Глава 9 эволюционное развитие, или вверх приставным шагом 1 страница
Мы разобрали деление энергетического потока на семь широких полос, соответствующих телам (атманическое, буддхиальное и т. д.), а в пределах каждого из тел — на семь уровней, именуемых чакрами. Однако и чакра в рамках определенного тела охватывает довольно широкий спектр различных вибраций, поэтому в оккультизме существует деление спектра всех частот каждой чакры на семь частей, называемых ниже планами, а каждый план, в свою очередь, делится на семь подпланов. Планы и подпланы также идентифицируются названиями чакр. Таким образом, уточненный уровень вибраций энергетического потока может называться, например, так: ментальная свадхистхана-манипура-вишудха. Здесь сначала указано тело (ментальное), затем его общий уровень, то есть чакра (свадхистхана), затем ее план (манипура), и наконец, его подплан (вишудха).
В этой номенклатуре имеется 74 = 2401 возможных, и автор, конечно, не в состоянии описать их все, тем более что в каждый момент времени у человека на разных телах могут быть включены разные чакры (также планы и подпланы), так что число (принципиально) возможных его энергетических состояний равно (73)7 = 3437 = 6 ´ 1017, то есть число с семнадцатью нулями, уму непостижимое.
Поэтому автор ограничится по большей части описанием уровней типа чакра-план, не специфицируя тело, к которому описание относится, и подпланов (это в качестве приятного упражнения он оставляет читателю). Однако перед тем как переходить к подробным описаниям, следует сделать несколько общих замечаний.
Чакры дают естественное деление процесса развития человека (вообще говоря, любой системы или объекта) на семь основных фаз или этапов.
Первая фаза — муладхара — это фаза рождения (часто в борьбе) и выживания системы; для нее характерна чистая радость существования, которое вовсе не тривиально, поскольку вопрос: жить или не жить — совсем недавно стоял очень остро. Эта чакра (и фаза) характерна для революционеров всех видов. Для нее очень актуален вопрос о средствах, так как они в большой мере определяют будущее развитие родившейся системы.
Вторая — свадхистханная — фаза развития заключается в закреплении системы на уровне устойчивого существования; здесь важную роль играет ее воспроизводство (для животного мира это воспроизведение себе подобных, для автомобильной индустрии — система мастерских и асфальтовых дорог). На этой фазе проблемы выживания сменяются проблемами пышного развития, которое сначала мыслится в рамках первоначальной идеи, но довольно быстро изменяет ее, иногда до неузнаваемости, поскольку обнаруживаются многие неучтенные обстоятельства, или несущественные детали приобретают первостепенное значение; по поводу этой фазы часто можно услышать реплику «жизнь берет свое». Если муладхара представляет радость спасения от гибели, то свадхистхана — радость жизни, уверенной в себе и своем завтрашнем дне. Это, может быть, не полное изобилие, но уж точно не голод.
Третья — манипурная — фаза развития обнаруживает новый идеал — это усиление: если свадхистхана празднует пышность кроны, то манипура озабочена толщиной ствола. Когда страна богатеет (свадхистхана), она в некоторый момент начинает заботится о вооружении и защите от врагов: внешних и внутренних. На свет выплывает волшебное слово «власть» как предмет основного вожделения; в качестве инструмента власти появляется та или иная жесткая структура, например, страна обзаводится армией, административным аппаратом управления и системой тюрем; человек придумывает себе жесткие правила жизни и контроля над собой.
Четвертая — анахатная — фаза развития — это высветление системы, в которой обнаруживается Божественный замысел и смысл. Здесь бог еще не виден ясно, но Его присутствие ощущается во всем: система исполняется благодати и некоторого скрытого высокого звучания и значения. Видно, что система сделана по Божьему замыслу, и в ней проявилась Его любовь, хотя сказать, в чем именно, может быть трудно. Такие чувства вызывает птенчик, еще не выпорхнувший из гнезда — что из него выйдет, пока непонятно, но Божье участие в его творении несомненно.
