Анализ структуры и состава основных производственных фондов
Основные фонды – это материально-вещественные ценности (средства труда), которые многократно участвуют в производственном процессе, не изменяют своей натурально-вещественной формы и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям по мере износа. По функциональному назначению основные фонды предприятия подразделяются на производственные и непроизводственные.
Производственные фонды прямо или косвенно связаны с производством продукции. Непроизводственные фонды служат для удовлетворения культурно-бытовых потребностей работников.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов может быть рассчитана по-разному – в зависимости от характера исходной информации и задач исследования. При наличии данных на начало и на конец года применяется формула простой средней арифметической; наличие моментных данных за каждый месяц требует применения формулы средней хронологической [1, с. 117]. В данном случае мною были взяты данные на начало и конец годов (2007, 2008, 2009) и рассчитана среднегодовая стоимость основных производственных фондов методом простой средней арифметической (таблица 4).
Для того чтобы судить, насколько эффективно используются основные фонды, существует ряд показателей, среди которых важнейшими являются фондоемкость, фондоотдача и фондовооруженность. Эти показатели рассчитываются по следующим формулам:
1) фондоотдача (Фо ) показывает, сколько продукции (в стоимостном выражении) выпущено на 1 рубль стоимости основных производственных фондов:
где Q – объем выпущенной продукции;
ОФср.г – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
2) фондоемкость (Фе ) показывает, сколько затрачено основных фондов для производства 1 рубля продукции:
3) фондовооруженность (Фв ) труда показывает стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника:
где Ч – среднесписочная численность работников [14, с. 367].
Все показатели рассчитаны в таблице 4.
Таблица 4
Наименование показателя | Ед. измерения | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Изменение | |
Абсолютное отклонение (+/–) | Относительное отклонение (%) | |||||
Среднегодовая стоимость ОПФ | Тыс. руб. | 20% | ||||
Годовой выпуск продукции | Тыс. руб. | 60% | ||||
Среднесписочная численность работников | Чел. | 22% | ||||
Фондоотдача | Тыс. руб./тыс. руб. | 2,089 | 2,78 | 3,69 | - | - |
Фондоемкость | Тыс. руб./тыс. руб. | 0,48 | 0,36 | 0,27 | - | - |
Фондовооруженность | Тыс. руб./ чел | 190,2 | 168,4 | 173,8 | 5,4 | 3,2% |
В 2009 году по сравнению с 2008 наблюдается рост фондоотдачи, который ведет к уменьшению суммы амортизационных отчислений, приходящихся на 1 руб. готовой продукции. Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции.
Анализ труда и кадров
Среднесписочная численность работающих на предприятии представлена в таблице 5.
Таблица 5
Наименование показателя | Ед. измерения | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Изменение | |
Абсолютное отклонение (+/–) | Относительное отклонение (%) | |||||
Общая среднесписочная численность работающих | Чел. | 17% | ||||
В т.ч. рабочих | Чел. | 21% | ||||
Из них рабочих основных цехов | Чел. | 30% |
Увеличение численности рабочих происходит в связи с расширением производства, увеличением количества заказов и развитием организации в целом. Так же немаловажно рассмотреть основные показатели средней заработной платы, уровня высшего образования на предприятии, объема денежных средств, направленных на оплату труда и социальное обеспечение. Все эти данные расположены в таблице 6.
Таблица 6
Наименование показателя | Ед. измерения | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Изменение | |
Абсолютное отклонение (+/–) | Относительное отклонение (%) | |||||
Среднесписочная численность работников | Чел. | -1% | ||||
Доля сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование | % | 43,75% | 50% | 52,38% | - | - |
Объем денежных средств, направленных на оплату труда | Тыс. руб. | 18% | ||||
Средняя заработная плата по предприятию | Руб. | 0,83% | ||||
Объем денежных средств, направленных на социальное обеспечение | Тыс. руб. | 18% | ||||
Общий объем израсходованных денежных средств | Тыс. руб. | 18% |
На предприятии действует сдельная оплата труда для работников, так как предприятие изготавливает мебель на заказ, а для управляющих профессий заработная плата исчисляется на основе оклада.
Доплаты:
1) северные выплаты (50%);
2) районные (20%)
Финансовые результаты
Наличие положительного финансового результата – основное условие хорошего финансового состояния предприятия. Поэтому важным этапом финансового анализа является оценка уровня различных показателей, связанных с прибылью предприятия.
Рентабельность (удельная прибыль, прибыльность) – важнейший индикатор финансового состояния предприятия. Показатели рентабельности широко используются в финансовом и управленческом анализе.
Для оценки рентабельности рассчитывается два типа показателей:
1) показатели рентабельности предприятия;
2) показатели рентабельности продукции.
Таблица 9
Наименование показателя | Ед. измерения | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Изменение | |
Абсолютное отклонение (+/–) | Относительное отклонение (%) | |||||
Себестоимость реализованной продукции | Тыс. руб. | 5 298 | 7 021 | 11 168 | 59% | |
Затраты на 1 рубль реализованной продукции | Коп. | 83,3 | 83,2 | 82,9 | -0,3 | -0,4% |
Прибыль от реализации продукции | Тыс. руб. | 2 304 | 62% | |||
Рентабельность продукции | % | 20,2 | 20,6 | 0,4 | - | |
Рентабельность предприятия | % | 33,8 | 45,9 | 62,3 | 16,4 | - |
1. За 2009 г. реализация увеличилась на 60% по сравнению с 2008 г. или на 5 033 тыс. руб.
2. При этом себестоимость РП увеличилась на 59% или на 4 147 тыс. руб.
3. Опережающие темпы роста реализации над темпами роста себестоимости привели к снижению затрат на 1 руб. РП с 82,9 коп за 2008 г. до 83,2 коп за 2009 г.
4. За счет увеличения рентабельности продукции балансовая прибыль в отчетном периоде увеличилась на 62% или на 886 тыс. руб. по сравнению с 2008 г. и составила 2 304 тыс. руб. в 2009 г. Чистая прибыль по итогам 2009 г. составила 1843,2 тыс. руб., что на 62% превышает уровень 2008 г.
5. За отчетный период улучшились показатели рентабельности:
– рентабельность реализованной продукции увеличилась с 20,2% за 2008 г. до
20,6% за 2009 г.;
– рентабельность предприятия увеличилась с 45,9% за 2008 г. до 62,3% за 2009 г.