Параметры описания отношений и критерии их классификации
Изучение невербальных интеракций совпадает с расцветом различных психотерапевтических направлений и с активизацией деятельности практикующих психологов, специализирующихся в области социально-психологического тренинга. Богатый материал о проксемико-кинесическом взаимодействии накоплен представителями театрального и киноискусства. В их работах можно найти подробные описания мизансцен, включающие расположение действующих лиц в соответствии с их отношениями, опосредованными статусно-ролевыми и поло-ролевыми параметрами общения. Дистанция между персонажами, ориентация их фигур относительно друг друга — это основа живописного группового портрета. Во многих искусствоведческих произведениях представлены вместе с анализом самой живописи выводы относительно кинесико-проксемических переменных, использованных художником с целью создания психологического образа группы изображенных лиц, отношений между ними. Например, «Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи. Живописца и скульптора Флорентийского» включает специальный раздел, в котором Леонардо дает советы, как необходимо изображать группу людей в зависимости от темы общения и их отношений. Он пишет: «... если же в этой теме разъясняются различные доводы, то делай так, чтобы говорящий держал двумя пальцами правой руки один палец левой, загнув предварительно два меньших; лицо должно быть решительно обращено к народу; рот должен быть приоткрыт, чтобы казалось, что человек говорит; если же он сидит, то должно казаться, что он несколько приподнимается, подавшись головой вперед; если же ты делаешь его на ногах, то делай его несколько наклонившимся грудью и головой к народу, который ты изобразишь молчащим и внимательным; все должны смотреть оратору в лицо с жестами удивления. Сделай рот у какого-нибудь старика закрытым, в изумлении от услышанных изречений, с опущенными углами, увлекающими за собой многочисленные складки щек; брови должны быть приподняты в месте их соединения и образовывать много складок на лбу. Некоторые должны сидеть с переплетенными пальцами рук, держа в них усталое колено; у других — одно колено поверх другого, и на нем — рука, держащая локоть другой руки, которая своей кистью поддерживает бородатый подбородок какого-нибудь согбенного старца» (66. С. 185—186).
Таким образом, человек, участвуя в различных коллективных действиях, наблюдая за поведением групп людей, созерцая различные произведения искусства, создавая «бытовые мизансцены общения», овладевает «законами» функционирования невербальной интеракции, невербального группового поведения, умениями анализировать экспрессивное поведение диады, группы лиц в качестве показателя их отношений и взаимоотношений.
В отечественной психологии категории «отношения» и «взаимоотношения» занимают центральное место. Сложилась определенная традиция изучения отношений в общении, в формировании которой главенствующую роль сыграли работы В. Н. Мясищева и А. Ф Ла-зурского. В настоящее время существует огромное количество научной и научно-практической литературы, в которой так или иначе фигурируют понятия «отношение», «взаимоотношение», «связь» и т. д. Во многих работах подчеркивается однопорядковость понятий «отношение» и «связь».
В социальной психологии предметом изучения являются преимущественно субъект-субъектные отношения или отношения человека к другим людям (межличностные отношения) и к самому себе. Они исследуются в связи с проблемой аттракции, аффилиации и рассматриваются как эмоционально-оценочная система, как чувства, имеющие определенную направленность. Наиболее принятым в психологии определением отношений является определение, данное В. Н. Мясищевым. Он считал, что «отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях...» (124. С. 48). В контексте психологии экспрессивного, невербального поведения представляет особый интерес та часть определения отношений, в которой подчеркивается их связь с действиями, реакциями, иными словами, с экспрессивными формами обращения одного человека к другому, к миру и к себе. Экспрессивные компоненты входят в структуру отношений личности, которые являются устойчивыми образованиями. «Личность, — писал В. Н. Мясищев, — характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности, но как бы в данном смысле эти отношения частичны ни были, каждое из них всегда остается личностным» (124. С. 48). Следовательно, экспрессивные компоненты отношений входят в структуру внешнего Я личности.
Уточняя определение феномена «отношение», Т. А. Шкурко (199) обратила внимание на то, что его более детальная проработка заключается в поиске черт, связующих отношение с глубинными личностными особенностями. Так, отношения человека, в первую очередь, связаны с его социальными потребностями. На примере исследований, проведенных в русле теории привязанности (123), видно, что отношение ребенка к матери детерминировано не только и не столько его физиологическими потребностями, сколько социальными потребностями в защите и безопасности. Широко известна концепция В. Шутца, считавшего, что все межличностные отношения опосредованы тремя социальными потребностями: во включении в различные социальные группы, в контроле себя и других и в установлении близких отношений. А Кроник и Е. Кроник (81) приводят целый список социально-психологических потребностей, которые могут быть удовлетворены во взаимоотношениях; в успехе, в познании и исследовании, в сочувствии, в опеке, в аффилиации (близости), в самоутверждении, потребность быть нужным, значимым.
