ции осуществляют свой контроль за тем, кому и с кем вступать в брак. В рамках круга приемлемых кандидатов каждый человек должен определиться в отношении тех критериев, к-рые он будет применять при В. с., должен собрать данные, необходимые для использования каждого критерия, и должен взвесить каждый имеющийся факт в общей матрице принятия решения «годен—не годен».

См. также Теория обмена, Человеческие паттерны ухаживания, Табу

Р. Б. Стьюарт

Выборочное исследование (sampling)

Методики В. и. — это способы отбора малого числа единиц из генеральной совокупности, позволяющие исследователям делать выводы о природе этой совокупности по рез-там изучения выборки. В. и. применяется при опросах общественного мнения и опросах потребителей, чтобы по ответам выборки сделать выводы о том, как будет голосовать население в день выборов или как потребители воспримут новый товар или новую телевизионную программу. Понятие В. и. применяется не только в сфере эксперим. исслед., но распространяется и на повседневную жизнь, как в тех случаях, когда мы судим о новом супермаркете по первому посещению или решаем, что все жаркое не дожарено, попробовав кусок из своей тарелки.

Наши рекомендации