Вариативные методики формирования орфографической и пунктуационной грамотности.
Обучение орфографии – составная часть процесса обучения русскому языку; осуществляется в I – VIII классах в связи с обучением грамматике, фонетике, в связи со словарной работой и всеми другими видами языковой работы. В основе О. лежит система орфографических правил, большинство из них опирается на грамматический материал. Однако значительная часть орфограмм усваивается на основе фонетической работы, на основе смысловой дифференциации, а также путем запоминания традиционных написаний. О. опирается также на развитие речевого слуха и орфографической зоркости учащихся. О. в курсе русского языка отводится одно из важнейших мест.
Методика орфографии – раздел методики русского языка. Изучает методы формирования у учащихся умений в решении орфографических задач (выполнении орфографических действий), развития орфографической зоркости, речевого слуха, навыка письма, а в итоге – формирования у учащихся прочного навыка грамотного письма. Изучает также типичные ошибки, их причины, частоту и пути исправления. В М. о., в разные моменты ее развития, преобладали методы, опирающиеся на грамматику, на общее языковое развитие, на зрительную память (списывание) и пр. В настоящее время принята и совершенствуется дифференцированная методика, учитывающая особенности самих орфографических явлений, опирающаяся на принципы орфографии, на тонкое понимание значений слов и их сочетаний, на языковое чувство.
Морфологический принцип орфографии – основной принцип русского правописания. По М. п. о. определяется единообразное написание значимых частей слова: приставок, корней, суффиксов, окончаний, несмотря на различные особенности их произношения. Орфограммы, проверяемые по М. п. о., требуют опоры на анализ морфологического состава слова, на быстрое решение задач, связанных с определением части речи, типа склонения, падежа и пр. Тот факт, что по М. п. о. пишется подавляющее большинство слов русского языка, определяет в методике русского языка грамматико-орфографическую работу.
Орфографический навык – совокупность автоматизированных компонентов орфографических действий учащихся; относится к числу интеллектуальных навыков. По мере обучения и тренировки автоматизированные звенья орфографических действий занимают все большее место; цель обучения – максимальная автоматизация письма. Однако полной автоматизации процесс письма не достигает никогда.
Орфография в школе – один из важнейших разделов курса русского языка; среди языковых умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль. Изучается в I – VI (VII) классах, в VII – VIII (IX) классах – повторяется, обобщается. Материал по О. не выделен в школе как отдельный, самостоятельный раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию и опирается на него. О. в ш. связывает в практических действиях знания учащихся по всем разделам курса языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике. Важнейшие темы по О.: правописание безударных гласных в корне слова, в приставкам, суффиксах, окончаниях; правописание согласных -звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; чередование гласных в корне слова и тд.
Обучение пунктуации – составная часть процесса обучения русскому языку; осуществляется в I – VIII классах, однако основное внимание О. п. уделяется в VII – VIII классах в связи с изучением систематического курса синтаксиса. Осуществляется на грамматической, интонационной основах, а также на основе понимания значения синтаксических конструкций.
Методика пунктуации – раздел методики русского языка. Изучает методы и приемы формирования у учащихся умения пользоваться русской системой знаков препинания для точного выражения мысли, интонаций и для построения конструкций. Изучает также типичные трудности и ошибки, их причины, частоту, пути преодоления. В основе М. п. лежат принципы – синтаксический (понимание внутренних связей в предложении), смысловой и интонационный, т. е. М. п. опирается на синтаксический разбор предложения, на точное и тонкое понимание его значения, на выразительность речи и на чувство интонации.
Важнейшие темы по П.: знаки препинания при однородных членах предложения, выделение обособленных второстепенных членов, употребление знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, выделение прямой речи, обращения и пр.