Анализ структуры и состава основных производственных фондов

Основные фонды – это материально-вещественные ценности (средства труда), которые многократно участвуют в производственном процессе, не изменяют своей натурально-вещественной формы и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям по мере износа. По функциональному назначению основные фонды предприятия подразделяются на производственные и непроизводственные.

Производственные фонды прямо или косвенно связаны с производством продукции. Непроизводственные фонды служат для удовлетворения культурно-бытовых потребностей работников.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов может быть рассчитана по-разному – в зависимости от характера исходной информации и задач исследования. При наличии данных на начало и на конец года применяется формула простой средней арифметической; наличие моментных данных за каждый месяц требует применения формулы средней хронологической [1, с. 117]. В данном случае мною были взяты данные на начало и конец годов (2007, 2008, 2009) и рассчитана среднегодовая стоимость основных производственных фондов методом простой средней арифметической (таблица 4).

Для того чтобы судить, насколько эффективно используются основные фонды, существует ряд показателей, среди которых важнейшими являются фондоемкость, фондоотдача и фондовооруженность. Эти показатели рассчитываются по следующим формулам:

1) фондоотдача (Фо ) показывает, сколько продукции (в стоимостном выражении) выпущено на 1 рубль стоимости основных производственных фондов:

Анализ структуры и состава основных производственных фондов - student2.ru

где Q – объем выпущенной продукции;

ОФср.г – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

2) фондоемкость (Фе ) показывает, сколько затрачено основных фондов для производства 1 рубля продукции:

Анализ структуры и состава основных производственных фондов - student2.ru

3) фондовооруженность (Фв ) труда показывает стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника:

Анализ структуры и состава основных производственных фондов - student2.ru

где Ч – среднесписочная численность работников [14, с. 367].

Все показатели рассчитаны в таблице 4.

Таблица 4

Наименование показателя Ед. измерения 2007 год 2008 год 2009 год Изменение
Абсолютное отклонение (+/–) Относительное отклонение (%)
Среднегодовая стоимость ОПФ Тыс. руб. 20%
Годовой выпуск продукции Тыс. руб. 60%
Среднесписочная численность работников Чел. 22%
Фондоотдача Тыс. руб./тыс. руб. 2,089 2,78 3,69 - -
Фондоемкость Тыс. руб./тыс. руб. 0,48 0,36 0,27 - -
Фондовооруженность Тыс. руб./ чел 190,2 168,4 173,8 5,4 3,2%

В 2009 году по сравнению с 2008 наблюдается рост фондоотдачи, который ведет к уменьшению суммы амортизационных отчислений, приходящихся на 1 руб. готовой продукции. Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции.

Анализ труда и кадров

Среднесписочная численность работающих на предприятии представлена в таблице 5.

Таблица 5

Наименование показателя Ед. измерения 2007 год 2008 год 2009 год Изменение
Абсолютное отклонение (+/–) Относительное отклонение (%)
Общая среднесписочная численность работающих Чел. 17%
В т.ч. рабочих Чел. 21%
Из них рабочих основных цехов Чел. 30%

Увеличение численности рабочих происходит в связи с расширением производства, увеличением количества заказов и развитием организации в целом. Так же немаловажно рассмотреть основные показатели средней заработной платы, уровня высшего образования на предприятии, объема денежных средств, направленных на оплату труда и социальное обеспечение. Все эти данные расположены в таблице 6.

Таблица 6

Наименование показателя Ед. измерения 2007 год 2008 год 2009 год Изменение
Абсолютное отклонение (+/–) Относительное отклонение (%)
Среднесписочная численность работников Чел. -1%
Доля сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование % 43,75% 50% 52,38% - -
Объем денежных средств, направленных на оплату труда Тыс. руб. 18%
Средняя заработная плата по предприятию Руб. 0,83%
Объем денежных средств, направленных на социальное обеспечение Тыс. руб. 18%
Общий объем израсходованных денежных средств Тыс. руб. 18%

На предприятии действует сдельная оплата труда для работников, так как предприятие изготавливает мебель на заказ, а для управляющих профессий заработная плата исчисляется на основе оклада.

Доплаты:

1) северные выплаты (50%);

2) районные (20%)

Финансовые результаты

Наличие положительного финансового результата – основное условие хорошего финансового состояния предприятия. Поэтому важным этапом финансового анализа является оценка уровня различных показателей, связанных с прибылью предприятия.

Рентабельность (удельная прибыль, прибыльность) – важнейший индикатор финансового состояния предприятия. Показатели рентабельности широко используются в финансовом и управленческом анализе.

Для оценки рентабельности рассчитывается два типа показателей:

1) показатели рентабельности предприятия;

2) показатели рентабельности продукции.

Таблица 9

Наименование показателя Ед. измерения 2007 год 2008 год 2009 год Изменение
Абсолютное отклонение (+/–) Относительное отклонение (%)
Себестоимость реализованной продукции Тыс. руб. 5 298 7 021 11 168 59%
Затраты на 1 рубль реализованной продукции Коп. 83,3 83,2 82,9 -0,3 -0,4%
Прибыль от реализации продукции Тыс. руб. 2 304 62%
Рентабельность продукции % 20,2 20,6 0,4 -
Рентабельность предприятия % 33,8 45,9 62,3 16,4 -

1. За 2009 г. реализация увеличилась на 60% по сравнению с 2008 г. или на 5 033 тыс. руб.

2. При этом себестоимость РП увеличилась на 59% или на 4 147 тыс. руб.

3. Опережающие темпы роста реализации над темпами роста себестоимости привели к снижению затрат на 1 руб. РП с 82,9 коп за 2008 г. до 83,2 коп за 2009 г.

4. За счет увеличения рентабельности продукции балансовая прибыль в отчетном периоде увеличилась на 62% или на 886 тыс. руб. по сравнению с 2008 г. и составила 2 304 тыс. руб. в 2009 г. Чистая прибыль по итогам 2009 г. составила 1843,2 тыс. руб., что на 62% превышает уровень 2008 г.

5. За отчетный период улучшились показатели рентабельности:

– рентабельность реализованной продукции увеличилась с 20,2% за 2008 г. до

20,6% за 2009 г.;

– рентабельность предприятия увеличилась с 45,9% за 2008 г. до 62,3% за 2009 г.

Наши рекомендации