В тандеме с А.А.Смирновым
В 1945 г. директором Психологического института стал А.А. Смирнов, а его заместителем Б.М.Теплов. При новом руководстве начался период расцвета института. К тому времени институт был переведен из системы университета в систему Академии педагогических наук. Количество сотрудников в нем быстро росло. Проводились большие наборы аспирантов. Единственное в РСФСР и самое крупное в Союзе психологическое учреждение «задавало тон» в психологии и несло на себе ответственность за состояние ее дел. Это был центр, где разрабатывались вопросы теории и методов, выдвигались задачи, стоящие перед психологами «на данном этапе». Здесь готовились и проводились всесоюзные совещания по психологии — задолго до того, как начались съезды Общества психологов.
В эти годы раскрылись необыкновенные возможности Б.М.Теплова как крупномасштабного руководителя, как деятеля науки. В послевоенное десятилетие он был самым влиятельным из наших психологических лидеров, хотя и не занимал очень высоких постов и был беспартийным (беспартийным был и А.А.Смирнов). Его высочайшая образованность и культура, необычайно проницательный ум, сильный волевой характер делали его главной фигурой на психологическом Олимпе. Значительность его как ученого и как личности была для всех причастных к психологии очевидна — его немного побаивались, почитали и любили. Любопытные штрихи к его характеристике — в воспоминаниях А.В.Запорожца: «Он обладал поразительной способностью усматривать существо дела в самых запутанных обстоятельствах, безразлично, относились ли они к области научной теории или к жизненной практике. Всем нам часто приходилось наблюдать, как в ходе
затянувшейся дискуссии, когда выступающие громоздили противоречивые аргументы один на другой и окончательно запутывали проблему, одно короткое выступление Б.М.Теплова проясняло сгустившуюся тьму и намечало правильный выход из создавшегося положения»6.
В политическом лексиконе иногда употребляются слова «харизматический лидер» — человек, который может увлекать, вести за собой в силу своих исключительных личностных качеств, благодаря мощи и обаянию своей личности (сейчас говорят об этом в связи с нехваткой у нас таких лидеров). Борис Михайлович обладал «харизмой». Его научные и иные оценки не только принимались умом, ему верили, к нему тянулись.
На заседания Ученого совета института приходили все (или почти все) сотрудники, так как там мог выступать Б.М.Теплов. Когда его не было, Совет редел, атмосфера заседания становилась не столь интеллектуально напряженной. На сессии института, где он делал обзорные доклады, приходили и из других, связанных с медициной или педагогикой, научных учреждений Москвы. Приходили «на Бориса Михайловича Теплова».
Его интеллект поражал окружающих. В ту пору он с полной отдачей участвовал в обсуждениях многих научных проблем, включался в подготовку различных изданий. При этом какие-нибудь веяния в смежных науках, предложенная кем-то удачная методика вызывали у него подъем энергии. Казалось, что он излишне растрачивает себя в повседневной текучке научного руководства, бесконечном оппонировании, редактировании, участии в различных заседаниях.
В эти годы он многое сделал для разработки истории психологии. (См. его статьи о психологических взглядах И.М.Сеченова, В.Г.Белинского, А.И.Герцена.) Он читал в МГУ курс лекций по истории мировой психологии (от ан-
6 Запорожец А.В. Мои воспоминания о Б.М.Теплове // Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977. С. 22.
Выдающиеся ПСИХОЛОГИ МОСКВЫ |
тичности до XIX в.). Им был написан учебник психологии для старших классов школы, выдержавший 8 изданий (1946 — 1953) и переведенный на 14 языков.
Творческая энергия Б.М.Теплова смогла так широко проявиться во многом благодаря поддержке А.А. Смирнова, выдающегося организатора науки, умевшего создавать благоприятный климат для работы. Они совместно руководили институтом при полном взаимопонимании в подходе к общепсихологическим проблемам, в решении кадровых вопросов и т. д. Они прекрасно дополняли друг друга.
