Подсознательное воспитание характера
В предыдущем чтении мы указали вам на удивительную деятельность, проявляемую подсознательными сферами мышления в смысле исполнения умственной работы. Но как ни чревата возможностями деятельность этого поля мышления в данном направлении, этим она ещё не исчерпывается; не менее ценна, чем всё, о чём было сказано выше, возможность пользоваться подсознательной деятельностью ума для воспитания характера.
Каждому человеку известно, что он может изменить свой характер, энергично подавляя одни наклонности и путём систематического упражнения воспитывая в себе другие, и конечно, многие из тех, кому попадутся в руки эти строки, знакомы с этими приёмами. Но только в последние годы стали распространяться в широкой публике сведения о том, что можно изменять, смягчать и совсем переделывать характер рассудительно пользуясь подсознательными способностями ума.
Слово «характер» происходит от древних терминов, означающих «отметить», «запечатлеть» и пр.; некоторые же учёные относят происхождение его к тому слову, которым вавилонские кирпичники обозначали клеймо: они ставили клеймо на каждый выделанный кирпич, и у каждого из них было своё клеймо. Эти сведения представляют интерес в связи с теми новейшими теориями воспитания характера, которые появились в последних произведениях западных психологов. Но для йогов, учителей Востока, где применяли этот метод много столетий назад, воспитывая молодёжь, эти теории вовсе не новы. Йоги давно утверждали, что характер, то есть сырой, грубый материал, получаемый нами при рождении, подлежит изменению и что у среднего человека он со временем меняется под влиянием внешних обстоятельств, а человек, обладающий мудростью, сам изменяет и воспитывает свой характер. Йоги изучают характер своих воспитанников и дают им советы, как искоренять нежелательные черты, и наоборот, развивать желательные.
Основанием для йоги в деле воспитания характера служат удивительные способности подсознательной плоскости ума. От изучающих Йогу вовсе не требуется, чтобы они муштровали себя, насилуя природу. Напротив, йоги говорят, что такие строгие приёмы противоречат целям природы, что лучший способ — подражать природе и постепенно развивать желательные черты с помощью сосредоточения на них силы воли и внимания. Искоренение же нежелательных черт совершается путём воспитания в себе черт им противоположных. Если, например, ученик желает преодолеть чувство страха, ему советуют отнюдь не сосредотачивать внимания на этом чувстве с целью его искоренения, а напротив, мысленно уверять себя, что он вовсе не испытывает страха, и затем сосредоточить всё своё внимание на идеале смелости. По мере того, как смелость развивается в характере, страх постепенно из него исчезает. Положительное всегда берёт верх над отрицательным.
Весь секрет этого подсознательного метода воспитания заключается в слове «идеал». Назидание сводится к тому, что можно достичь идеалов, обращая на них особенное внимание. В виде примера ученику говорят о розовом кусте, который будет расти и цвести тем роскошнее, чем внимательнее за ним будут ухаживать, и наоборот. Идеал какой-нибудь желательной черты характера — тот же, только умственный, розовый куст, который при заботливом за ним уходе будет расти и выпускать листья и цветы. Ученику поручают развить в себе какую-нибудь менее значительную умственную черту, советуя подолгу мысленно останавливаться на ней, упражнять воображение и мысленно «видеть» себя уже обладателем желаемого качества. Ему дают мантру, или «утверждение», чтобы он его повторял. Это для того, чтобы у него был центр, вокруг которого он мог бы создать идеал. Слова, употребляемые а таких случаях, обладают могучей силой при том, конечно, условии, если произносящий их в то же время думает о значении этих слов и рисует в своём воображении качество, выраженное этими словами, а не повторяет их, как попугай.
