Интонация в человеческом обществе
Поэтому постараемся понять, какова природа интонационного общения в животном мире и уже потом подойти к его роли в человеческом обществе. Мы уже отметили, что способны определить по мяуканию кошки, голодна ли она, испытывает она боль или гнев. Всё это информация о ее состоянии в окружающей среде. Но в природе не бывает ничего без причин, и интонационный сигнал – не исключение. Если кошка сыта, спокойна, если ей ничего не грозит, она не мяучит. Удовлетворение средой обитания не вызывает интонацию. Отсюда мы можем сделать первый вывод – интонационный сигнал сообщает о конфликте со средой обитания. Как же так, спросите вы, а песня влюбленного или вопль выигравшего по лотерее? Человек может умереть от счастья так же, как и от горя – ведь при этом у него резко увеличивается давление, происходит гормональный стресс и т. д. Любое отклонение от физиологической нормы, нарушающее нормативное функционирование всех служб жизнеобеспечения (т. н. гомеостазис) опасно и поэтому вызывает предупредительный интонационный сигнал.
Второй вывод – такой сигнал непроизволен, т. е. не зависит от сознания. (Крик человека от боли.) Он посылается и воспринимается не корой головного мозга, а подкоркой, отвечающей за регуляцию нашего состояния. Поэтому интонационные явления носят подсознательный характер.
Третий вывод – Интонация всегда имеет индивидуального автора и коллективную воспринимающую аудиторию. Аудитория и автор, как правило, принадлежат к одному биологическому виду, из чего следует, что информация, которая несет интонационный сигнал, закодирована и адресована коллективному подсознанию вида, связанного общими биологическими интересами. Это и понятно – лиса не должна знать, где питается заяц, а в интонационном сообщении может быть указан заячий маршрут. Впрочем, из этого правила бывают исключения – например, мы понимаем интонацию домашних животных – кошек, собак (конечно, очень приблизительно). Предупредительный сигнал разъяренного льва предназначен для всех. Он парализует слабых страхом. Есть и более сложные отклонения – например, сорока служит своего рода межвидовым информатором, петух межвидовым будильником и т. п.
Итак, интонация живет и развивается столько же, сколько живет и развивается биологический мир. Человек прошел первый этап интонационного общения, как и животное. Сначала он научился издавать простейшие интонационные сигналы, подражая животным – мычанию, рычанию. При этом он и сам мычал и рычал, выражая свое эмоциональное состояние – гнев и радость, боль или мольбу. Но его язык был гибче языка животных, и он был способен комбинировать эти интонации в более сложные сочетания. Его ухо контролировало и анализировало эти сочетания очень быстро и точно, а его память накапливала и классифицировала этот интонационный арсенал, связывая его с самыми разными сторонами эмоциональной жизни человека с трудом, любовью, отдыхом.
На первом этапе интонационного общения произошло явление, приблизившее интонацию к музыке. Это был ритм. Древние люди научились пользоваться ритмом для создания т. н. интонационного резонанса – настройки коллективной психики аудитории на одну резонансную волну, на общую скорость передачи информации. Особенно в этом преуспели шаманы. Еще больше приблизило интонацию к музыке бессловесное пение, особенно пение матери – так в интонационный мир вошла любовь.
Но человек интенсивно развивался, и скоро ему понадобилось назвать все, что окружало его в мире – солнце, луну, звезды, деревья, животных, самого себя. Так в интонационный мир вошло Слово. Два миллиона лет назад человек интонировал, пел, ритмично играл на бубне. Около пятидесяти тысяч лет назад он стал овладевать словом. Сначала ему было очень трудно –его гортань не была для этого приспособлена, а в его мозгу не было речевого отдела. Поэтому первые слова он пропевал. Так начался второй этап интонационного общения – музыкально‑поэтическая интонация. Это было самое мощное средство интонационного воздействия. Музыкальная мелодика обогатилась поэтической интонацией. Музыкально-поэтическая интонация внесла в интонационный язык новую выразительность – поэтическое слово, совмещенное с ритмом и гармонией. Музыка стала магическим, ни с чем не сравнимым средством воздействия на психику. Первые поэты пели свои стихи. Так пел Орфей, Гомер, так слагались мифы и эпосы. Разделение стихов и музыки в музыкально-поэтической интонации произошло уже в эпоху Возрождения.
Но постепенно первые слова стали накапливаться в речевом отделе мозга Homo sapiens, а его гортань смогла справиться с их произношением без пропевания. Слова обозначали не просто понятия и имена – из них стали строить простые предложения, а потом и сложные предложения. Интеллектуальный аппарат человека выработал для их построения новую форму мышления – логику. Так появился третий этап интонационного общения – Речь, Слово. Но теперь у человека заработали оба полушария – древнее, правое, которое получало и перерабатывало музыкальную, интонационную информацию, и левое, которое стало перерабатывать логическую интонацию, Слово. Если музыка и интонация были языком подсознания, то слово стало языком сознания. Получив свой язык, сознание стало настолько интенсивно развиваться, что человечество до сих пор всерьез думает, что в начале было Слово, – но это не так – в начале была интонация, потом появилась музыка – музыкально-поэтическая интонация, и только после этого возникло Слово. Поэтому мы считаем Слово языком сознания, а Музыку – языком подсознания.
