Методика 2. Диагностика опосредствованной памяти

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

Методика 1. Характеристика динамических особенностей

Процесса запоминания

Ребенку предлагается ряд, состоящий из десяти простых слов, для их запоминания путем неоднократного повторения этого ряда.

После каждого очередного повторения определяется количест­во слов из ряда, которое ребенок сумел безошибочно воспроиз­вести после данного повторения.

Для запоминания ребенку предлагается на выбор один из сле­дующих наборов слов:

1. Дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, све­ча, стол.

2. Кот, ручка, синий, плохо, яблоко, пол, слабый, вилка, лам­па, карандаш.

3. Кукла, ложка, красный, машина, высоко, кисть, мама, кни­га, курица.

4. Собака, окно, цветок, ковер низкий, конверт, небо, буква, сон.

5. Часы, ветер, рыба, звезда, слон, конфета, бумага, стул, ве­ревка.

Замечание.При диагностике динамических особенностей про­цесса запоминания у детей, обучающихся в разных классах начальной школы и поступающих в школу, следует применять разные наборы слов для того, чтобы не сказывался эффект прежнего заучивания ряда.

Методика 2. Диагностика опосредствованной памяти - student2.ru

Число повторных предъяв­лений ряда и последующих по­пыток его воспроизведения в данной методике ограничено шестью. С каждой попыткой воспроизведения соотносится число правильно воспроизве­денных слов, а полученные в ито­ге данные представляются в виде графика заучивания (рис. 52).

На основе анализа кривой заучивания, представленной на этом графике, определяются следующие два показателя дина­мики заучивания:

1. Динамичность заучивания.

2. Продуктивность заучивания.

Рис. 52. Динамические особенности процесса заучивания ряда слов

Динамичность процесса заучивания устанавливается по ха­рактеру кривой. Если от повторения к повторению эта кривая плавно поднимается вверх (сплошной вариант кривой на рис. 52), то процесс заучивания считается достаточно динамичным. Если от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне (пунктирный вариант кривой на рис. 52), то процесс заучивания характеризуется как среднединамичный. На­конец, если от повторения к повторению результаты то улучша­ются, то ухудшаются (точечный вариант кривой на рис. 52), то это свидетельствует о нединамичном процессе заучивания.

Оценка результатов

В соответствии с полученными данными о динамике процес­са заучивания ребенок получает одну из трех оценок по следую­щей шкале:

Достаточно динамичный процесс заучивания — отлично. Среднединамичный процесс заучивания — удовлетворительно. Нединамичный процесс заучивания — неудовлетворительно. Продуктивность процесса заучивания оценивается иначе, в баллах при помощи следующей шкалы:

10 баллов— ребенок сумел запомнить и безошибочно воспро­извести все десять слов, затратив на это меньше, чем шесть повторений, т.е. не более пяти.

8-9 баллов— ребенок сумел воспроизвести все 10 слов ровно за

шесть повторений.

6-7 баллов— за шесть повторений ряда ребенку удалось пра­вильно воспроизвести от 7 до 9 слов.

4-5 баллов— за шесть повторений ряда ребенок сумел верно вос­произвести 4-6 слов. 2-3 балла— за шесть повторений ряда ребенку удалось пра­вильно вспомнить только 2-3 слова.

0-1 балл— за шесть повторений ребенок сумел воспроизвес­ти всего лишь 1 слово или не вспомнил ни одного.

Методика 2. Диагностика опосредствованной памяти

Материалом, необходимым для проведения методики, слу­жат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования ребенку говорят следующие слова:

«Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, ко­торые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».

Ребенку последовательно одно за другим зачитываются сле­дующие слова и выражения:

Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Весе­лый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.

После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребенок дол­жен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо та­кое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачи­тывает очередное слово или выражение.

Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

Оценка результатов

За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисун­ку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл.Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыс­лу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла,а неверное — в 0 баллов.

Максимальная общая оценка, которую ребенок может полу­чить в этой методике, равна 10 баллам.Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка — 0 баллов.Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высоко развитая опосредованная слуховая память.

8-9 баллов— высоко развитая опосредованная слуховая память.

4-7 баллов— средне развитая опосредованная слуховая память.

2-3 балла— низко развитая опосредованная слуховая память.

0-1 балл— слабо развитая опосредованная слуховая память.

Наши рекомендации