Йоги воспитывают ученика постепенно, пока тот не приобретёт искусства сознательно направлять подсознательный ум в деле воспитания характера. Это искусство становится достоянием каждого — где бы он ни жил, на Востоке или на Западе — кто захочет заняться им. В сущности, почти все мы обладаем этим искусством и пользуемся им, хотя и бессознательно. Характер человека, в широком смысле, есть результат того рода мыслей, которые господствуют в его уме, и тех идеалов, которые он рисует в своём воображении. Кто постоянно думает о себе, как о неудачнике, приниженном судьбой, тот очень склонен мысленно выращивать идеалы именно этого сорта, пока они не закабалят его окончательно и каждое его действие не будет клониться к объективированию этих мыслей. И наоборот, тот, кто носит в душе идеалы успеха и совершенствования, чувствует, что вся его умственная природа как бы стремится к достижению результата — объективированию этих идеалов. То же самое происходит с каждым идеалом. Мысленно развивая идеал ревности, мы очень склонны объективировать это чувство и бессознательно создавать условия, дающие материал для его питания. Но об этом вопросе мы будем специально говорить в следующем чтении. Это — одиннадцатое — чтение предназначено для выяснения того метода, с помощью которого люди могут вылепить свой характер в какую угодно форму, заменяя нежелательные черты желательными и превращая желательные идеалы в активные черты. Ум пластичен в руках у того, кто знает, как им управлять.
Сознавая как хорошие, так и слабые стороны своего характера, средний человек склонен смотреть на них, как на нечто вполне определившееся и неизменяемое, по крайней мере в практическом смысле. По его мнению, он «такой, каким его создал Господь» — и делу конец. Он не понимает, что характер его меняется ежедневно при общении с другими лицами, внушению которых он подчиняется. Он не видит также, что он сам формирует свой характер, интересуясь известными вещами и допуская, чтобы его мысли останавливались на них. Он не сознаёт, что он сам себя творит из того сырого, грубого материала, который ему дан при рождении. Он творит себя или в отрицательном, или в положительном смысле. В отрицательном — если допускает, чтобы другие влияли своими мыслями и идеалами на его характер, в положительном — если он сам работает над его воспитанием. Слабый человек поддаётся постороннему влиянию, сильный же берёт весь этот воспитательный процесс в свои руки.
И этот процесс так восхитительно прост, что значение его легко могут проглядеть многие, даже и ознакомившиеся с ним. Только практика и добытые результаты могут дать понятие об этом удивительном процессе.
Изучающий Йогу очень рано на практике познаёт великое значение воспитания характера. У него, например, вкус разборчив: он ест одни кушанья и не ест других. Учитель советует ему развивать вкус к тем вещам, которые он не любит, и наоборот, развивать в себе отвращение к тем вещам, которые он любит. А для этого он должен представить в своём воображении желаемые условия и сказать, например: «Я терпеть не могу конфет; мне даже противно на них смотреть», а с другой стороны: «Я очень люблю всё кислое; для меня просто наслаждение есть кислое» и пр., стараясь в то же время представить себе, будто вкус сладких вещей отвратительный, а вкус кислых вещей — восхитительный. Некоторое время спустя он почувствует, что вкусы его изменились соответственно его желаниям и окончательно поменялись местами. Вот тут-то на деле ученик и познает всё значение этой теории и уже никогда не забудет этого урока.
Читатель может возразить против такой перетасовки вкусов. На это мы можем сказать, что учитель-йог затем советует ученику совсем отделаться от мысли, будто он не любит то или другое, и напротив, развивать в себе вкус ко всему здоровому съедобному; по теории йогов, отвращение к какой-нибудь здоровой пище следует отнести в внушению, сделанному субъекту ещё в детстве, или впечатлению, испытанному до рождения; ибо здоровую пищу природа наделила приятным вкусом. Цель всего этого, однако, не культивирование вкуса, а упражнение ума и внедрение в ученика той истины, что его природа пластична для его «Я» и что он может вылепить из неё, что хочет, с помощью лишь сосредоточения и умственной практики. Читатель может сделать опыт над самим собой, если желает, и отделаться совершенно от отвращения к известной пище и пр., а при случае и от отвращения к казавшимся ранее неприятными работам и обязанностям, которые иногда поневоле приходится исполнять.
Принцип, лежащий в основании всей этой теории воспитания характера посредством подсознательного ума, тот, что «Я» — господин своего ума, и пластичный ум повинуется нашему «Я». «Я» индивидуума есть единственный реальный, постоянный, неизменяемый его принцип, между тем как ум и тело беспрерывно меняются, находятся в движении, растут и умирают. Подобно тому, как тело может развиваться и формироваться путём умственных упражнений, и ум также может развиваться и тренироваться, если придерживаться разумных методов.
