Понятия дисциплины и самодисциплины в существующей культуре
А.С. Пушкин «Домик в Коломне», XXVI
После знакомства с Концепцией общественной безопасности (КОБ), после согласия с ней и принятия её идеалов далеко не все индивиды, которые считают себя сторонниками КОБ, начинают работу над собой по приведению своих нравственности, мировоззрения и миропонимания в соответствие с принятыми в ней идеалами. Одна из причин такого явления — отсутствие у большинства сторонников навыка самообладания, и как следствие — самодисциплины, и тем более — отсутствие концептуальной самодисциплины. Поэтому в данной статье мы сочли за благо разобраться с понятиями дисциплины, самодисциплины и их определить их роль в жизни людей, в том числе — в деятельности общественных инициатив, а также понятие и роль концептуальной самодисциплины в среде сторонников КОБ и общественных инициатив на её основе.
Понятия дисциплины и самодисциплины в существующей культуре
Для начала обратимся к господствующему пониманию термина «дисциплина» (комментарии в сносках — наши).
Из Большой советской энциклопедии:
Дисциплина (лат. disciplina) общественная, определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали[1] или требованиям какой-либо организации.
Д. является необходимым условием нормального существования общества; благодаря Д. поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает коллективную деятельность и функционирование социальных организаций. В обществе всегда существует общеобязательная Д. и специальная[2] Д. — обязательная только для членов определённой организации (трудовая, партийная, воинская и т.д.). Д. всегда определяется господствующими общественными отношениями и служит для их поддержания.
Различают внутреннюю Д., или самодисциплину, Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению.
Внутренняя Д. предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) членами общества норм, регулирующих поведение людей. Такая Д. поддерживается без внешних санкций и принудительных мер. «... Подчинение может, при идеальной сознательности и дисциплинированности участников общей работы, напоминать больше мягкое руководство дирижера» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 200). Дисциплинированный человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения и в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести[3], чувство вины и т.д.
В отличие от внутренней Д., Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению опираются на внешние санкции — положительные или отрицательные. Член общества или организации может следовать нормам и распоряжениям только в расчёте на материальное или какое-либо иное поощрение или стремясь избежать наказания.[4]
В конечном счёте Д. определяется степенью сочетания личных интересов членов общества, их потребностей и выполняемых ими социально обусловленных норм поведения. Если эти нормы не становятся внутренними пружинами действий индивидов, возникают разного рода отклонения в поведении, которые либо регулируются с помощью механизмов социального контроля, либо могут привести к изменениям и ломке существующих норм и институтов.[5]
Однако общественно вредной может оказаться и чрезмерно жёсткая Д.[6], т.к. в этих условиях члены общества лишаются творческой инициативы, а общественная система утрачивает необходимую гибкость.
В различных общественных системах ни один из видов Д. не встречается в изолированном виде; речь может идти лишь об удельном весе того или иного вида Д. В обществах, основанных главным образом на традициях, в периоды их устойчивого существования преобладало морально-религиозное регулирование поведения людей, дополняемое принудительной (личная зависимость) Д. Роль материальных интересов и Д. из соображений выгоды преобладают в буржуазном обществе с его отношениями «голого чистогана» и господством индивидуалистической морали. Вместе с тем в качестве регулятивного механизма выступает нормативная Д. в форме «деловой этики», «профессионального долга» и т.п.
В социалистическом обществе постепенно утверждается сознательная Д. трудящихся. В. И. Ленин характеризовал социалистическую Д. как «... дисциплину товарищескую, дисциплину всяческого уважения, дисциплину самостоятельности и инициативы в борьбе»[7] (там же, с. 500). Социалистическая Д. развивается в процессе сознательного строительства новых общественных отношений, в результате процесса коммунистического воспитания. Важным средством её укрепления является социальный контроль, материальное и моральное стимулирование.[8]
Из словаря Даля:
ДИСЦИПЛИНА ж. франц. воинское повиновение, послушание, порядок подчиненности, чинопочитание; воинская управа, расправа.[9]
Из словаря Ожегова:
Дисциплина — обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам.
Из Википедии:
Дисципли́на (лат. disciplina — выдержанность, строгость, в свою очередь от лат. discipulus — студент) — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка.
В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисциплине, воинской дисциплине и т. п.
Дисциплина поддерживается с помощью наказаний за её нарушение и поощрений[10] за её соблюдение.
Существует также такое понятие как самодисциплина — контроль собственного поведения, воспитание в себе силы воли.[11]
Исходя из приведённых выше определений дисциплины и самодисциплины, можно сделать вывод, что в существующей культуре понятия дисциплины и самодисциплины рассматриваются в аспекте подчинения индивида кому-либо, либо подчинение себя самого силой воли, что соответствует господствующей концепции толпо-«элитаризма». Также по умолчанию полагается, что самодисциплина является не естественным состоянием человека, а проявляется лишь под давлением внешних факторов.