Не менее важной чертой отношений является их связь с формой выражения и обращения к другому человеку, к группе лиц, связь отношений и содержания образа о другом человеке, социально-психологической интерпретации личности. В ряде эмпирических исследований были обнаружены в структуре интерпретации особые образования, которые включают в себя эмоциональную оценку человека и являются показателями отношений между людьми. В. Н. Панферов назвал эти образования «интегральными определениями личности». А. А. Бодалев назвал их «оценкой личности в целом». В наших работах они обозначены как «эмоционально-оценочные суждения». В экспериментальном исследовании А. И. Тащева описала феномен «эмоционально-оценочной генерализации восприятия брачного партнера», отражающий определенный уровень сложившихся между супругами отношений (204).
Для обозначения межличностных отношений принято использовать термин «взаимоотношение», для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения или
взаимоотношения есть результат взаимного восприятия, познания, воздействия, влияния, оценки, есть «некоторый идеальный продукт взаимных усилий». Кроме этого, термин «взаимоотношения» применяется с целью обозначения разных этапов динамики отношений. Так, в работе Л. Я. Гозмана (39) показано, что на этапе зарождения отношение представляет собой «индивидуальный феномен», характеризующийся направленностью от субъекта отношения к объекту отношения. Затем, по мере развития, индивидуальное отношение превращается во взаимоотношение или «диадическое отношение». Я. Л. Коломинский также подчеркивает, что «взаимоотношение — специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного или опосредованного, одновременного или отсроченного ответного личностного отношения» (68. С. 12).
Как отношение, так и взаимоотношения имеют структуру, включающую эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Определенное сочетание экспрессивных элементов в структуре поведения партнеров придает внешний рисунок взаимоотношениям. Многообразие видов отношений ставит проблему критериев их классификации, на основе которых возможно сравнение различных отношений в системе отношений человека, их измерение, анализ изменений отношений и выделение различных видов отношений. В настоящее время существует довольно большое количество параметров отношений, которые могут быть использованы для их классификации. Почти все исследователи отношений и взаимоотношений выделяют такие параметры, как:
1. Знак отношения или его «валентность», направленность. Данный параметр разделяет отношения на негативные и позитивные, на отношения к себе и к другому.
2. Модальность отношения, раскрывающая конкретную, содержательную, качественную сторону отношения,
3. Интенсивность отношения — это количественный параметр, который показывает силу проявления отношения.
4. Степень осознанности отношений.
5. Дифференцированность отношений, т. е. «обилие оттенков» или многообразие отношений.
6. Степень взаимности отношений.
7. Степень глубины отношений.
8. Степень устойчивости отношений.
9. Степень активности отношения.
10. Степень определенности отношения.
11. Степень типичности, стереотипности отношения.
12. Степень этичности отношения.
13. Степень соответствия внешнего выражения отношения его внутреннему содержанию.
114. Степень эмоциональности отношения. 15. Стилевая сторона отношений (степень самоконтроля в отношении, степень самоограничения в отношении, степень самоактуализации в отношении).
Все перечисленные характеристики отношений автоматически становятся критериями анализа проксемико-кинесических компонентов, входящих в структуру отношений и взаимоотношений: знак, модальность, интенсивность, степень осознания, степень взаимности, устойчивости, типичности, этичности (соответствия принятым нормам), стиль выражения отношения, его соответствие переживаемым личностью отношениям.
Кроме этого, В. Н. Мясищев выделяет ряд параметров, которые относятся к системе отношений человека и описывают ее с точки зрения взаимосвязей между иерархически организованными отдельными уровнями отношений: 1. Доминантность, т. е. существование доминирующих отношений, которые определяют направленность личности 2. Целостность отношений. Они имеют внутреннюю связность, характеризующуюся либо гармоничностью, либо конфликтностью, противоречивостью.
Применяя вышеперечисленные параметры к анализу невербального, экспрессивного поведения, можно получить полное представление о системе отношений личности и ее составляющих.
Несмотря на обширный материал по проблеме отношений и разнообразие предлагаемых классификаций, до сих пор они изучаются в интраспективном плане либо с помощью различных опросов, на основе анализа речевого поведения, иногда с привлечением методов социометрии. Только в последнее время с целью изучения детско-родительских отношений стали применяться рисуночные проективные методы, которые в качестве критериев отношений используют проксеми-ческие параметры общения. Но и эти методы базируются на сведениях, которые получены в зарубежных работах, касающихся анализа кинесико-проксемичес-ких паттернов общения.