Большинство людей смотрят на характер, как на принадлежащее человеку нечто совершенно определённое, чего нельзя ни изменить, ни переделать. А между тем, своими ежедневными поступками они доказывают, что в душе нисколько не верят этому, ибо словом, советом, одобрением или порицанием пытаются изменить и формировать характер окружающих.
Мы не будем здесь подробно рассматривать причины, влияющие на образование характера. Ограничимся простым перечислением их: 1) результат опытов, вынесенных из предыдущих жизней; 2) наследственность; 3) среда; 4) внушение, исходящее от других лиц и 5) самовнушение. Но что бы там ни влияло на образование характера, его можно изменить, смягчить, улучшить, сформировать с помощью методов, изложенных в этом чтении и очень схожих с тем, который западные писатели называют «самовнушением».
Основной идеей самовнушения служит «хотение», чтобы изменения совершились в уме; хотению помогают испытанные умственные методы созидания идеалов или мысленных форм. Первое условие для изменений есть «желание», чтобы изменения произошли. Пока у человека не явится такое желание, он не может заставить свою волю взяться за дело. Желание и воля близко соприкасаются. Воля не может ничего начать, пока она не вдохновлена желанием. Многие слово «желание» отождествляют с понятием о более низких наклонностях, но оно применимо и к высшим. Если человек борется с низкой наклонностью или желанием, это доказывает, что ему присуща более высокая наклонность или желание. Многие желания суть ни что иное, как компромисс между двумя или несколькими противоречивыми желаниями — как бы некоторое среднее желание.
Пока человек не пожелает изменить свой характер, он шагу не сделает в этом направлении. И сила воли будет вложена им в дело пропорционально силе желания. В деле воспитания характера главную роль играет желание приступить к этой задаче. Если вы находите, что желание это не настолько велико, чтобы заставить вас проявить настойчивость и энергию, необходимые для того, чтобы довести дело до успешного конца, то вы должны предварительно стараться возбудить в себе это желание. А достичь этого можно, настойчиво удерживая мысли на предмете, пока не явится желание. Этот способ довольно рискованный, в чём многим приходилось на себе убедиться к своему несчастью. Ведь можно возбудить в себе как хорошие, так и дурные желания. Мы поясним вам эту истину небольшим примером. Молодой человек, например, вовсе не желает предаваться излишествам разгульной жизни. Но вот ему приходится слышать или читать, что многие ведут такую жизнь, и он невольно мысленно останавливается на этом вопросе, рассматривает его со всех сторон и вообще занимает им своё воображение. Некоторое время спустя он начинает чувствовать, что желание постепенно пускает ростки, и если он будет поливать их, то есть продолжать заниматься мысленно этим вопросом, то недолго ему придётся ждать пышного расцвета этого желания, которое он, конечно, попробует выразить в действии. Великая истина скрывается в словах поэта:
«Чудовищен с виду порок,
Увидишь — тотчас возненавидишь.
Но ближе вглядевшись в него,
Стерпишь, пожалеешь, а потом и обнимешь».
Многими безумными выходками и преступлениями люди обязаны именно этому взращиванию желания в своём уме, этой посадке растения, заботливому уходу за ним, словом — культивированию растущего желания. Мы сочли за необходимость сделать это предостережение — оно прольёт свет на то, что может быть вас беспокоит, и обратит ваше внимание на плевелы, которые вы взращивали заботливо в своём уме.
Помните, однако, что сила, тянущая человека вниз, может быть претворена в силу, ведущую вверх. Ведь одинаково легко взращивать как здоровые, так и нездоровые желания. Если вы сознаёте некоторые недочёты и недостатки вашего характера (а кто не сознаёт их в себе) и вместе с тем не чувствуете в себе достаточно желания, чтобы взяться за его переделку, вы должны прежде всего позаботиться о том, чтобы посеять семена желания, и затем заботливо ухаживать за растением. Вы должны представить в своём воображении все выгоды, сопряжённые с приобретением той черты характера, о которой вы мечтали; должны беспрерывно возвращаться е этим мыслям и воображать, что вы уже обладаете желанием. И тогда вы почувствуете, что желание в вас растёт и вы вскоре «захотите» обладать этой чертой, и желание будет всё расти и расти. А когда желание достигнет известной силы, вы почувствуете и достаточный прилив силы воли для исполнения задуманного. Воля следует за желанием. Взращивайте желание и вы всегда найдёте за ним волю, достаточную для его исполнения. Под давлением сильного желания люди совершали подвиги, граничащие с чудесным.
