Главное – покажите ему, что вы благодарный слушатель. И он сам предложит тему, которая интересна ему

Практика «Шесть ступеней к правильному слушанию»

Кому-то способность слушать дана от природы, кто-то приобрел ее благодаря воспитанию, а кому-то для развития этой способности нужны многочисленные тренировки. К счастью, тренироваться вы можете хоть каждый день – ведь вы ежедневно общаетесь с другими людьми. Начинать тренировать вашу способность к слушанию лучше в общении с кем-то, кто хорошо вам знаком и в чьем обществе вы чувствуете себя достаточно комфортно. Мы предлагаем вам практику, состоящую из шести простых шагов. Эти шаги вы можете отрабатывать как по отдельности, так и все вместе, выполняя их любой последовательности. Главное, чтобы вы помнили о необходимости выполнения хотя бы одного из правил в каждом разговоре, даже самом коротком.

● Упражнение «Человек-локатор»

Вы должны выработать в себе привычку мгновенно настраиваться на общение. Как только с вами кто-то заговаривает, вам нужно раскрыть все свои внутренние «локаторы». Научитесь «обращаться в слух». Делайте это при помощи воображения и усилия воли. Представьте, что вы – человек-локатор, который улавливает все поступающие к нему сигналы.

Задание

Полностью сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Обратите внимание: когда мы действительно чем-то увлечены, то вся наша поза выражает сосредоточенность. Забудьте на время о себе. Повернитесь к собеседнику не боком, не вполоборота, а всем корпусом. Смотрите ему в глаза с выражением внимательности и заинтересованности. Но помните, что неотрывный взгляд может отталкивать, поэтому время от времени на одну-две секунды отводите глаза чуть в сторону, а затем снова обращайте их к собеседнику.

● Упражнение «Правильный вопрос»

Часто разговор угасает, не успев начаться. Это происходит оттого, что люди задают неправильные вопросы.

Неправильный вопрос – это вопрос, на который можно ответить «да» или «нет».

Никогда не задавайте таких вопросов, если действительно хотите разговорить собеседника.

Задание

Стройте вопросы таким образом, чтобы на них можно было ответить как можно более развернуто. Спрашивая человека о том, как он живет, о его самочувствии, так, чтобы у него не возникло соблазна отделаться обычным «Нормально», или «Спасибо, хорошо». Здесь главное – проявлять искренний интерес. Дайте человеку понять, что вам не все равно. И тогда он действительно начнет рассказывать вам обстоятельно про то, что у него на душе.

● Упражнение «Понять чувства»

Слова – основной источник информации, однако помните, что не всегда словами можно выразить то, что имеет в виду человек.

Задание

Слушая, следите не только за словами, но и за интонациями, выражением лица, жестами собеседника. Так вы легче поймете его чувства. Ведь по-настоящему услышать человека – это не значит только понять смысл слов. Не менее важно понять, что человек чувствует и переживает в связи с произносимыми им словами. Если вы не умеете считывать язык тела и мимики – просто поставьте себя на место другого. Подумайте, что бы вы чувствовали в подобной ситуации, как бы вы относились к подобной проблеме. И тогда понимание придет само собой.

● Упражнение «Заинтересованное молчание»

Помните, что в большинстве случаев люди говорят только для того, чтобы быть выслушанными, а не для того, чтобы получить какой-то совет, и тем более оценку сказанного ими. Не впадайте в заблуждение, думая, что от вас ждут совета.

Задание

Избегайте самых распространенных ошибок в диалоге, которые состоят именно в том, что слушающий начинает либо давать советы, либо высказывать свою оценку услышанному, либо на свой лад интерпретировать слова собеседника (например, говоря: «Все понятно, со мной тоже такое было, я знаю, что это такое»), либо задавать множество излишних вопросов.

Контролируйте себя и не позволяйте чему-то подобному сорваться с вашего языка. Вместо этого просто внимательно слушайте, продолжая сосредотачиваться не только на словах, но и на чувствах собеседника. Поощряйте его продолжать говорить одобрительным покачиванием головой, короткими междометиями «да-да», «ага», «угу», и т. д.

Ни в коем случае не используйте паузы, чтобы вставить свою реплику, а тем более перевести разговор на другую тему. Вместо этого в паузе можно негромко повторить последнюю сказанную собеседником фразу (теми же самыми или другими словами), как бы стараясь лучше осмыслить его слова.

Таким образом, вы поможете ему продолжить свой рассказ.

● Упражнение «Назвать чувство»

Задание

Когда вы почувствуете, что хорошо понимаете произносимое собеседником, можно начать в паузах называть те чувства, которые, как вам кажется, испытывает собеседник, с мягкой полувопросительной-полутвердительной интонацией, например: «Тебя это очень беспокоит?», «Вижу, что ты очень переживаешь», «Тебе тяжело», «Тебя это по-настоящему обрадовало?», и т. д.

Так вы продемонстрируете собеседнику ваш искренний интерес к нему и не менее искреннее желание понять. Это пробудит его доверие, и он со своей стороны будет искренним с вами. А ведь именно с взаимной искренности начинаются подлинно дружеские доверительные отношения!

Выполняя эти правила, вы прослывете открытым, искренним и доброжелательным человеком.

А чтобы ваша открытость не стала вам во вред, помните следующие правила:

– Слушая, вы не обязаны соглашаться во всем с человеком.