В отечественной психологии еще недостаточно исследований, которые были бы направлены на изучение кинесико-проксемических паттернов выражения отношений и взаимоотношений. Данный факт удивляет тем больше, чем больше понимаешь, что существующие правила общения касаются, главным образом, речевого поведения и только в некоторой степени экспрессивного, что эти правила слабо дифференцированны, что они создают условия для маневра в пределах речевого-неречевого поведения. Поэтому в обыденном общении отношения демонстрируется не столько через речь (здесь запреты очевидны, особенно негативные отношения), а с помощью экспрессивного невербального поведения (например, отвернуться от собеседника — «сделать вид, что ты его не заметил»). Такое поведение партнер фиксирует и интерпретирует соответствующим образом, но, как правило, не может прямолинейно (вербально) отреагировать на него. Эффект «ускользания» экспрессивного невербального поведения от нравственно-этических и других оценок способствует тому, что в ответ на определенное выражение отношения партнер прибегает к соответствующим способам экспрессивного поведения. Иными словами, общающиеся индивиды предпочитают проявлять модальность своих взаимоотношений в невербальной интеракции, в то время как речевое поведение (контролируемое, оцениваемое) может им не соответствовать.
Многие авторы считают, что истинные отношения людей проявляются в их экспрессивном поведении. Данный факт объясняется тем, что экспрессия трудно поддается контролю и осознанию, в связи с чем она непосредственно передает различные движения души человека. Одна из последних книг, в которых невербальные интеракции рассматриваются как «язык» подсознания, написана А. Ю. Панасюк (134). В ней автор подробно анализирует ряд невербальных интеракций делового общения, подчеркивая каждый раз мысль о том, что элементы, входящие в невербальный паттерн, отличаются уровнем осознанности и целенаправленности. Данный вывод подтверждает нашу точку зрения по поводу отличительных особенностей экспрессивного невербального поведения и невербальной интеракции, изложенных в первой главе. Среди них первое место занимает факт преобладания в структуре невербального, экспрессивного поведения неосознаваемых, неинтенциональных, слабоконтролируемых элементов. Поэтому для психологии представляет интерес изучение невербальных паттернов взаимоотношений и отношений людей друг к другу. Кроме этого, интересным является и тот факт, что отношения, как и состояния в момент их переживания (до и после непосредственного общения), слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессию. Именно в связи с этим появляется необходимость в развитии личности как субъекта невербального общения, в создании программ, актуализирующих экспрессивный репертуар.
Важным как для теории, так и для практики является вопрос о том, какие виды отношений передаются с помощью невербального поведения, экспрессии личности. В параграфе четвертом первой главы, когда обсуждался вопрос о соотношении речевого и неречевого поведения, мы ссылались на исследования М. Аргайла и других авторов, в которых определялась роль невербального экспрессивного поведения в передаче качества интерперсональных отношений. Изученный ими спектр отношений и взаимоотношений соответствует таким их видам, как: равенство, подчинение, превосходство и включает: дружеские, враждебные, подчиненные, доминантные, искренние, неискренние; эмпатич-иые, отчужденные и т. д. отношения. Исходя из этих работ, был сделан вывод о том, что невербальные интеракции выступают индикатором всех видов взаимоотношений. Особенно наглядно в них проявляются враждебные, доминантные отношения, неискренность, стремление выделиться. В целом особенности экспрессивного невербального поведения являются более значимыми в ситуации распознания взаимоотношений партнеров, чем их речевое поведение.
Из огромного количества западных работ, которые мы рассмотрим ниже, становится ясным, что с помощью невербальных интеракций передаются три группы отношений: 1) степень аффилиации (притяжение, любовь) — отталкивание, ненависть; 2) доминирование— подчинение; 3) включенность—«отсутствие». Ведущими критериями классификации отношений в отечественной психологии остаются направленность-объектность отношений, степень осознанности, уровень актуальности-реалистичности, знак отношений и их модальность. Но проблема заключается в том, что одни и те же отношения обозначаются различными терминами, что приводит к псевдоразличиям в классификациях видов отношений. Так, например, В. Н. Мясищев говорит оботношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и вражды А. Я. Гозман выделяет отношения симпатии и любви, включая уважение в качестве компонента в структуру отношения симпатии. В. В. Столиным эмпирически выделены 3 биполярные шкалы отношений: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность. А. Кроник и Е. Кроник для обозначения этих же биполярных шкал используют понятия «валентность», «позиция» и «дистанция», также выделяя позитивные-негативные отношения, отношения снизу — отношения сверху, близкие-далекие отношения. Пристальный анализ каждой из этих классификаций отношений указывает на то, что, несмотря на различия в обозначениях осей, координат, измерений отношений, они сходны по содержанию. Так, виды отношений, входящих в измерение «дистанция», сходны по своему психологическому значению с отношениями, составляющими ось «включенность в социальный контекст — выключенность из социального контекста», «зависимость — независимость», «привязанность — автономность». Измерение «позиция» включает те же отношения, что и ось «контроль—подчинение», «доминирование — подчинение», «уважение — неуважение». Измерение «валентность» состоит из отношений, близких по своему психологическому содержанию к отношениям оси «эмоциональная близость — эмоциональная холодность», «симпатия — антипатия», «доброжелательность — враждебность».