Если вас одолевают желания, которые вы находите вредными для себя, старайтесь отделаться от них измором и в то же время выращиванием противоположных желаний. Отказываясь думать о предосудительных желаниях, вы отказываете им в умственной пище, которая собственно и обусловливает их рост. Как можно погубить растение, отказывая ему в пище, почве и воде, так можно извести и предосудительное желание, отказывая ему в умственной пище. Помните это, ибо это чрезвычайно важно. Не позволяйте вашему уму останавливаться на таких желаниях и решительной рукой отведите в сторону ваше внимание, а главным образом ваше воображение; отвлеките их от данного предмета. Вначале это может потребовать проявления некоторой силы воли с вашей стороны, но чем дальше, тем будет легче, и каждая победа будет доставлять вам новую силу для новой борьбы. Но ни в каком случае не делайте уступок желанию, не входите с ним в компромисс, не соглашайтесь поддерживать эту идею. В борьбе подобного рода каждая победа прибавляет сил, каждое поражение убавляет их.
Отказываясь содержать предосудительного гостя, вы в то же время непременно должны взращивать желание совсем противоположного характера, прямо противоположное тому, которое стараетесь уничтожить. Рисуйте в своём воображении противоположное желание, почаще думайте о нём, заставляйте ваш ум с любовью останавливаться на нём, и пусть ваше воображение облечёт его в форму. Думайте о тех преимуществах, которые возникнут для вас, когда вы вполне овладеете им; вообразите, что уже наступил этот момент и что вы исполняете вашу новую роль в жизни во всеоружии вновь приобретённой силы.
Всё это постепенно приведёт вас к тому исходному пункту, когда вы «захотите» обладать этой силой. А затем вы должны быть готовы к следующему шагу, к следующей ступени, которую мы назовём «верой» или «доверчивым» ожиданием.
Но ведь веру, или доверчивое ожидание, не вызовешь по заказу, по крайней мере, у большинства людей, и в таких случаях их надо приобретать постепенно. Многие из читающих эти строки поймут то, что мы пытаемся здесь объяснить, и они будут иметь эту веру, а тем, у которых её не будет, мы советовали бы поупражняться на какой-нибудь пустячной умственной задаче, на какой-нибудь ничтожной черте характера; в такой борьбе победа даётся просто и легко. Затем они перешли бы к более трудным задачам, пока не приобрели бы той веры, или доверчивого ожидания, которые добываются путём настойчивой практики.
Чем больше веры, или доверчивого ожидания, человек вносит в дело воспитания характера, тем более блестящим будет успех. И это на основании точно установленных психологических законов. Вера, или доверчивое ожидание, расчищает умственную тропу и облегчает работу, тогда как сомнение, или отсутствие веры, замедляет её, служит препятствием, камнем преткновения. Сильное желание и вера — вот две первые ступени. Третья — сила воли.
Силу воли мы представляем себе не в виде сжатого кулака или нахмуренных бровей, как многие понимают слово «воля». Воля проявляется вовсе не таким путём. Настоящая воля приводится в действие тем, что мы приобретаем реальное познание нашего истинного «Я». Приказание исходит из этого центра власти и силы. Это голос «Я», необходимый в деле воспитания характера.
Итак, теперь вы готовы для работы, так как обладаете: 1) сильным желанием; 2) верой или доверчивым ожиданием; и 3) силой воли. С таким тройным оружием ничего, кроме успеха и нельзя ожидать.
А затем начинается настоящая работа. Прежде всего следует проложить колею для новой привычки характера. — Как, привычки? — спросите вы... Да, привычки. В этом слове весь секрет этого дела. Наши характеры созданы из унаследованных или приобретённых привычек. Подумайте об этом немного и вы убедитесь в истинности этого. Вы делаете то или другое, нисколько не думая о том, что вы делаете, только потому, что у вас вошло в привычку это делать. Вы поступаете известным образом опять-таки в силу привычки. Вы обыкновенно правдивы, честны, добродетельны, потому что вы создали в себе такие привычки. Вы сомневаетесь в этом... Посмотрите вокруг себя или вглянитесь в ваше собственное сердце, и вы увидите, что некоторые из ваших старых привычек исчезли и появились новые. Воспитание характера есть создание привычек, и изменение характера есть изменение привычек. Вам было бы не лишним запечатлеть этот факт в своём уме, ибо это даст вам ключ к уразумению многого, соприкасающегося с этим вопросом.
