Заключительная фаза

Когда курс неструктурированной групповой терапии завершается или когда один из членов покидает группу, мн. из оставшихся, а тж ведущий испытывают чувство потери, и в этом случае для них адекватным яв-ся открытое выражение грусти. Когда участник покидает группу, др. члены и ведущий подытоживают то, чему он научился в группе и что может быть сделано за ее пределами.

См. также Групповая психотерапия

Р. Пейдж

Низкие учебные достижения (academic underachievement)

Н. у. д. — это достижения ниже ожидаемого или прогнозируемого уровня. Традиционно, тесты IQ использовались для прогнозирования уровня достижений, а стандартизованные тесты достижений — для установления критерия. Отклонение установленной величины, выраженное в стандартных единицах, часто служило операциональным определением низкого уровня достижений как в исследовательских, так и в классификационных мероприятиях.

Преимущественная цель выявления школьников, к-рые учатся ниже своих способностей, заключается в обеспечении преподавателей возможностью корректировать и планировать процесс обучения, позволяющий предотвращать или снижать Н. у. д. Такое определение, как и рациональная основа представления о низком уровне достижений, выглядит достаточно простым, разумным и практичным. При более критическом взгляде на него, однако, возникают многочисленные проблемы.

Р. Л. Торндайк высказал предположение, что низкий уровень достижений может теоретически рассматриваться как отражение неспособности системы осуществлять точные прогнозы; безупречные прогнозы достижений в конечном итоге предотвращали бы расхождения и устраняли низкий уровень достижений, тж как и сверхдостижения. Расхождения между способностями и достижениями, к-рые служат в качестве показателей низких достижений и сверхдостижений, объясняются Торндайком как результат действия четырех осн. факторов:

1. Ошибки измерения. Выполнение учащегося как по критериальной, так и по прогнозирующей переменной (предиктору), может дать два простых или составных показателя в один день и два существенно иных простых или составных показателя на следующий день.

2. Разнородность критериев. Оценки по созданным учителем тестам, средний балл, итоговые оценки за курс и ранг ученика в классе — все это показатели академических достижений и как таковые они составляют потенциальные критерии, к-рые надлежит использовать при определении низкого уровня достижений. Однако оценка В («хорошо»), 3,26 GPA (средний балл), и ранг в классе будут приобретать весьма различные значения в зависимости от конкретной группы учащихся или учителя.

3. Диапазон предикторов. Чрезмерное увлечение IQ и др. мерами академических способностей ограничивает возможности преподавателей в диагностике и реагировании на проблемы, связанные с Н. у. д. Они должны выявлять и др. устойчивые факторы, касающиеся расхождений между способностями и достижениями, и тем самым увеличивать валидность наших предикторов.

4. Регулируемые переменные. Частично процент неуспеваемости может быть снижен за счет изменений в условиях обучения школьников. Соотв. изменения учебников, учителей, размещения учащихся в классе или формы обратной связи могут способствовать сокращению числа неуспевающих.

Фаркуар и Пейн провели анализ методов, традиционно используемых для выявления учащихся с низкими и чрезвычайно высокими достижениями. Они пришли к выводу о существовании четырех осн. категорий, на к-рые можно разделить все эти методы:

1. Расщепление центральной тенденции (central tendency splits). Эти методы делят на две части распределение сочетанных показателей способностей и достижений.

2. Произвольное разбиение (arbitrary partitioning). Эта методика противопоставляет крайние группы и исключает центральную часть распределения.

3. Метод невязок («ножниц») (relative discrepancy splits). Здесь производится сравнение индивидуальных рангов по мерам способностей и достижений (средний балл).

4. Регрессионные методы (regression). Этот подход измеряет расхождение между фактическими и предсказанными достижениями, когда последние определяются на основе измерения способностей.

Несмотря на шуточное предположение Торндайка, что у нас вполне может появиться желание переименовать феномены низких и сверхвысоких достижений в «избыток и недостаток интеллекта» соответственно, в его работе не содержится намека на то, что представление о низком уровне достижений изжило свою полезность.

См. также Тесты учебных достижений, Педагогическая оценка, Интеллект человека, Результаты обучения, Школьное обучение

М. М. Клиффорд

Нимфомания (nymphomania)

В широком смысле слова, Н. означает состояние женщины, сексуальное желание и/или сексуальное поведение к-рой характеризуются такими словами, как «ненасыщаемые», «патологически интенсивные», «неутолимые», «необузданные» или «неконтролируемые». На самом деле, этот термин плохо определен и часто используется весьма свободно. Он отличается от понятия «сексуального промискуитета», но мн. предлагаемые дефиниции очевидно используют оба эти выражения как взаимозаменяемые.

