Я рассматриваю неудачу не как поражение, а лишь как пример
Негативной обратной связи, необходимой для того, чтобы из-
Менить способ действий.
3. Это мой любимый способ отношения к отказу. Думаю, я поль-
зуюсь им чаще, чем любым другим. Когда я писал эту книгу, то при-
нимал участие в разработке нового семинара. Поскольку тема имела
101
Искусство мотивации
прямое отношение к человеческому разуму и эмоциям, мы привлекли
команду первоклассных психологов для изучения материалов семи-
нара. Все они были единодушны во мнении, что этот способ помогает
в работе лучше, чем остальные.
Приходилось ли вам испытывать болезненные переживания по-
сле общения с клиентами, не щадившими ваше достоинство? У вас
было так тяжело на душе, что вы просто не могли заставить себя пе-
резвонить им. Вам хотелось поскорее забыть этих людей и никогда
больше не слышать их имена.
Но что вы делали три недели спустя?
Смеялись над своими переживаниями. Вы говорили знакомым:
«Жаль, что вы этого не видели. Настоящий прыжок с вышки в пустой
бассейн. Я приехал к этим клиентам, и...».
Боль исчезает после того, как вы рассказываете о своих несчасть-
ях и смеетесь над ними. К сожалению, пока вы этого не сделаете, то
сами остаетесь воплощением несчастья: слоняетесь с потухшим взо-
ром и не проявляете ни малейшего интереса к повседневным делам,
не говоря уже о трудных переговорах с клиентами. Недели, прошед-
шие между «несчастьем» и «весельем», безвозвратно потеряны.
Так жить нельзя. Чем скорее вы начнете смеяться, тем лучше.
Смех облегчает страдания и прогоняет беспокойство. Любой юмор
бывает полезен, а смех над собственными недостатками и неудачами
дает самые лучшие результаты.
Все великие люди, которых я знал, обладали замечательным чув-
ством юмора Они радовались жизни и видели в ней постоянный по-
вод для шуток. Смех — это хорошо. Смейтесь больше. Но не смей-
тесь слишком рано.
Если клиент, недавно заключивший сделку, звонит вам и гово-
рит: «Мы подумываем об отмене заказа», это не время для того, что-
бы покатываться со смеху. Сначала вы должны сделать все возмож-
ное, чтобы спасти сделку. Если это не удается, то пора посмотреть на
вещи более светлым взглядом.
Я дал вам ключ: старайтесь смеяться над своими невзгодами.
Сначала придется сделать над собой усилие, чтобы смеяться, когда
вам хочется плакать. Но это тоже привычка, основанная на вашем от-
ношении к себе. Если вы готовы принять ответственность за свою
жизнь, то можете развивать привычки, с которыми вам хочется жить.
Каждый раз, когда успех ускользает от вас, смотрите на происходя-
щее светлым взглядом и говорите себе:
102
Искусство мотивации