И при этом следует помнить, что привычка есть почти исключительно продукт подсознательного мышления. Правда, что привычки берут своё начало в сознательном уме, но раз установившись, они опускаются в глубины подсознательного мышления и затем делаются «второй натурой», которая, кстати сказать, часто бывает сильнее первоначальной природы. Герцог Веллингтон говорил, что привычка в десять раз сильнее натуры, и он вбивал привычки в своих солдат до тех пор, пока они не находили естественным действовать согласно с этими привычками, вбиваемыми в них во время учения. Дарвин рассказывает интересный случай, как привычка взяла верх над разумом. Он был убеждён, что у него так глубоко укоренилась привычка отбрасываться назад при внезапном приближении опасности, что как ни напрягал он силу воли, он не в состоянии был заставить себя стоять, прижавшись лицом к стеклянной клетке кобры в Зоологическом саду, когда змея бросалась на него, хотя он знал, что стекло очень толстое и он не подвергался никакой опасности, и хотя он напрягал всю силу своей воли. Но мы решаемся утверждать, что и от этой сильно въевшейся привычки можно было бы отделаться, постепенно упражняя подсознательное мышление и установив новую привычку в мыслях и действиях.
Работа по прокладке нового умственного пути совершается не только в то время, когда ощущается «хотение» приобрести новую привычку. По мнению йогов, главная часть работы происходит подсознательно в промежутки между приказаниями, и успех достигается именно этим путём, точно так, как и при решении задач, о чём мы подробно говорили в нашем последнем чтении. Как на пример, мы можем обратить наше внимание на некоторые приёмы при культивировании физических привычек. Урок в физическом упражнении, усвоенном учеником вечером, будет гораздо легче исполнен им на следующее утро, чем накануне, и ещё легче в следующий понедельник утром, чем в предшествовавшую субботу, после полудня. У немцев есть поговорка: «Мы учимся кататься на коньках летом, а плавать зимой». Это значит, что впечатление, переданное подсознательному мышлению, расширяется и углубляется во время покоя. Лучше всего часто передавать подсознательному уму сильные впечатления, то есть такие, на которых сосредоточено сильное внимание, о чём мы уже говорили в одном из чтений этой серии, и затем эти периоды чередовать с периодами отдыха для того, чтобы подсознательному уму было время справиться со своей задачей.
Один писатель выразился так: «Посеете действие, пожнёте привычку; посеете привычку, пожнёте характер; посеете характер, пожнёте судьбу», признавая таким образом привычку источником характера. Мы придерживаемся этой истины в деле воспитания детей, насаждая хорошие привычки путём упражнения, надзора и пр. Привычка, когда она уже установилась, действует, как побуждение, так что когда мы думаем, что поступаем известным образом без всякого мотива, мы на самом деле поступает под сильнейшим влиянием какой-нибудь твёрдо установившейся привычки. По словам Герберта Спенсера, «Честный человек делает то, что следует, не сознательно, не потому, что долг велит, а лишь чувствуя простое удовлетворение; и не успокоится, пока не сделает». Нам могут возразить, что если придерживаться идеи о привычке, как об основе характера, то придётся совсем отбросить идею о развитой нравственной совестливости, как говорит, например, об этом Джосая Ройс: «Установление организованной привычки не может ещё само по себе обеспечивать рост просвещённой нравственной совестливости». На это мы сказали бы, что мы неизбежно «хотим» привить себе высокий характер раньше, чем у нас создадутся данные привычки, и вот это-то «хотим» и есть признак скорее нравственной совестливости, нежели привычки. То же самое замечание применимо и к чувству долга, к «сознанию, что я должен поступать так-то». Мысль «я должен» возникает в сознательном уме вначале и побуждает к установлению привычки, хотя эта последняя некоторое время спустя становится автоматичной — материалом для подсознательного мышления, и не имеет никакой связи с «я должен», а уже относится к тому, что нам «нравится».
