Симптомы, вытекающие из недифференцированной семейной системы
Л'Абат (1976) сформулировал теорию функциональных семей, представляющую пропорцию диалектического понимания симптома в контексте семейной системы. Самым важным элементом этой теории является постулат о самодифференцировании (self-differentiation), или о самоопределении на фоне других членов семьи. Дисфункциональность, или симптоматология, возникает в контексте недифференцированной семейной системы. Такая система имеет цифровой характер - она отличается однородностью или же контрастностью, симбиозом или аутизмом. Однородность в семейной системе означает, что от каждого члена семьи ожидается, чтобы он был таким же как и все остальные. Противопоставление заключается в том, что поведение данного человека представляет собой противоположность поведения другого члена семьи - если один из них что-либо говорит или делает, то другой говорит или делает что-то совершенно противоположное. Симбиоз и аутизм представляют собой крайнюю форму привязанности или отдаления, поскольку «я» не располагает необходимыми ресурсами, чтобы самоопределиться.
В недифференцированной семье преобладает цифровой тип мышления (digital type of thinking — Уилден, 1972). Цифровое мышление - это мышление категориями «или-или». Итак, с точки зрения недифференцированной семьи данный член может быть либо «с нами» (однородность), либо «против нас» (противоположность). Предположим, что в определённой семье от всех мужчин ожидается, что они станут врачами. Если один из них решится избрать для себя иную профессию, вся семья - включается и этого мужчину - будет определять его как «не-врача», а не как представителя избранной им профессии. Весьма вероятно, что данный член семьи предпочтёт такой тип поведения, который сможет доказать его семье и ему самому, что он не намерен быть похожим на них. В подобном типе системы нет места переговорам и компромиссам. У недифференцированных членов семьи нет чётко определённый автономных «я». Они не в состоянии принять на себя ответственность, самостоятельно действовать. В отличие от членов дифференцированной семейной системы, они не могут быть одновременно схожими и разнящимися в отношении других представителей семьи, а следовательно, они не полностью интегрированы как личности и вместе с тем как члены семейной системы.
Функцией «симптома» в недифференцированной семье является защита системы от изменений путём поддерживания существующей в ней полярности или логики типа «или-или». Полярность может заключаться либо в том, что члены семьи занимают позицию на одном и том же конце континуума (однородности либо противоположности), либо же в том, что они занимают позиции на противоположных концах континуума - это значит, что одни члены противостоят другим, выступающим за однородность. В таких семьях симптом может принимать разнообразные формы. Иногда он принимает вид специфического, индивидуального проявления (например, фобии), а в ином случае он создаёт впечатление семейного конфликта, касающегося секса, денег, разделения домашних обязанностей и т.д. До тех пор, пока семья сосредоточена на чьём-то симптоме или на внешнем конфликте, никто не должен изменяться, поскольку потребность в изменении можно приписать другим. Каждый член системы помогает другим избегать конфронтации с самим собой, используя для этого определённый симптом или конфликт.
Каждый терапевт знает, как трудно сломить подобную коалицию. Стентон (1981) таким образом подытоживает стратегический (системный / парадоксальный) взгляд на нарушенное функционирование: Стратегический подход к нарушениям можно подытожить следующим образом:
1) «симптом» трактуется как особый тип поведения, действующий по принципу гомеостатического механизма, управляемого отношения между членами семьи (Джексон, 1957, 1965);
2) проблемы лица, определяемого как пациент, нельзя решать вне контекста,в котором они возникли, а также вне функции,которую они выполняют;
3) нельзя ожидать изменений от личности до тех пор, пока не произойдёт изменение в семейной системе (Хейли, 1962);
4) «инсайт» как таковой не является непременным условием для проведения изменения. Такой подход однозначно отличается от индивидуального - или внутри психически-ориентированных причинно-следственных объяснений дисфункционального поведения.
Также и Андельфи (1980) указывает на парадокс изменений в семейной системе. Он обращает внимание на «секретные мотивы» семьи, обращающейся за помощью к терапевту. Пациенты просят помочь провести изменения и одновременно с этим передают следующие сообщения: 1) помоги нам остаться теми, кем мы являемся; 2) помоги нам(мне) избавиться от самого симптома, без проведения каких-либо иных изменений; 3) помоги нам справиться с лицом, определённым как пациент, не затрагивая при этом других членов семьи. Парадокс в том, что высказывается желание ликвидировать симптом без изменения семьи, представляющей собой источник симптома.