Классическому и фольклорному стереотипу нимфоманки соответствует женщина, имеющая много половых связей с любовниками, считающимися в рамках ее культуры не подходящими для нее, не получающая оргазма, несмотря на частые сексуальные контакты, и редко вступающая в половую связь в контексте сильных эмоциональных отношений. Кроме этого, Левитт указывает на то, что различные концепции Н. пренебрегают потенциально важным фактором благоприятных возможностей в том виде, как они отражаются в физ. привлекательности, месте проживания, типе занятости и семейном положении.

Альберт Эллис и Эдвард Сагарин различают между «контролируемым промискуитетом» и «эндогенной Н.». Первый относится к не слишком необычному случаю мн. сексуальных партнеров у женщины, к-рая полностью функциональна, тогда как последняя «редко обнаруживается за пределами острых отделений психиатрических больниц». Эллис добавляет, что ни разу не встречал еще случая эндогенной Н. в своей обширной клинической практике.

См. также Половые девиации

Ю. Левитт

Новаторские психотерапии (innovative psychotherapies)

В этой энциклопедии ряду важных Н. п. посвящены отдельные статьи. Эта внушительная группа терапий представляет собой лишь относительно небольшой процент от общего числа практикуемых в настоящее время. В «Справочном руководстве по новаторским психотерапиям» (Handbook of innovative psychotherapies)P. Корсини приводится около 250 таких терапий; примерно столько же описывается в «Справочнике по психотерапии» (Psychotherapy handbook)P. Херинка.

В настоящий момент используется св. 500 систем психотерапии. Некоторые, такие как аллоцентрическая психотерапия Дэниеля Мотета, имеют специфическую теорию при отсутствии посвященных ей литературных публикаций и, по всей вероятности, не используются никем, кроме автора; некоторые, подобно тренингу сензитивности по Эрхарду (Erhard Sensitivity Training [est]), не имеют собственной теории, но используются десятками, а возможно, и сотнями практиков; некоторые же, как, напр., система Айкидо (причисляемая в книге Херинка к психотерапии) вообще практически никем психотерапией не считается. В настоящей статье приводится краткое описание некоторых др. новаторских систем психотерапии.

Эстетический реализм(Aesthetic Realism). Пожалуй, самую необычную часть системы эстетического реализма составляет «тройка» (или, иначе говоря, триумвират) консультантов, проводящая терапию. Согласно Марте Бэйрд и Эллен Райсс, к-рые, в свою очередь, цитируют Ребекку Томпсон, «консультируемый в течение часа беседует с тремя консультантами в формальной и одновременно непринужденной атмосфере. Наш метод представляет собой разновидность критических вопросов и ответов. Цель — заставить человека смотреть на свои проблемы и эмоции как на объекты хотя и сложные, но доступные изучению». Теория и философия эстетического реализма восходит к трудам Эли Зигеля, к-рый полагал, что единственной главной причиной всех психол. проблем чел. яв-ся презрение к окружающему миру.

Скрытое обусловливание(Covert Conditioning). Скрытое обусловливание, предложенное Дж. Р. Котелла, содержит в себе элементы эйдетической терапии и др. процедуры, требующие мысленного представления. В ходе лечения индивидуум представляет себе собственное нежелательное поведение и его последствия, гл. обр. с целью изменения нежелательных привычек. Процедура включает мышечную релаксацию пациента, осознание им наличия нежелательного поведения и затем мысленное представление различных пагубных последствий этого поведения.

Креативная агрессия(Creative Aggression). Разработанная Дж. Р. Бахом креативная агрессия описывается как форма терапии, имеющая целью изменение мышления, эмоций и поведения с помощью прямых методов переучивания, к-рое представляет собой открытое выражение агрессии в контролируемых условиях, называемое этюдами. Бах стремится научить людей приемам честной борьбы. Наиболее необычным аспектом его метода является использование батакас (batacas), мягких резиновых бит, к-рыми можно наносить удары друг другу, не причиняя действительного вреда.