Таким образом мы видим, что это изменение, воспитание, формирование, создание характера близко соприкасается с установлением привычек. А каков, спрашивается, наилучший способ для установления привычек? На это йоги отвечают: «Представьте себе умственный образ и затем созидайте вокруг него вашу привычку». И в эту сжатую фразу они вложили целую систему.
Всё, что имеет форму, создано вокруг умственного образа — будь это умственный образ какого-нибудь человека, животного или хоть Абсолютного. Таково правило вселенной, и в деле воспитания характера мы лишь следуем установленному правилу. Когда мы хотим строить дом, мы прежде всего думаем о «доме» вообще, а затем уже думаем о том, какой дом нам надо строить, и наконец, входим в подробности, советуемся с архитектором, и тот составляет для нас план, который и есть его умственный образ, внушённый нашим умственным образом. Когда план выбран, мы обращаемся к строителю, и в конце концов, дом стоит выстроенный, олицетворяя собой объективированный умственный образ. И так с каждой созданной вещью — всё есть проявление умственного образа.
Если вы желаете привить себе известную черту характера, вы должны создать ясный, точный образ того, чем вы желаете быть. Это очень важный шаг. Нарисуйте ясную, точную картину, укрепите её в вашем уме и начинайте строить вокруг неё. Пусть ваши мысли сосредоточиваются на этой умственной картине; старайтесь вообразить, что вы уже обладаете желаемой чертой и проявляете её в действии. Проявляйте её в вашем воображении возможно чаще, настойчиво, постоянно, при всевозможных условиях и обстоятельствах. Продолжая действовать в этом направлении, вы вскоре же заметите, что начинаете выражать мысль в действии — объективируете субъективный умственный образ. Вам уже покажется «естественным» действовать всё более и более в согласии с вашим умственным образом, пока, наконец, новая привычка не водворится прочно в вашем уме и не станет вашим естественным способом действия и выражения.
Это вовсе не туманная, призрачная теория, а хорошо известный и доказанный психологический факт, и тысячи людей этим способом достигали удивительных результатов, стараясь исправить свой характер.
Этим путём можно не только возвысить свой характер, но даже отлить в ту или иную форму свою «будничную» личность, чтобы она более отвечала потребностям окружающих и нашим обязательным занятиям. У кого не хватает настойчивости, тот может добыть её; кто подвержен чувству страха, тот может заменить его чувством бесстрашия; у кого недостаёт самоуверенности, тот может приобрести её. Действительно, нет черты характера, которую нельзя было бы развить таким способом. С помощью этого метода людям удавалось буквально «в корень переделывать свою личность». Большим препятствием служило то обстоятельство, что многие не в состоянии были понять, что они могут осуществить эту задачу. Они думали, что им суждено навсегда оставаться такими, какими они были. Они не понимали, что созидательная работа ещё не окончена и что в них самих таится созидательная сила, вполне отвечающая данному случаю. Постигнув эту истину и испытав её на практике, человек становится совсем другим существом. Он считает себя выше окружающей среды и процесса воспитания — он находит, что он вырос из этих условий; он сам служит себе средой и сам воспитывает себя.
В некоторых больших английских и американских школах воспитанники, развившие в себе и проявляющие способность владеть собой и контролировать свои поступки, вносятся в списки особого, так называемого «самоуправляющегося класса». Они ведут себя так, как будто они запечатлели в своей памяти следующий афоризм Герберта Спенсера: «Высшая способность самоконтроля есть одно из совершенных качеств идеального человека. Не поддаваться без разбору всяким импульсам, не бросаться туда и сюда в угоду каждому своему желанию, но быть сдержанным, уравновешенным, управляемым правильным решением чувств, собравшихся на совет... вот именно чего старается добиться нравственное воспитание». А желание пишущего эти строки — поместить каждого из читателей в «самоуправляющийся класс».
