На примерах различных педагогических школ
Эпоха Просвещения выдвинула немало имен великих мыслителей, оказавших сильное влияние на современную педагогику: Джон Локк (1632 – 1704) – в Англии; Жан-Жак Руссо (1712 – 1778), Вольтер (Мария Франсуа Аруэ) (1694 – 1778), Дени Дидро (1713 – 1784), Клод А. Гельвеций (1715 – 1771) – во Франции; М. В. Ломоносов (1711 – 1765), К. Д. Ушинский (1824 – 1870), Н. И. Пирогов (1810 – 1881), Н. И. Новиков (1744 – 1818), Л. Н. Толстой (1828 – 1910) – в России; Готхольд Э. Лессинг (1729 – 1781), Иоганн Ф. Шиллер (1759 – 1805), Иоганн В. Гете (1748 – 1832) – в Германии; Томас Джефферсон (1743 – 1826), Бенджамин Франклин (1706 – 1790) – в Америке. Педагоги этого периода решительно выступали за всеобщее доступное для молодого поколения образование, за «естественное (свободное) воспитание», общечеловеческое (гуманистическое) воспитание.
В XX в. проявляются три основные образовательные парадигмы: реформаторское крыло «школы учебы» (П. Ф. Каптерев, В. П.В Вахтеров, Н. В. Чехов), отдающей преобладающее значение знаниям над средствами их овладения, выведшей из учебных планов трудовое обучение и оказавшейся по сути изолированной от внешней среды; «трудовая школа» (впервые появились в Германии, Швейцарии, Австрии; в России – детская коммуна им. Ф.Э. Дзержинского и трудовая колония им. М. Горького под руководством А. С. Макаренко, школа С. Т. Шацкого, П. П. Блонского), обеспечивающая профессиональную подготовку, ориентированная на труд как самоценность и элемент культуры, опиравшаяся на самостоятельность ученика и организацию самоуправления; «свободные школьные общины» (основаны в Германии Г. Литцем, П. Гехеебом), в которых организация жизни строилась на принципах свободного развития ученика, сотрудничества, ответственности и интернационализма.
В начале XX в. возникает система индивидуализированного обучения, впервые примененная в 1905 г. в городе Далтоне (США) учительницей Еленой Паркхерст и получившая название «далтон-плана». Школы, работающие по «далтон-плану», руководствовались принципами свободы ученика, взаимодействия его с группой, распределения учебного времени. Свобода ученика предполагала возможность учиться в индивидуальном ритме тем предметам, которые он выбрал. Взаимодействие в группе осуществлялось на основе общения учащихся всех возрастов. Распределение времени предусматривало получение учащимся учебного задания в начале месяца и его выполнение по своему усмотрению. Ученик подписывал «договор» на выполнение определенной программы. Учебные предметы классифицировались на основные (английский язык, математика, история, география, естествознание, иностранные языки) и второстепенные (музыка, искусство, ручной труд, домоводство, гимнастика и др.). Общего расписания в школе не существовало, вместо традиционных классов создавались предметные мастерские, в которых каждый ученик получал индивидуальное задание и консультацию (помощь) учителя. «Далтон-план» порождал у учащихся спешку, снижал роль учителя, не обеспечивал прочного усвоения знаний. Пока он не прижился ни в одной стране.