Терапия прямого решения(Direct Decision Therapy). Терапия прямого решения, предложенная Г. Гринвальдом, представляет собой хороший пример эклектической системы. Построенная Гринвальдом на личном опыте его обучения психоан., отражающая влияние некоторых др. теоретиков, в особенности А. Адлера и А. Эллиса, она содержит некоторые уникальные компоненты, разраб. самим автором. Система состоит из 6 главных шагов: а) четкое формулирование проблемы или проблем самим пациентом; б) анализ биографических данных пациента для выявления первопричины проблемы (т. е. выяснение, когда впервые им было принято конкретное решение действовать определенным дисфункциональным образом); в) изучение вознаграждений или «платежей», получаемых благодаря дисфункциональному поведению; г) понимание контекста первоначального ошибочного решения, чтобы узнать, почему данный чел. отклонился от нормального поведения; д) изучение вариантов выбора — продолжать ли движение в направлении, заданном первоначальной ошибкой, или следовать другим путем; е) принятие новых решений относительно выбора пути при поддержке терапевта, наблюдающего за прогрессом пациента.

Прямой психоанализ(Direct Psychoanalysis). Прямой психоан., метод лечения больных с тяжелыми расстройствами, был разработан психиатром Дж. Розеном в 1940-х гг. В 1945 г. он опубликовал работу «Лечение шизофренного психоза прямой аналитической терапией» (The treatment of schizophrenic psychosis by direct analytic therapy), в к-рой изложил свою теорию и методику терапии. Процедура этого лечения требует тщательного наблюдения за больными, причем акцент делается на вербальных взаимодействиях с пациентами, к-рые могут длиться часами. Основное в работе терапевта — быть активным в интерпретировании вербального и двигательного поведения больных в целях обеспечения инсайта. Не позволяется использование психофармакологической или шоковой терапии. Теория Розена состоит в том, что тяжелые психич. проблемы начинаются с момента рождения, в связи с непринятием детей матерями, и что ранимые индивидуумы в более позднем возрасте регрессируют к младенчеству.

Интенсивная дневниковая терапия(Intensive Journal Therapy). Интенсивная дневниковая терапия (ИДТ) предполагает прохождение его участниками начального базового семинара по принципам терапии, а затем ведение подробного дневника. Дальше идет самостоятельная работа, в к-рой терапия дополняется периодическим чтением материала или посещением новых семинаров. Интенсивная дневниковая терапия разработана Айрой Прогофф, к-рый, в свою очередь, находился под влиянием теорий З. Фрейда, К.-Г. Юнга, А. Адлера и О. Ранка. Как это характерно для большинства нововведений в этой области, Прогофф добавил от себя то, что ему представлялось необходимым. Важным отличием этой системы является использование личных (рабочих) журналов — эквивалента дневников. Личный журнал представляет собой своего рода направленный дневник, в к-ром отражаются различные аспекты жизни по примерно двадцати группам указаний. Т. о., ИДТ представляет собой разновидность самоанализа, имеющего содержательные связи с медитацией и личностно-центрированной терапией в аспекте перекладывания бремени лечения на клиента.

Активизация в памяти межличностного процесса(Interpersonal Process Recall). Наиболее новаторским аспектом активизации в памяти межличностного процесса яв-ся использование воспроизведения аудиовидеозаписи сеанса психотерапии, при просмотре к-рой и с клиентом, и с терапевтом беседует третье лицо. Разработанная Н. Каганом, эта методика считается мощным средством стимулирования воспоминания и содействия расширению и изменению поведения. Метод не связан с к.-л. определенной теорией личности, это — синтетическая конструкция, разработанная на основе опыта терапевтического процесса.

Тренинг множественного воздействия(Multiple Impact Training). Тренинг множественного воздействия (ТМВ) — это основанная на здравом смысле система практ. обучения людей в целях повышения их компетенции. Разработанный Дж. М. Газдой (1981), ТМВ включает в себя, во-первых, метод количественной оценки людей исходя из 5 базисных модальностей развития и жизненных навыков: а) когнитивной (навыки решения проблем и т. д.), б) физически-сексуальной (семейные взаимоотношения и т. д.), в) моральной (личные ценности), г) профессиональной (цели профессионального роста), д) психосоциальной (коммуникативные навыки и т. д.). После того как участник тренинга оценивается в каждой из этих областей (обычно на основе консенсуса комиссии), ему предлагается конкретная программа тренинга, ориентированная на коррекцию выявленной дефицитарности. В заключение производится повторная оценка степени достигнутого улучшения.