Пятая — вишудховская — фаза развития представляет совершенное оформление системы — религия, например, обретает вид, пригодный для человечества и удобно вкладывающийся в жизнь; ритуалы, обряды — словом, оцерковляется. Здесь первоначальная идея получает адекватное воплощение в формах, но отделена от остального мира. Самолет построен и очень красив, но пока не летает, а стоит в ангаре.
Шестая — аджновская — фаза развития подготавливает систему ко включению в окружающий ее мир как элемент; при этом происходит ее полное переосмысление, и обнаруживается масса новых, неожиданных для ее создателей качеств и свойств как ее элементов, так и возможностей системы в целом. Пробные запуски самолета обнаруживает, что он устойчив в полете, с него отлично можно снимать карту местности, охотится на волков и опылять поля. Он проходит всевозможные испытания, сопрягаясь с различными другими объектами и подсистемами Аэрофлота: воздухом, тучами, дорожками аэродромов и т. д.
Седьмая — сахасрарная фаза — обнаруживает явное присутствие высшей воли, создавшей систему как элемент Целого. При этом система обнаруживает способность выполнять уникальные, лишь ей свойственные функции в рамках функционирования Целого, являясь в то же время символом и подобием. Происходит видимое наполнение системы высшим смыслом существования, и в нерасчлененном синтезе с Целым она обретает полноту бытия. Самолет заправляется горючим, берет на борт пассажиров и по графику осуществляет полет, радостно ощущая себя незаменимой структурной единицей Аэрофлота, неразрывно связанной со всеми остальными.
Каждый человек (как и общество в целом, а также любая группа людей — семья, коллектив завода, страна, этнос) находятся на некотором эволюционном уровне, который характеризуется чакрой или, более точно, триадой: уровень-план-подплан. По мере развития этот уточненный уровень меняется — в целом возрастает, но иногда на какое-то время уменьшается (под возрастанием понимается движение от муладхары к сахасраре, так что, например, человек анахаты стоит эволюционно выше человека свадхистханы; при равенстве уровней следует сравнивать планы, если и они совпадают, то подпланы). Однако, хотя даже в рамках уточненного уровня, то есть подплана, находится довольно широкая полоса вибраций энергетического потока, и, вообще говоря, его освоение может занять много времени (иногда несколько воплощений), тем не менее, «широк человек», как выразился Федор Достоевский, и многие люди рассредоточены на эволюционной лестнице, то есть в некоторых ситуациях находятся на одном уточненном уровне, а в некоторых — на другом, причем не обязательно соседнем (в смысле — отличающемся на один подплан). Здесь автор имеет в виду не кратковременные медитативные подъемы вверх, случающиеся в жизни каждого человека, но именно раздвоенность (реже растроенность) основного существования, когда в человеке постоянно ощущаются вибрации двух (или более) разных уровней.
Эволюционное развитие в целом идет по такой схеме: к следующему плану человек переходит, лишь освоив все подпланы данного; то же относится к эволюционной чакре; однако фактически наблюдается постоянные прыжки вверх на план или даже на чакру, при том, что многие предшествующие уровни не проработаны, а иногда человек имеет о них самое туманное представление (иногда и вовсе никакого). Тогда через некоторое время происходит падение вниз, но не обязательно на то уровень, с которого произошел прыжок. Подобные прыжки вверх и провалы вниз заложены в программу эволюции мира и всех его объектов и систем, включая человека и общество, и не являются следствием одной лишь их торопливости и лени. Временный подъем высоко вверх показывает человеку воочию цель, к которой он может (если, конечно, захочет) стремиться, и помогает правильно расставить акценты в его основной реальности, которая сама по себе, без перспектив развития, часто воспринимается им достаточно уныло.