Таким образом, совокупность отношений субъекта -общения располагается в пространстве трех координат, каждая из которых имеет полюс негативный и позитивный. В эти координаты вписываются три группы отношений: 1) степень аффилиации (притяжение, любовь — отталкивание, ненависть); 2) доминирование — подчинение; 3) включенность — «отсутствие».
Первый непосредственный опыт невербального экспрессивного взаимодействия формируется у человека в результате его общения с близкими родственниками. Всем известный «комплекс оживления» есть не что иное, как один из первых кинесико-проксемических паттернов общения. Об экспрессивном взаимодействии матери и ребенка, как условии полноценного развития, написано немало работ. Проблемы экспрессивного взаимодействия как фактора, обеспечивающего позитивные результаты, касаются исследователи психотерапевтического общения. Из этих работ следует, что трудно проранжировать элементы кинесико-проксемических паттернов по критерию значимости для возникновения отношений определенного типа, практически невозможно отделить экспрессию лица, контакт глаз, интонационно-ритмические характеристики голоса и прикосновения, интенсивность и направленность которых сопряжены с дистанцией общения. Поэтому акцент на изучении каких-либо составляющих кинесико-проксемических паттернов не столько обусловлен практикой общения, сколько задачами исследования. Исходя из них изучаются контакт глаз и отношения между партнерами, обмен прикосновениями на различных этапах онтогенеза, в соответствии с типом общения и статусно-ролевым поведением его участников. Прослеживается связь между экспрессией лица, жестами, интонациями и динамикой проксемических компонентов в различных формах взаимодействия (беседа, переговоры, интервью и т. д.). Рассматриваются кинесико-про-ксемические паттерны различных этапов общения. Например, изучаются виды рукопожатий в момент встречи с партнером и их связь с отношениями между ними. Объединяет различные направления исследований невербальной интеракции то, что она рассматривается как показатель отношений и взаимоотношений, имеющих определенный знак, модальность и интенсивность выражения, сочетание которых указывает на вид отношения, на его принадлежность к одной из вышеназванных координат. Общим для многих исследований является также и то, что в них наряду с рисунком невербальной интеракции и модальностью соответствующих ей отношений рассматривается вопрос об их роли в организации общения, в создании ситуаций затрудненного и незатрудненного взаимодействия.
Ниже мы рассмотрим кинесико-проксемические паттерны отношений и взаимоотношений, опираясь на сложившуюся традицию их изучения, т. е. превращая какой-либо элемент экспрессии или проксемики в «фигуру», а остальные элементы в «фон», понимая, что такое деление носит условный характер.
Контакт глаз и отношения
Чаще всего контакт глаз вместе с пространственно-временными характеристиками общения представлен в обыденном сознании в качестве экспрессивной невербальной интеракции. Вместе с изменением угла ориентации, расположения партнеров в пространстве общения изменяется направление взгляда, вплоть до полного исчезновения контакта глаз, если люди стоят рядом или спиной к друг другу. Эти естественные «про-ксемические препятствия» контакта глаз представляют интерес для исследователей тогда, когда они применяются преднамеренно с целью демонстрации отношения, создания затруднений в общении (повернулся спиной; сел за спиной собеседников, за пределами крута общения и т. д.).
Обычно под «контактом глаз» понимается обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и направление взгляда. На то, как будет развиваться контакт глаз, влияет огромное количество факторов (степень знакомства партнеров, пол, возраст, личностные особенности, система отношений между ними). С помощью результатов огромного количества выполненных работ становится ясным, что контакт глаз — это наиболее тонкий показатель отношений и взаимоотношений, складывающихся между людьми.