В это же время во Франции педагог-реформатор С. Френе предложил так называемую «технику Френе», важным компонентом которой стали «свободные тексты» – письменные сочинения учеников, отражавшие их собственный опыт. Френе применил в классе типографский станок, на котором печатались «свободные тексты». Практиковался обмен ими между различными школами. В дальнейшем Френе выработал оригинальную форму обучения – «систему карточек-фишек», на которых учащиеся получали учебный материал, отказавшись от школьных учебников. «Карточки-фишки», выполненные на плотной бумаге и заполненные с помощью типографского пресса, систематизировались в картотеки в зависимости от особенностей предметов и возраста детей. Младшим школьникам предназначались фишки-вопросы и фишки информационного характера. Ученик в своей рабочей тетради отвечал на фишку-вопрос, изучив фишку информационного характера. В школе Френе была организована публикация брошюр, прокат учебных фильмов, рассылка граммофонных пластинок. В первой половине учебного дня ученики вели самостоятельную работу, в полдень подводились итоги этой работы: слушались «свободные тексты», проверялись задания, проводились консультации учителей. Каждый класс имел свою программу обучения, одновременно учащиеся располагали своим индивидуальным планом работы: числа требуемых «свободных текстов», выполненных фишек-вопросов, видов трудовой деятельности. В случае группового задания ученики сами подбирали себе партнеров. Темп изучения предметов был индивидуален для каждого ученика. «Техника Френе» привлекала многих педагогов в начале 30-х годов XX в.
В 20-е годы XX в. итальянский педагог Мария Монтессори (1870 – 1952), сторонница «свободного воспитания», врач по профессии, предложила систему обучения, основанную на развитии отдельных органов чувств (тактильного, термического, барического, стереогностического, чувства формы и цвета, вкуса и обоняния, слуха) и двигательных процессов. Для развития каждого из чувств в отдельности подбирается соответствующий дидактический материал, представляющий собой набор различных упражнений. Умственная деятельность, с точки зрения Монтессори, есть не что иное, как сочетание восприятия с моторными процессами. Система Монтессори отрицает все, могущее так или иначе питать воображение ученика: изобразительные игры, сказки, как уводящие в мир ирреального. Монтессори провозглашает следующие дидактические принципы: свободы (как отвержение принуждения: каждый ученик занимается чем хочет и как хочет, согласно своим склонностям и вкусам, однако свобода ученика имеет пределом общие интересы), подготовленного окружения (любой вид деятельности или дидактический материал доступен ученику), поляризации внимания (изолированное упражнение отдельного чувства усугубляется особым «методом изолирования»), самостоятельности (помощь учителя нужна только в том случае, если ее просит ученик). Монтессори отвергала всякого рода коллективные занятия, настаивая на индивидуальном взаимодействии учителя с каждым учеником. Задача учителя, считала Монтессори, – «бросить луч света и пойти дальше», его главная добродетель – не показывать, не рассказывать, а наблюдать. Одну из главных задач своего воспитания Монтессори видела в подготовке детей к жизни. Монтессори не отделяла детей от родителей, а как бы «социализировала» семью. Многие идеи системы Монтессори открыто заимствованы у других педагогов: Ф. Фребеля (1782 – 1852), Сегена, Ж. Пиаже (1896 – 1980). Данная система достаточно широко используется в настоящее время в европейских странах, России, Беларуси.
После второй мировой войны началось стремительное распространение школ, использующих идеи Вальдорфской педагогики.
Первая Вальдорфская школа основана известным философом Рудольфом Штайнером в 1919 г. для детей работников сигаретной фабрики в Штутгарде. Фундаментом Вальдорфской педагогики является философская система Р. Штайнера – антропософия (греч. anthtropos – человек, sophia – мудрость), предлагающая методику развития различных «тайных способностей» человека к духовному господству над природой. Цель педагогики Р. Штайнера – воспитание человека гармоничного во всех проявлениях своей сущности: в мыслях, чувствах и воле; развитие его скрытых способностей и свойств, торжество индивидуальности.
Основные положения Вальдорфской педагогики:
1. Особая роль подражания и присоединения.
2. Использование принципа авторитета (учитель является живым примером того, что сознание человека способно охватить весь мир: с первого по восьмой класс занятия ведет один учитель).
3. Использование принципа свободы (свободное самоопределение ученика – «помочь ученику стать тем, чем он стать хочет и может», отсутствие чувства страха).
4. Преодоление психологических барьеров.
5. Развитие различных сторон личности (мыслительной, эмоциональной, волевой).
6. Ориентация на индивидуальные особенности ученика (темперамент, способности, личностные черты), создание ситуации «психического зеркала».