– Но если даже вы не согласны с ним, не перебивайте, не спешите высказать свою точку зрения.

– Выслушайте его до конца.

– Слушая, помните, что ваша задача – не ответить, а услышать и правильно понять.

...

Эти правила помогут вам установить правильные границы в общении.

● Упражнение «Русло разговора»

Многие люди, найдя благодарного слушателя, любят повторять в разговоре одну и ту же мысль несколько раз.

Но это происходит не потому, что они думают, будто их собеседник плохо понимает смысл сказанного. Им просто нужно выговориться. Они постоянно возвращаются к одной и той же теме, чтобы самим лучше осмыслить ее, найти выход из сложившейся ситуации, увидеть новую перспективу. К этому нужно относиться с сочувствием и пониманием. Однако из-за многократных повторений вы начинаете скучать, ваше сознание отвлекается на посторонние темы. И когда говорящий начинает новую тему, вы ее просто не слышите.

Чтобы не возникало таких ситуаций, в разговоре вам нужно соблюдать такие правила:

Задание

1. Следите за всем, что говорит собеседник. Даже если он говорит о самых скучных и неинтересных вещах, заставьте себя заинтересоваться ими. Представляйте их образно, используйте воображение.

2. Время от времени давайте понять человеку, что вы уловили его мысль. Задавайте вопросы по теме, проявляйте активный интерес. Не давайте ему зацикливаться на одном вопросе, мягко подталкивайте его к тому, чтобы он сам нашел правильный ответ.

3. Если человек начинает повторяться, перехватите инициативу – повторите ему его собственные слова. Он поймет, что вы его услышали, и перейдет к другой теме.

4. Выстраивайте русло разговора, задавайте вопросы, которые заставят человека идти дальше.

Навыки активного слушания

В психологии существует особый термин – активное слушание . Этот термин подразумевает не просто заинтересованное слушание. Активно слушая, вы подталкиваете человека сказать то, что вам хочется услышать – но при этом никак не давите на него. Вы даете ему возможность самому найти и высказать правильную (для вас) мысль.

Активное слушание как бы выстраивает мостики между вами и собеседником. Они позволяют установить невидимую связь, благодаря которой происходит обмен информацией на уровне чувств.

Чтобы научиться активно слушать, вам нужно овладеть некоторыми приемами нейролингвистического программирования. [1] Они очень просты и могут применяться как вместе, так и по отдельности. Это так называемые техники присоединения и ведения – когда вы сначала подстраиваетесь под собеседника, «присоединяетесь» к нему, а затем начинаете его «вести» в нужном направлении.

Упражнение «Двойник»

«Двойник» – известнейшая техника присоединения, которая заключается в том, что, слушая человека, вам нужно будет последовательно повторять и копировать его манеру поведения.

Хотя эта техника и относится к методам НЛП, но используется она не только профессиональными психологами и психотерапевтами. Люди, которые очень хорошо понимают друг друга – друзья, родные или супруги – подсознательно начинают копировать манеры друг друга. Вы тоже неоднократно использовали эту технику, когда общались с человеком, который вам близок и интересен. Просто вы не задумывались о том, что делаете. Все происходило подсознательно, а потому естественно.

Из-за привычности этой техники освоить ее легко. Но в этом же заключается и сложность. Когда вы начнете осознавать свои действия – естественность уйдет. А естественность движений – самое главное условие для успешного общения.

Задание

При разговоре копируйте движения собеседника. Однако не пытайтесь копировать абсолютно все движения и изменения позы. Делайте это не каждый раз, а когда делаете – пусть ваши движения будут естественными и плавными.

Например, если ваш собеседник подпер щеку рукой – сделайте то же самое, но через несколько минут после него. Повторяйте его движения с запозданием. Ваш собеседник поднимает правую руку – и вы поднимаете правую руку. Он склоняет голову влево – и вы склоняете голову влево. Он кладет ногу на ногу – и вы тоже. При этом поддерживайте непринужденную беседу и как можно чаще смотрите собеседнику прямо в глаза.

Упражнение «Зеркало»

Задание

Когда навыки «двойника» будут отработаны настолько, что вы перестанете осознавать их, можете приступать к следующему приему, который называется отзеркаливанием. Этот прием тоже заключается в повторении жестов и поз собеседника. Но в зеркальном отражении. Он наклоняется вправо, а вы – влево, чтобы вектор наклона у вас обоих был один и тот же. Ваши движения должны быть движениями отражения в зеркале: куда один, туда и другой.

Чтобы это не выглядело слишком нарочито, можете чередовать технику отзеркаливания с техникой отражения.

Упражнение «Косвенное отражение»

После того как вы освоили отражение и отзеркаливание, переходите к более сложной технике – косвенному отражению.

Это тонкий прием, заметить который ваш собеседник не сможет даже в том случае, если он сам пользуется техниками присоединения и ведения. Опытные психотерапевты прибегают именно к косвенному отражению, так этот прием позволяет сохранять наибольшую естественность в разговоре.

Задание

Техника упражнения заключается в том, что вы повторяете движения собеседника, но не буквально. Если он скрещивает руки на груди – вы скрещиваете ноги, забрасываете одну ногу на другую. Он покачивает головой – а вы качнете ногой. Он пригладил волосы – а вы сделали поглаживающее движение по рукаву, словно смахнули соринку.

Наши рекомендации