Как известно, обмен взглядами показывает, что партнеры включены в систему социального взаимодействия, а прерывание таких интеракций говорит о том, что происходит «выталкивание» из ситуации взаимодействия, вытеснение окружающих людей из личного пространства, следовательно, наблюдается изменение отношений. Поэтому в качестве критериев анализа контакта глаз в диаде, группе рассматриваются временные параметры «смотрения друг на друга (частота, длительность контакта), пространственные характеристики взгляда (направления движения глаз: «смотреть в глаза», «смотреть в сторону», «смотреть вверх-вниз», «вправо-влево»), степень интенсивности контакта глаз (пристальный взгляд, «бросить взгляд», «скользнуть взглядом»). Более всего изучен контакт глаз в связи с различными видами бесед. В ряде работ установлено, что говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий — на говорящего, осуществляя таким образом информационный поиск или сообщая собеседнику о том, что он готов слушать. Исчезновение контакта глаз или, наоборот, его возобновление в те моменты, когда собеседники должны смотреть друг на друга, толкуется как стремление скрывать или выставлять свое Я. Установление и поддержание позитивных взаимоотношений, стабильного уровня психологической близости осуществляется с помощью быстрых, коротких повторяющихся взглядов. Считается, что исчезновение или возобновление «контакта глаз» происходит тогда, когда человек пытается получить дополнительную информацию, высказывает важные для него мысли. В таком случае говорящий смотрит на слушающего. Стремление избежать взгляда партнера — один из признаков затрудненного общения, так же, как и пристальный нединамичный взгляд.
Способы обмена взглядом в момент беседы, организация визуального контакта в каждом отдельном случае, время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации широко используются при исследовании так называемой атмосферы интимности, доверия — недоверия в межличностном общении, в психотерапевтическом интервью.
Как считает А. А. Леонтьев (106), систематическое исследование проблемы контакта глаз началось с работ Р. Экслайна и М. Аргайла. Именно этими авторами было установлено, что направление взгляда в общении зависит от содержания общения, от индивидуальных различий, от характера взаимоотношений и от предшествовавшего развития этих взаимоотношений. А. А. Леонтьев обращает внимание на значимость для понимания отношений между партнерами не столько самих по себе параметров контакта глаз, сколько их изменения в определенные моменты общения: часто ли смотрит собеседник в глаза другому — менее важно, чем то, что он перестает это делать или, наоборот, начинает. Если отношения развиваются нормально, то люди смотрят друг на друга от 30 до 60% времени от всего периода общения. При этом если отношения развиваются в позитивную сторону, то люди смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают партнера, а не тогда, когда говорят. Если же отношения приобретают характер агрессивных, то частота, интенсивность взглядов резко увеличивается, нарушается формула «контакта глаз» в момент говорения и слушания.
Исследование особенностей зрительного контакта у супругов, выполненное П. Ноллер (248), подтверждает выводы относительно распределения времени совместного смотрения партнеров друг на друга в зависимости от их отношений. Используя видеозапись контакта глаз, П. Ноллер подсчитала процент «смотрения» супругов друг на друга в ситуации демонстрации с помощью речи позитивных, негативных, нейтральных отношений, а также учла, кто из них является коммуникатором, а кто реципиентом (говорит — слушает). В результате проведенного анализа ею установлено, что в стабильных парах супруги смотрят друг на друга значительно реже во время «негативных» высказываний, чем в нестабильных парах. Супруги из нестабильных пар смотрят продолжительнее и чаще независимо от того, слушают они или говорят, особенно в ситуации «негативных» высказываний. С точки зрения П. Ноллер, следует рассматривать увеличение контакта глаз во время «негативных» высказываний как показатель стремления к доминированию, к эскалации агрессии, к управлению ситуацией. Она считает, что для враждебно настроенных людей нужно больше визуальной информации друг о друге, поэтому они смотрят чаще, дольше и пристальней.
В ряде других работ получены данные, которые дополняют и уточняют выводы П. Ноллер, а порой и противоречат им. Например, было установлено, что антипатия людей друг к другу сопровождается наименьшим контактом глаз (а у П. Ноллер отмечается увеличение контакта глаз), среднюю позицию по частоте и интенсивности контакта глаз занимают отношения умеренной и сильной симпатии, а для «нейтральных» отношений характерен наибольший контакт глаз.
Противоречия в оценках параметров контакта глаз в соответствии с отношениями между людьми могут быть сняты, если учитывается степень знакомства между людьми и история их взаимоотношений. Кроме этого, известно, что незнакомые люди смотрят друг на друга значительно чаще, чем друзья.
Контакт глаз также нарастает с увеличением дистанции между общающимися. Работы, выполненные в этом направлении, показали, что на взаимосвязь временных параметров контакта глаз и дистанции общения влияют пол и возраст партнеров. У мужчин контакт глаз увеличивается в соответствии с увеличением дис2-танции, а у женщин данная взаимосвязь носит непрямолинейный характер: самый интенсивный контакт' глаз наблюдается, если партнеры находятся на расстоянии 1,5 м; средний — 60 см; наименьший — 3 метра. Ряд авторов считают, что большое расстояние между партнерами блокирует необходимый для женщин уровень влияния и поэтому они просто уходят от взаимодействия.