В статье, ограниченной рамками одного чтения, мы не можем дать руководства по развитию характера в его применении к специальным потребностям каждого индивидуума. Но мы думаем, что достаточно всего, сказанного нами об этом предмете, чтобы изучающий Йогу понял, какого метода он должен держаться, вырабатывая сам для себя такое руководство и следуя при этом вышеизложенным общим правилам. Однако, в помощь ему мы мы можем дать краткую инструкцию культивирования одной желательной черты характера. Общий план этой инструкции может отвечать всяким потребностям в каком угодно случае, если действовать со смыслом. Избранный нами случай относится к лицу, стремившемуся к оккультному развитию и страдавшему — приводим собственные его слова — «отсутствием нравственного мужества, самоуверенности; неспособностью держаться с достоинством в присутствии других людей; неспособностью сказать »нет«; чувством самоунижения в сравнении с теми, с которыми я прихожу в соприкосновение». Вот краткий набросок практического курса, рекомендованного в данном случае:
Предварительная мысль. Вы должны прочно установить в вашем уме тот факт, что вы равны каждому человеку. Вы исходите из одного источника. Вы — выражение той же самой Единой Жизни. В глазах Абсолютного вы равны какому бы то ни было человеку, даже самому высокопоставленному в стране. Истина — это «вещи, какими их видит Бог», и следовательно, воистину вы и тот человек равны и, в конце концов, составляете одно. Всякое чувство самоунижения есть обман, заблуждение, ложь, и ему нет места в Истине. Помните это, когда вы находитесь в обществе других, и сознайте, что жизненное начало в вас говорит жизненному началу в них. Пусть жизненное начало протекает через вас, вы же старайтесь забыть вашу собственную особу. И в то же время пытайтесь разглядеть жизненное начало за личностью того человека, в присутствии которого вы находитесь; за его личностью стоит жизненное начало точно так же, как и за вашей — не более, ни менее. Оба вы — едины в Истине. Пусть сознание вашего «Я» льёт свои лучи, и вы испытаете подъём и чувство мужества, точно так же, как и тот человек, с которым вы говорите. Вы имеете в самом себе источник мужества нравственного и физического, и вам нечего бояться; бесстрашие — ваше божественное наследие, и вы должны воспользоваться им. Вы обладаете самосознанием, потому что божественная ваша сущность есть «Я», живущее внутри нас; истинное «Я» не есть ваша ничтожная личность, и вы должны иметь доверие к этому истинному «Я». Удалитесь в самого себя, пока вы не почувствуете присутствия в себе «Я», и тогда у вас явится уверенность в себе, которую ничто не в состоянии поколебать или смутить. Раз вы достигнете прочного сознания своего «Я», вы в состоянии будете держаться с достоинством. Раз вы поймёте, что вы центр силы, вам уже нетрудно будет сказать «нет», когда это понадобится. Раз вы постигнете вашу истинную природу — ваше подлинное «Я» — у вас уже исчезнет всякое чувство самоунижения, и вы будете знать, что вы — проявление Единой Жизни, и что за вами стоят сила, могущество и величие космоса. Начните с сознания вашего истинного «Я», а затем упражняйте свой ум с помощью следующих методов.
Словесные образы. Трудно уму возводить свои построения вокруг какой-нибудь идеи, если она не выражена словами. Слово есть центр идеи подобно тому, как идея есть центр умственного образа, а умственный образ — центр растущей умственной привычки. Поэтому йоги всегда придают большое значение употреблению слов при выработке тех или иных желательных черт характера. В том частном случае, о котором идёт речь, мы посоветовали бы вам держать перед глазами несколько слов, кристаллизирующую главную мысль, а именно: «Я есмь»; мужество; уверенность в себе; чувство собственного достоинства; твёрдость; равенство. Запечатлейте эти слова в вашей памяти, а затем попробуйте установить в вашем уме ясное понятие о значении каждого слова так, чтобы каждое из них представляло собой живую идею, когда вы его произнесёте. Остерегайтесь повторять их, как попугай или фонограф. Пусть значение каждого слова стоит ясно перед вами, чтобы, повторяя его, вы чувствовали его значение. Повторяйте слова как можно чаще, как только представится случай, и вы вскоре же заметите, что они действуют на вас, как сильное умственное тоническое средство, укрепляющее и возбуждающее энергию. И каждый раз, когда вы со смыслом повторили эти слова, знайте, что вы уже сделали нечто для расчищения той умственной стези, по которой намереваетесь путешествовать.