Нельзя забывать, какая общественно-политическая атмосфера была в стране в те годы. Конец 40-х — начало 50-х гг.: репрессии, невероятный культ Сталина и партии, так называемые дискуссии, жестко направляющие в определенное русло различные области науки и культуры. Все это, разумеется, не могло не оказывать вредоносного влияния на то, что делалось в психологии. Но благодаря таким деятелям, как А.А.Смирнов и Б.М.Тегаюв, некоторые мрачные веяния той поры проявились в психологии не так сильно, а то и вовсе прошли стороной. Психологический институт оставался неким оазисом, где сохранялись многие нормы порядочности и проявления бескорыстной преданности науке. Трудно переоценить в этом заслуги тандема Смирнов — Теплов. Директору и его заму по науке удавалось во многих непростых ситуациях отстоять интересы психологии, да и благополучие отдельных психологов (что требовало определенного мужества).
Оба — ученые высшего класса, последние представители прежней русской интеллигенции, гуманисты, проявившие себя и как мудрые политики. Да, они вынуждены были стать конформистами, т. е. в политическом отношении уподобиться окружающим, принять «правила игры». Но на путях конформизма они не теряли чувства меры, блюдя свою порядочность, достоинство.
Дополнительные трудности для Бориса Михайловича были связаны с тем, что после пе-
чально знаменитой сессии ВАСХНИЛ нашлись психологи, которые повели атаку на его любимое детище — теорию различий между людьми по способностям. Объектом резкой критики стало понятие «задатки», подозрительно напоминавшее понятие «гены». Для ревнителей чистоты «самой передовой в мире» науки неприемлемо было признание каких-то исходных внутренних предпосылок различий по способностям. И был момент, когда Борис Михайлович поддался: в третьем и четвертом изданиях его учебника «Психология» (1949, 1950) вдруг исчез термин «задатки». Правда, в пятом издании он вновь вернулся на свое место и оставался там во всех последующих.
Не хотелось бы, чтобы создалось впечатление, что у Б.М.Теплова недоставало характера. Под стать его интеллекту была и его воля! Он умел заставлять себя. И умел преодолевать препятствия. Но какая у него могла быть альтернатива конформизму? Не так просто представить себе, что ему пришлось претерпеть, как «пригибаться», если не «ломаться», в общественном климате тех лет.
«Лысенковский период», отозвавшийся в психологии безудержным пафосом формирования и столь же решительной критикой представлений о природно-генетической основе индивидуально-психологических различий, лишал Бориса Михайловича возможности по-прежнему заниматься изучением различий по способностям: атмосфера была слишком накалена, а ситуация просто небезопасна. Борис Михайлович решил «переждать», как бы отойти в сторону, занимаясь историей психологии. Вместе с тем начиналась новая политическая кампания в науке — приближалась павловская сессия двух академий (1950).
Б.М.Теплов всегда с пиететом относился к трудам И.П.Павлова и к самой личности ученого. Он, как и Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн, был склонен многое почерпнуть из павловского объективного метода изучения психики. С трудами И.П.Павлова он был знаком не понаслышке. Когда же началось расширитель-
ное толкование павловского наследия и на его основе стала провозглашаться «перестройка» психологии, оценка такой «кампании» Борисом Михайловичем не могла быть однозначной. Он считал, что обращение к Павлову было противовесом лысенковщине. Ведь павловские работы — это серьезная наука. При этом он, конечно же, понимал безнадежность попыток «слияния» психологического и физиологического подходов применительно ко многим собственно психологическим проблемам. Но в некоторых разделах психологии такое сближение представлялось ему перспективным. В павловском наследии он особенно ценил учение о типах высшей нервной деятельности.
Сам И.П.Павлов, как известно, связывал типы нервной системы с различиями по темпераментам, что получило всеобщее признание. Но Борис Михайлович увидел в типологических свойствах нечто большее — подлинное доказательство существования природных предпосылок широкого спектра индивидуально-психологических особенностей.