В целом, во многих работах, посвященных исследованию контакта глаз, подчеркивается, что частое, интенсивное смотрение партнеров друг на друга является показателем «ненормальных» отношений, как позитивных (любовь, симпатия), так и негативных (ненависть, неприязнь). Но все-таки преобладает точка зрения, что необходимо сопрягать частоту, интенсивность смотрения на другого с тем, какова роль участника общения, что он делает — говорит (коммуникатор) или слушает (реципиент). На основе ролевой позиции участников общения и частоты контакта глаз Эллисон предложил визуальный индекс доминирования, стремления к превосходству (ВИД). Чем меньше индекс, тем выше у конкретного субъекта стремление к доминированию, соперничеству, превосходству (приводится по 217).
частота контакта глаз во время слушания
частота контакта глаз во время говорения
По данным Мехрабьяна, длительность взгляда, частота смотрения также свидетельствует о статусном неравноправии партнеров. Если один из партнеров более высокого статуса, чем другой, то партнер с более низким статусом смотрит дольше и чаще. Если взгляды участников интеракции обращены к какому-то одному человеку, то это говорит о его явной лидерской позиции в данной группе.
Учитывая эти данные, предлагается ряд рекомендаций, связанных с организацией зрительного контакта и, следовательно, с выражением отношений. Во-первых, эти рекомендации касаются длительности контакта глаз: как говорящий, так и слушающий должны смотреть в глаза друг другу не более 10 с, использовать такую длительность контакта глаз перед началом разговора или после того, как произнесены первые
несколько фраз. Во-вторых, эти советы имеют отношение к динамике времени контакта глаз время от времени партнерам необходимо стремиться к тому, чтобы глаза встретились с глазами собеседника. Но длительность такого контакта должна быть меньше по сравнению с теми моментами взаимодействия, когда каждый из партнеров смотрит отдельно. В-третьих, имеющиеся рекомендации охватывают те ситуации общения, в которых сообщается субъективно-значимая информация: не рекомендуется смотреть в глаза человеку, когда он излагает неприятные, но эмоционально-значимые для него факты. В таком случае отказ от прямого визуального контакта воспринимается как выражение понимания эмоционального состояния собеседника. В целом, рекомендации сводятся к распределению контакта глаз между периодами говорения и слушания партнера.
Динамика направленности взглядов во время беседы также указывает на степень интеллектуального напряжения и значимость услышанного вопроса для собеседника.
О роли различных видов отношений, представленных в особенностях визуального контакта, в формировании стратегии взаимодействия с окружающими людьми, пишет Эдна Мор (246). Выступая в роли психотерапевта, она обратила внимание на то, что глаза другого выражают отношение к нам: любовь или ненависть; восхищение или презрение; интерес или его отсутствие. Зная об этом, например, Фрейд и вслед за ним многие продолжатели его подхода в психотерапии предпочитали обходиться в своих беседах с клиентами без контакта глаз, чтобы минимизировать его влияние на пациента Они считали себя также более свободными (были самими собой), когда пациенты не могли смотреть на них Поворотным пунктом в клинической практике, по мнению Эдны Мор, стало определение тех клиентов, для которых обходиться без контакта лицом к лицу короткое или длительное время было чрезвычайно трудно. Кроме этого, признание выводов о том, что контакт глаз является важным средством для понимания внутренних изменений у пациентов, привело к заключению, что он может служить в качестве средства при обеспечении важных моментов в процессе интерпретации.
Фрейд считал, что стремление к продолжительному зрительному контакту является проявлением либидозной потребности. Другие авторы (Fromm-Reichman, Greenacre, приводится по 246) писали о том, что психотические пациенты также стремятся поддерживать зрительный контакт с терапевтом и его функция заключается в сохранении чувства связи с внешним интерперсональным миром. Э. Мор, в свою очередь, придерживается той точки зрения, что зрительный контакт необходим тем пациентам, которые нуждаются в терапевтической помощи для того, чтобы поддержать их собственную представленность себе. Она приводит в своей работе ряд случаев, в частности пишет о том, что у нее была пациентка, которая страдала приступами депрессии. С самых первых этапов общения с ней психотерапевт обратила внимание на то, что пациентка проявляет повышенную чувствительность к выражению лица. Для нее контакт глаз служил средством формирования внутренней презентации «себя — другого». Неоднократно пациентка заявляла, что она испытывает чувство страха, начинает паниковать, если не видит психотерапевта. В основе этих переживаний лежит потеря подтверждения ее существования со стороны психотерапевта Часто такие чувства испытывала пациентка в конце сеанса, что служило причиной для возникновения более глубоких и деструктивных переживаний Ей казалось, что части ее тела были разъединены, что она находится в положении уничтожаемого человека. Поэтому пациентка нуждалась в зрительном контакте, в общении лицом к лицу Благодаря ему она была представлена самой себе. Но особенности этой пациентки не позволяли ей смотреть прямо в глаза, поэтому ее пристальный взгляд был направлен на различные части лица психотерапевта. Она как бы смотрела и одновременно не контактировала визуально с партнером. После того, когда она начала контактировать, ее взгляд был долгий и очень интенсивный.