Упражнения. В свободную минуту, когда вы можете предаваться «дневным грёзам» без ущерба для своих житейских дел, дайте простор своему воображению и представьте себя как бы уже обладателем качеств, указанных в вышепоименованных словах. Вообразите, будто вы находитесь в самом затруднительном положении и используете желательные качества, проявляете их вполне; будто вы отлично исполняете свою роль, выказывая эти качества. Не стыдитесь предаваться этим мечтам: они служат провозвестниками того, что должно за ними последовать, и вы как бы лишь репетируете вашу роль накануне представления. Практика ведёт к совершенствованию, и если вы привыкнете действовать известным образом в вашем воображении, вам легче будет исполнить свою роль, когда наступит день настоящего представления. Многим из вас это может показаться ребячеством, но если у вас есть знакомый актёр, спросите его — он наверно посоветует вам то же самое. Он вам скажет, чт`о практика даёт человеку в этом смысле, и подтвердит, что репетиции так прочно запечатлевают в уме характер какого-нибудь действующего лица, что затем бывает трудно от него отделаться. Тщательно выбирайте ту роль, которую вы желаете играть — тот характер, который вы желаете назвать своим — и прочно установив его в вашем уме, упражняйтесь, упражняйтесь и упражняйтесь. Держите ваш идеал постоянно перед собой и старайтесь врасти в него; терпением и настойчивостью вы добьётесь успеха.
Мало того. Не ограничивайте ваших упражнений простыми, частными репетициями; вам нужны и генеральные, и публичные репетиции. Поэтому когда дело будет уже в ходу, упражняйте растущие в вас привычки характера в вашей ежедневной жизни. Вначале пробуйте ваши силы на маленьких, ничтожных делах и вы увидите, что в состоянии преодолеть затруднения, которые раньше вас беспокоили. Вы будете сознавать, что у вас изнутри растёт сила и могущество и что вы уже совсем другой человек. Выражайте вашу мысль в действии, как только представится удобный случай, но не пытайтесь искусственно создавать эти случаи для того, чтобы пробовать свои силы; не вынуждайте, например, людей просить вас о каком-нибудь одолжении для того только, чтобы вы могли сказать «нет». Случаи сами собой представятся. Привыкайте смотреть людям в глаза и чувствовать, что за вами и в вас самих — сила. Вы вскоре же будете в состоянии различить истинного человека за маской его личности и поймёте, что он есть лишь частица Единой Жизни, глядящая на другую такую же частицу, и что, следовательно, нам нечего бояться. И такое осознание вашего истинного «Я» даст вам возможность держаться хладнокровно, с достоинством в трудные минуты жизни, если только вы отбросите ваш ложный взгляд на вашу личность. Забудьте на время о самом себе — о вашей незначительной личности — и обратите ваше внимание на мировое «Я», частицу которого вы составляете. Всё, что до сих пор вас мучило, относится лишь к вашей личной жизни, и всё это призрак с точки зрения жизни мировой.
Вводите как можно чаще мировую жизнь в вашу повседневную жизнь; мировая жизнь входит в неё так же, как и всюду и, в конце концов, она окажется твердыней и убежищем для вас в тревожные минуты вашей деловой жизни.
Помните всегда, что «Я» — господин своих умственных состояний и привычек и что воля — непосредственное орудие «Я» и всегда готова к его услугам. Пусть ваша душа будет полна сильного желания привить себе те умственные привычки, которые сделают вас сильным. Цель природы — создавать сильные индивидуальные выражения её самой, и она с радостью будет помогать вам сделаться сильным. Человек, желающий стать сильным, всегда найдёт за собой могучие силы, которые помогут ему в его работе, ибо разве он не способствует осуществлению одной из любимых целей природы, из-за которой она боролась многие века? Всё, что содействует осуществлению и выражению вашего господства, стремится придать вам силы и предоставлять в ваше распоряжение помощь природы. Вы можете наблюдать в вашей ежедневной жизни, что природа предпочитает сильных индивидуумов и с восторгом подталкивает их вперёд. Под словом господство мы, конечно, разумеем господство над своей собственной низшей природой, точно так же, как и над внешней природой. «Я» — господин; не забывайте этого и постоянно твердите это. Да будет с вами мир.
Мантра, или утверждение
Я господин моих умственных привычек; я контролирую мой характер. Я хочу быть сильным и зову все силы моей природы у себе на помощь.
Чтение XII