Эти размышления неизбежно ведут к одному выводу: в процессе интонационного общения человек пришел к осознанному использованию интонационных сочетаний. Первое Слово было первым проявлением его сознания, и развитие слова как языка стало адекватно развитию познания. При этом произошло важнейшее разделение – слово стало осознанным сигналом, а интонация осталась неосознанным сигналом. Но ведь в человеческой речи есть и то и другое – и Слово и Интонация, причем слово – это информация сознания, а интонация – это информация подсознания. Это приводит нас к пониманию речи, как двухканального информативного процесса.
Слово С1 Ú С2 Ú С3 С – сознание
Þ
речь
à
Интонация ПС1 Ú ПС2 Ú ПС3 ПС – подсознание
В этом процессе принимают участие два раздела человеческой психики – сознание (С1, С2, С3) разных общающихся людей и их подсознание ( ПC1, ПС2, ПC3). По каждому каналу идет своя информация, и содержание этой информации может быть несходным. Может быть, поэтому Ф. Тютчев сказал: «Мысль изреченная есть ложь». Ведь мы воспринимаем не только то, что сказано (слово), но и то, как сказано (интонация). А женщины более чутки именно к интонационному компоненту, нежели к логическому. Мать, если ее ребенок болен, чувствует это по одному слову «мама», самому интонационно выразительному слову. Видимо, подсознание – орган, отвечающий за состояние человека (что особенно важно при вынашивании плода) – у женщин развит сильнее, чем у мужчин. Наоборот, для отца более важно, чтобы ребенок логично объяснил, что с ним случилось. Это говорит о большем развитии у мужчин сознания – органа, определяющего поведение человека. Мы можем составить таблицу двух компонентов речи.
Слово | Интонация | |
отдел психики | сознание | подсознание |
определяет | поведение | состояние |
сигнал | произвольный | непроизвольный |
главное | что сказано? | как сказано? |
В музыкально-поэтической интонации оба этих компонента гармонизованы в единое целое.
Интонационный резонанс
Музыкально-поэтическая интонация стала самой организованной формой общего интонационного процесса, частью которого она является. Она оказалась способна создавать совершенно особое состояние человека – интонационный резонанс, обладающий гипнотическим воздействием на человеческую психику. Происходит это так: колебания музыкально-поэтической интонации (сокращенно МПИ) создают ритм, который способен настраиваться на внутренний ритм подсознания и при особых условиях попадать с ним в резонанс. Такой резонанс резко усиливает смысловое и эмоциональное воздействие МПИ и распространяет его с отдельной личности на громадные массы людей. Благодаря интонационному резонансу они могут совершать коллективные действия – петь, плясать, маршировать, пахать. Но его воздействие может быть и более глубоким – когда возникает новая для какой-то социальной группы мысль, передача ее становится возможной именно благодаря интонационному резонансу. С него начинается искусство музыки и поэзии. Иначе говоря, искусство музыки и поэзии – искусство возникновения интонационного резонанса. В идеале интонационный резонанс направлен на объединение людей в единое человечество, но увы... в истории человечества интонационный резонанс выполняет далеко не всегда положительную роль. К сожалению, им часто пользовались и пользуются для разжигания чувств агрессии, насилия, социальной ненависти. Идеальный уровень его применения, о котором говорил Бетховен (музыка, передающаяся от сердца к сердцу) – удел избранных.
Интонационный резонанс гармонизует слово и интонацию, сознание и подсознание, поведение и состояние, смысл слова (что сказано) и выразительность (как сказано). Можно еще раз сказать, что музыка и поэзия – это искусство вызывать интонационный резонанс. На чем основано это явление? Прежде всего на первичном качестве интонации – возбуждать подсознание воспринимающей аудитории, объединяющейся в коллективный психический орган. Этот орган – назовем его «коллективное подсознание» – под влиянием ритмически организованной музыкально-поэтической интонации настраивается на ее пульсацию. При совпадении с собственным ритмом коллективного подсознания возбуждение усиливается и приводит коллектив к единому алгоритму поведения, выражающегося в танце, марше, общем трудовом ритме. Почему это происходит? Подсознание воспринимает информацию по естественному двоичному биологическому коду – комбинациям двух символов «да» и «нет». Но ритм построен так же – в его основе двоичный код из комбинаций сильной, ударной, доли (символ «да») и слабой, безударной, доли (символ «нет»). Поэтому подсознание воспринимает ритмическую информацию как бы без перевода. Когда количество и скорость ритмической информации, содержащейся в музыкально-поэтической интонации, совпадает с оптимальной способностью коллективного подсознания ее воспринять, наступает явление интонационного резонанса. Такая интонация называется резонансной. Ее воздействие зависит от исторического периода и социальных условий, потому что они определяют состояние человека в среде обитания, а следовательно и уровень восприятия информации его подсознанием. Этот уровень в ходе исторического развития повышается, а следовательно, резонансная интонация постоянно видоизменяется. Мы наблюдаем это как изменение моды в музыке (особенно это относится к танцевальной музыке, где ритм имеет первостепенное значение). Важно отметить, что резонансное воздействие еще не означает высокое качество музыки – его создают все компоненты МПИ – музыкально-поэтической интонации – мелодия, ритм, гармония.