Э. Мор считает, что такие противоречивые тенденции визуального контакта клиентки обусловлены ее опытом зрительного взаимодействия с матерью. Клиентка помнила глаза матери как «мертвые глаза, не видящие ее», ей казалось благодаря этому, что она для матери не существует. Данный вывод совпадает с точкой зрения многих исследователей, занимающихся изучением роли зрительного контакта в детско-родительских отношениях и пытающихся раскрыть феномен материнско-детской привязанности или ее отсутствия. Как известно, в течение первых месяцев жизни мать и ребенок проводят много времени, зрительно контактируя друг с другом. Ребенок начинает сосредоточиваться на материнском взгляде в 5—7 недель, и скоро активно требует зрительного контакта, если мать не смотрит на него. Ребенок может смотреть на свою мать так долго, как долго она будет смотреть на него. Что видит ребенок, когда он смотрит на лицо матери, в ее глаза? По мнению Winnicot, ребенок видит самого себя, что делает мать реальной для него. Он подчеркивает, что тогда, когда лицо матери отражает ее собственные чувства, становится жестким, возможно формирование-патологических отношений между ней и ребенком. При нормальном развитии контакта глаз формируется не только позитивный образ матери, но и отношение к ней становится автономным. Другими словами, если ребенок злится на мать, его позитивные чувства к ней смешиваются с негативными, то ее образ остается постоянно любимым.
Эти фундаментальные функции контакта глаз, общения лицом к лицу на первых этапах развития человека, его взаимоотношений с близкими людьми играют большую роль в выстраивании отношений с другими партнерами по общению. Э. Мор приводит высказывание пациентки, которая после двух месяцев общения с психотерапевтом заявила, что взгляд психотерапевта был как «выговаривающий, отчужденный, неприкасаемый взгляд ее матери», которая отворачивала свою голову от дочери так, что та не могла видеть ее глаза. В такие моменты у нее возникало ощущение отвержения, не-представленности самой себе, неподтвержденности. В целом, как замечает Э. Мор, ее пациенты вели себя как «барометры», были «локаторами» выразительного поведения, могли понять очень многое, рассматривая лица и глаза партнеров.
Таким образом, особенности развития контакта глаз в детско-материнских отношениях, особенно дефицит частоты и позитивных модальностей, становятся источником различных переживаний, могут формировать агрессивную направленность в общении, приводить к феномену «отчуждения от индивидуальности» (separation — individuation). Если взгляд матери выражает постоянно злость и агрессию, то это может препятствовать нормальному развитию визуальных контактов с другими людьми. Многие психотерапевты и ведущие тренинговых групп сталкиваются с тем, что их участники не могут смотреть в глаза друг другу, избегают контакта глаз. Одна из причин заключается в том, что человек испытывает чувство страха, вызванное тем, что другой «прочитает» в его глазах истинные намерения, возможно агрессивные, поэтому он запрещает себе смотреть в глаза другому.
Независимо от того, в чем проявляется дефицит определенных зрительных контактов в детско-родительских отношениях, снятие их влияния возможно только посредством специальной невербальной интеракции, общения лицом к лицу. Эти невербальные интеракции не только будут давать информацию практикующему психологу по поводу того, что переживает клиент, но и способствовать осмыслению обоими участниками общения своей представленности как другому, так и себе,
212 Экспрессия челове^^стное познание общение и межли'
потребности » подтверждении, а
т. е. удовлетворению п^> * интересе, уважении и т. д. значит, в любви, прин?^ ' те ^&3 и его роли в пре-Завершая раздел о ^формировании определенных зентации отношений Y* * огм^т1^ъ, что у многих на-взаимоотношений, сле/^ т&к назы^аемые «культурные родов мира существуй/^ ^ стадьное и долгое смот-запреты» на контакт гл^ ' ЗапРет или разрешение
рение, на «злые глаза>^ ' ^ б^азными механизма-
на «контакт глаз»
^ых отноше
регуляции социалкГ1 jSilHaMiiv:a взгляда, «контакт Для отдельных нар^ин^ежНос1и к культуре. На-
^ых отношеЯии между людьми, ми регуляции социаль^
Для отдельных нар^ОВ жни.1И л лулв1у11в. 1М-глаз» есть показатель ^ Седзабур0 "Люди зрения" и пример, в эссе Киму£? ЧТ(^ Донцев глаза служат "люди голоса" о™ече^'лья^оргапои речи. Умение своеобразным дополн^ _^_ Это культурно-спе-
вести диалог на язык^ в ителей страны Восходящего цифический признак зрений»' понимают силу та-