7. Учет сензитивных периодов в развитии человека (в каждом классе изучается основным тот предмет, который соответствует развивающейся психике ученика: в первом классе – работа со сказкой, во втором – с басней, в третьем – предметом изучения служат биографии известных людей (именно в этом возрасте, с точки зрения антропософии, ребенок получает послание из будущего, чувствует пробуждение своего «я»), в четвертом классе занимаются естественными науками, географией, в пятом вводится курс истории, в шестом – грамматики, геометрии, права, физики, в седьмом – химии, астрономии, математической логики, восьмой класс посвящен повторению пройденного).
8. Использование периодической «эпохальной» системы преподавания (предметы изучаются периодами, в сдвоенных утренних занятиях).
9. Построение обучения на основе чередующихся периодических циклов в жизни человека и природе (ритм года, ежедневный троичный ритм учебного времени, основанный на развитии трех сфер внутренней деятельности человека: мышления, чувства и воли; ритмическая часть основного урока).
10. Образное изложение материала, дающее возможность сопереживания, развития творческой фантазии.
11. Использование гетеанистического метода познания (познавать мир, познавая себя; познавать себя, познавая мир).
Как правило, обучение в Вальдорфской школе длится 12 лет, желающие поступить в университет заканчивают 13-й «университетский класс». Одной из особенностей Вальдорфской школы выступает сочетание теоретических дисциплин с ремесленными навыками. Специальные усилия прилагаются к тому, чтобы обучить учеников мужественно относиться к неудачам, отказываться от неудачных из полученных результатов и начинать работу заново, повторяя усилия до тех пор, пока работа не будет нравиться самому; уважать собственную позицию и результаты своего труда. Выпускники Вальдорфских школ – по преимуществу «коммуникабельные индивидуалисты», легко устанавливающие социальные контакты, свободные в своих точках зрения. В настоящее время во всем мире работают школы на базе этой педагогики, распространены такие школы в России.
Оригинальную концепцию построения учебной деятельности, рассчитанную на раннее усвоение учащимися научных понятий и через них – на углубленное познание учебных предметов и действительности, предложил советский психолог Василий Васильевич Давыдов (р.1930 г.). В. В. Давыдов предложил способ изложения материала, предполагающий формирование теоретического мышления, основанного на умении на основе всеобщего находить и предсказывать частное. Согласно концепции В. В. Давыдова, обучение должно происходить следующим образом:
1. Учащимися должна быть усвоена система теоретических понятий, выражающих собой наиболее общие и существенные знания предмета. Понятия должны открываться учащимися самостоятельно, а не даваться в готовом виде учителем.
2. Частные знания должны выводиться из всеобщих и представляться как конкретное воплощение абстрактного закона.
3. У учащихся следует формировать специальные предметные действия, посредством которых они смогут в учебном материале выявить и далее воспроизвести исходную существенную связь, определяющую объект (понятие), отраженную в соответствующем общем законе.
Должен осуществляться постепенный переход учащихся от внешних предметных действий к их выполнению в умственном плане.
В дальнейшем идеи В. В. Давыдова послужили основой развития проблемного обучения (М. И. Махмутов, П. Я. Гальперин, Л. М. Матюшкин) и развивающего обучения (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин).
Современные тенденции развития образования предполагают личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подходы, развитие творчества ученика как механизма приспособления и личностного качества, позволяющего ему адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться в расширяющемся информационном поле.
Основные тенденции в построении образовательного процесса:
1) гуманизация (личность – основная ценность общества);
2) демократизация (привлечение общественности к управлению образованием);
3) индивидуализация;
4) индустриализация (компьютеризация, программированное обучение);
5) вариативность (разнообразие образовательных программ, форм обучения, широкий спектр образовательных учреждений);
6) интегративность (взаимосвязь различных образовательных институтов);
7) психологизация (развитие мыслительных качеств ученика);
8) переход от информативных к активным методам обучения;
9) стандартизация (создание единого уровня общего образования).