История музыкальной культуры говорит о том, что развитие интонационного процесса происходит скачкообразно – старую интонацию вытесняет новая, способная передать большее количество информации. Такой процесс сопровождается интонационными кризисами. Этот процесс мы должны понять, чтобы уметь за интонационными кризисами разглядеть социальные причины.
Новый взгляд на музыкальное искусство заставляет нас ответить на ряд вопросов. Эти вопросы таковы:
1) Под влиянием каких сил происходит развитие интонации?
2) Какова социальная роль МПИ?
3) Каковы закономерности развития интонационного процесса?
4) Что такое мелодия, ритм, гармония с точки зрения теории МПИ?
5) Как развивается ладовое и тональное мышление в ходе исторического интонационного процесса?
6) Какова сущность МПИ, ее главная задача?
Но необходимо пояснение, касающееся психической сущности интонации. В начале XX века гениальный психиатр Зигмунд Фрейд разработал теорию психоанализа. Эта теория разделила психику человека на два основных раздела – сознание и подсознание (термин «подсознание» у Фрейда именовался понятием «бессознательное»). В чем смысл этого разделения? Сознание (у Фрейда «Я») отвечает за восприятие внешнего мира и приспособление к нему на основе учета возможных неудовольствий. Иначе говоря, сознание руководит нашим осознанным поведением. Подсознание (у Фрейда «Оно») – это «нижний этаж» психики, отвечающий за бессознательную деятельность и жизнеобеспечение организма. «Оно» также регулируется принципом неудовольствия и руководит нашим состоянием, проявляющим неосознанные инстинктивные порывы – подсознательное влечение, агрессию, страх, секс. Фрейд выделил еще один раздел в схеме человеческой психики – предсознание или «Сверх-Я». Это моральная цензура, совесть, которая ориентируется на некий идеальный образ – «Я-Идеал». «Сверх Я» смягчает, по Фрейду, варварские наклонности «Оно» и подсознательно подсказывает «Я» цивилизованные варианты поведения. Но часто между «Я» и «Оно» возникают конфликты, приводящие к попытке вытеснить избыточную неудовлетворенность. Следствием таких конфликтов бывают психические заболевания, например истерия. Техника психоанализа помогает снять эти конфликты и облегчить заболевание.
В этой схеме Фрейд с трудом мотивировал логику появления понятий «Я-Идеал» и «Сверх-Я», что ему часто ставилось в вину. Сам Фрейд это горячо переживал. Он писал: «Несчетное число раз психоанализ упрекали в том, что он не интересуется высшим, моральным в человеке. Этот упрек несправедлив. «Я-Идеал», или «Сверх-Я», – выражение нашего отношения к родителям является высшим существом. Социальные чувства покоятся на идентификации с другими людьми на основе одинакового «Я-Идеала», который является выражением самых мощных движений «Оно». Здесь совмещены истина и противоречие. Истина – формирование социального идеала, способного быть моральным ориентиром. Противоречие – невозможность объяснить его формирование только внутри психики одной личности. Это противоречие пытался разрешить ученик Фрейда Карл Юнг. В своей работе «Архетипы коллективного бессознательного» он высказал гениальную догадку о том, что должно существовать не только личное подсознание, «Оно», но и коллективное подсознание – «Сверх-Оно». По Юнгу коллективное подсознание проявляется в народном творчестве – создании поэзии, мифологии, эпоса, религии. Это творчество создает коллективные моральные ориентиры и становится социальной силой, влияющей на историю народов. Но каким образом материализуется действие коллективного подсознания, Юнг не объяснил, поэтому его догадка была принята за некую полумистическую фантазию.
Каких же знаний о коллективном подсознании нам не хватает для того, чтобы воспринимать его как реальность? Прежде всего его знаний языка. Наши сознания, наши «Я» общаются, то есть передают и получают информацию с помощью слова. На этой базе сознанию остается только накопить и переработать нужную информацию, и оно становится способным управлять нашим поведением. Как же общаются наши подсознания, каков язык, позволяющий коллективному подсознанию объединить воедино коллектив любого уровня – семью, род, племя, нацию, класс, государство, человечество – чтобы уберечь его от агрессии внешней среды, спасти от врагов, помочь выжить? Таким языком и является интонация. Поэтому человеческая речь предстает перед нами как двухканальная связь. Сознание по своему каналу получает сознательную информацию с помощью Слова, подсознание по своему каналу получает подсознательную информацию с помощью Интонации. Изучив интонацию, мы поймем смысл и существо коллективного подсознания, этот таинственный мир нашей психики, основу нашей духовной жизни.