Солнца. Японцы, как "у\^яют ОСО6УК) деликатность, не кого контакта и пРоя: пеидам н^.пример, закрывают всегда понятную евР нспорте. Можно усомниться глаза в общественной ^ владеет каждый японец язы-в том, насколько хоре?1" ^ ^.звитие этого элемен-ком взглядов, но 5езУс2ракции за^исит от того- какая та невербальной ин-г ,ультуре jvl>i, русские, тоже чут-
^ e M
роль ему отводится в ^ партнерэ-- Это нашло отраже-ко реагируем на взгл^ПОСдОВИц^х и поговорках («со-ние в многочисленнь^оргнет>>^ в навыке общения врет глазом не азд\ в повЕ?1шенной чувствитель-(смотреть партнеру в fj\ >^ кр1^тических ситуациях ности к взгляду пар'* р F
(«искать правду в ТА^^1^Ы говорят- что все культурыг>
Современные этн<7 ^ части в зависимости от направ-можно разделить на Л^^ взгляд ^ри разговоре направленности взгляда: у оД" aDVrpf;X считается невежли-лен в глаза собеседн*1^^ ^оэ^гому взгляд направлен вым смотреть прямо V о Б глаза взгляд русских
в сторону. «Направлен восто,чными народами как
воспринимается
Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении
невежливость, дерзость, взгляд этих народов в сторону воспринимается русскими как стеснительность или нежелание быть искренними» (20. С. 145). У народов Северного Кавказа в связи с обычаем избегания накладываются ограничения на контакт глаз, особенно эти запреты имеют отношение к женщинам и мужчинам младшим по возрасту. Но как следует из тех же этнографических источников, табу на зрительный контакт определенного типа распространяется на ряд ситуаций общения, главным образом на конвенциальное, профессиональное, деловое. Отступление от норм зрительного контактирования в этих видах общения приводит к трениям и сбоям, к возникновению затрудненного общения.
Кроме норм зрительного контакта, определенных культурными и этническими традициями, существуют «неписаные» законы визуального общения. Они распространяются на сферы интимного, доверительного, личностного общения. В том случае, когда эти законы нарушаются, появляются эффекты затрудненного общения: сбои в коммуникации, снижение или повышение сензитивности к состояниям другого человека, непонимание, ощущение одиночества, отчужденности, отношение недоверия, непринятия и т. д.
Итак, психологическая суть контакта глаз как важного элемента невербальной интеракции может изменяться под влиянием многих переменных, но остается незыблемым один вывод — контакт глаз указывает на виды отношений: 1 «Дистанция», позитивный полюс — «включенность» (отношения привязанности, заинтересованности, принятия). Ему соответствует частый, интенсивный визуальный контакт, подчиняющийся правилам в соответствии с ролью коммуникатора и реципиента. Негативный полюс — «выключенность» (отстраненные, автономные, отчужденные отношения). Ему соответствует нечастый, неинтенсивный или полностью отсутствующий контакт глаз. 2. «Позиция», один полюс которой состоит из отношений «контроля» (доминирование, власть, подавление). Этим отношениям соответствуют такие параметры, как интенсивность и продолжительность смотрения на партнера, особенно в момент активного коммуницирования или в тот момент, когда собеседник излагает негативные, но эмоционально-значимые для него факты. «Позиция» представлена также полюсом «подчинения». Для отношений, образующих данный полюс, характерен «свернутый» контакт глаз, частое и быстрое поглядывание на партнера, а также достаточно настойчивый поиск взгляда партнера (заглядывание в глаза при нежелании другого фиксировать визуальный контакт). 3. «Валентность». На ее позитивном полюсе находятся отношения «эмоциональной близости» (доброжелательность, симпатия, дружба, расположение), а на негативном полюсе отношения «эмоциональной холодности» (враждебность, негативизм, подозрительность, неприязнь). Отношения группы «валентность» передаются посредством интенсивности, частоты, длительности контакта глаз, ко главным образом об этих отношениях свидетельствует модальность взгляда и его психофизиологические характеристики. Враждебность передается не только через пристальный взгляд, но и посредством таких его показателей, как холодность, жесткость и т. д, а дружелюбие выражается с помощью теплых, ласковых глаз.
Таким образом, объективному анализу на основе контакта глаз поддаются в большей степени отношения, принадлежащие к группам «дистанция» и «позиция». Отношения, составляющие группу «валентность», значительно труднее распознаются на основе формально-динамических характеристик контакта глаз. О них в большей мере свидетельствует сочетание формально-динамических, психофизиологических и психологических характеристик взглядов.