Оргонотерапия(Orgone Therapy). Предложенная В. Райхом, оргонотерапия основана на концепции источника биолог. энергии, блокировка к-рой вызывает физ. и психич. патологию. Устранение блокировки оргона достигается при помощи разнообразных психол. и физиолог. процедур. Психол. процедуры — это обычные приемы стимуляции выражения вытесненных эмоций. Физиолог. процедуры нацелены на разрушение того, что Райх называл телесной броней (физиолог. ригидностью), и эта цель достигается посредством разнообразных физ. упражнений, включая изменение телесных поз. Результат оргонотерапии — оргастически потентный чел. (т. е. наряду с др. желательными изменениями индивидуум может получать удовлетворительный оргазм).

Терапия поэзией(Poetry Therapy). Подобно методу свободных ассоциаций, психодраме и гипнозу, терапия поэзией, разработанная А. Лернером, является одним из инструментов, используемых психотерапевтами. Существуют различные аспекты ценности поэзии (напр., самовыражение в создании стихов, молчаливое чтение и исполнение стихов перед публикой). Поэзия, как и музыка, может вызывать воспоминания, к-рые, в свою очередь, могут оказывать воздействие на эмоции и вызывать изменение аттитюдов.

Терапия первичных отношений(Primary Relationship Therapy). Разработанная Р. Постелем терапия первичных отношений (ТПО) представляет собой терапевтическую систему повторного усыновления, предлагаемую лицам, к-рые были (или считают, что были) отвергнуты своими собственными родителями. Возможно, единственная публикация об этом методе принадлежит перу Женевьевы Пэйнтер и Салли Вернон. ТПО вовлекает клиента в открытые, тесные личные отношения с психотерапевтами, один из к-рых исполняет роль отца, а другой (точнее, другая) — роль матери. Психотерапевты обращаются с пациентами, как с маленькими детьми, ласкают, кормят их, играют с ними и всячески демонстрируют модель идеальных родителей для младенцев и детей раннего возраста. По мере продолжения терапии и эмоционального личностного роста пациента система начинает видоизменяться, обычно завершаясь этапом групповой терапии.

Провоцирующая терапия(Provocative Therapy). Провоцирующая терапия, по-видимому, идет вразрез с большинством обычных концепций, предписывающих доброжелательное, предупредительное и уважительное обращение с пациентами в ходе психотерапии. Разработанная Фрэнком Фарелли система имеет общие элементы с рационально-эмотивной терапией А. Эллиса, поскольку и в ней целью является коррекция ложных представлений и ошибочных допущений. Психотерапевт создает атмосферу интенсивного эмоционального взаимодействия, используя непредсказуемое поведение, в особенности юмор, для стимуляции личностного роста. Психотерапевт обращается с прямыми конфронтационными сообщениями, включ. сарказм и высмеивание, с целью вернуть пациента к реальности. Это — серьезная процедура, к-рая использует юмор как существенную часть целого психотерапевтического процесса.

Радикальная психотерапия(Radical Psychotherapy). Термин «радикальная» используется здесь как в политическом, так и в теоретическом смысле. Разработанная Клодом Стейнером радикальная психотерапия базируется на утверждении, что все психиатрические проблемы яв-ся формами отчуждения вследствие угнетения людей, к-рые изолированы друг от друга. Правильным решением является политическая теория причины и политическая система лечения. В качестве противопоставления стилю жизни совр. об-ва система терапии провозглашает стиль взаимного сотрудничества в межличностных отношениях и рекомендует создание коалиций угнетенных для противодействия власть имущим. Отчуждение всегда рассматривается как функция угнетения. Стейнер предлагает формулу:

Отчуждение = угнетение + мистификация + изоляция

Рекомендуемыми методами лечения являются прямые соц. акции, направленные против угнетения, мистификации и изоляции.

См. также Аутогенная тренировка, Биологическая обратная связь, Сокращенная терапия, Когнитивная терапия, Условно-рефлекторная терапия, Совместная терапия, Скрытое обусловливание, Теория и терапия эго-состояний, Эйдетическая психотерапия, Феминистская терапия, Формационная теория личности, Терапия тупика/преимущества

Р. Корсини

Нормальное развитие (normal development)

Под развитием понимается функциональная адаптация индивидуума, происходящая в результате взаимодействия нормального физиолог. роста со средовым опытом, опосредствованным развивающимся индивидуумом. Последовательность стадий развития не является отображением автоматического развертывания событий в соответствии с неким генетическим кодом.

Развитие происходит в челов. окружении. Семья передает ребенку культуру, к-рая дает дифференциальный доступ к знаниям и ментальным структурам. Они и обуславливают вышеупомянутые взаимодействия в течение критических первых пяти лет жизни.

Наши рекомендации