Чакры раскрываются, то есть делаются способными пропускать сильный энергетический поток, по мере эволюционного развития человека; тем не менее, даже у самого низкоразвитого homo sapiens все они приоткрыты хотя бы чуть-чуть, а в некоторые моменты его жизни могут раскрываться довольно сильно. Развитый человек отличается от неразвитого некоторой средней величиной раскрытия чакр, а гармоничный от дисгармоничного равномерностью их раскрытия и отсутствием повреждений, которые делает энергетический поток через чакру вихревым. При эволюционных прыжках неподготовленные чакры открываются как бы насильно, как цветок из несозревшего бутона, и хотя могут какое-то время пропускать сильный поток, но человеку трудно его держать вследствие сильных дисгармоничных эффектов его внешней и внутренней жизни, сопутствующих турбулентности этого потока. Провалившись обратно на исходный уровень или рядом с ним, человек испытывает смешанные чувства разочарования — и облегчения: все-таки та жизнь была не для него. Так ощущает себя бывший начальник отдела, которого административная волна вынесла в кресло замминистра, а потом отшвырнула обратно в родной институт.
Не вполне правильно говорить о раскрытии чакр вообще. Нужно, во-первых, указывать конкретное тело человека, о котором идет речь, поскольку, например, ментальная вишудха и физическая вишудха могут быть развиты совершенно по-разному (совершенство мысли и физического тела в наше время редко сопутствуют друг другу) и, во-вторых, уточнять, идет ли речь об уровне, плане или подплане, поскольку сахасрара как чакра некоторого тела может быть развита слабо, а как план, например, свадхистханы, раскрыта — народная религиозность служит тому ярким примером. Религиозен ли народ? Вообще не очень — с точки зрения, например, святого — по-своему, то есть на своем уровне развития (свадхистхана) все в порядке: религия входит в его жизнь достаточно значимо и сущностно, то есть сахасрара как план свадхистханы в данном случае раскрыта гораздо шире, нежели сама сахасрара (в данном случае неважно, о каком народном теле идет речь: каузальном, ментальном, астральном).
Как же проявляются вибрации эволюционной чакры, плана и подплана, определяющие уточненный уровень человека?
В целом, эволюционную чакру можно представлять себе как вибрацию, которая составляет основной фон жизни человека (точнее, некоторого его тела), это его среда или, так сказать, воздух, которым он дышит. Эта вибрация становится для него ощутимой лишь по контрасту с людьми или ситуациями, находящимися на ином уровне: вибрации более низких чакр человек ощутит как слишком для себя грубые или грязные, более высоких — как слишком чистую и разреженную атмосферу, в которой нечем дышать и не на что опереться. Однако по большей части вибраций своей эволюционной чакры человек не замечает.
Напротив, вибрации плана человек ощущает очень остро — они составляют пафос, то есть основной акцент, или главное содержание его жизни. Люди одной чакры, но разных планов могут найти друг с другом общий язык, но они всегда ощущают большую разницу в главных направлениях своей жизни, идеалах, общих устремлениях и способах достижения цели. Это разница между интеллигентом гуманитарным и техническим, директором крупного объединения и мелким служащим, генералом и солдатом.
Вибрации подплана определяют стиль жизни человека и характер средств, используемых им для достижения соей цели, и людьми, находящимися в пределах его эволюционной чакры и плана воспринимаются обычно терпимо, хотя человек более высокого подплана часто смотрит на человека более низкого подплана снисходительно-свысока: второй первому более чем понятен, и обоим ясно, что до уровня первого второму еще расти и расти.
Теперь рассмотрим краткие характеристики эволюционных уровней, планов и подпланов, так сказать, самих по себе.
Эволюционные уровни
Муладхара — человек выживающий, основной фон жизни которого составляет борьба за существование в самом буквальном смысле. Окружающая его среда настолько ему враждебна, что составляет постоянный источник опасности для жизни. Это дикарь, первобытный человек, раб, солдат, зэк, иногда первопроходец.
Свадхистхана — человек живущий: это означает, что проблема выживания решена и есть уверенность в завтрашнем дне — для себя и своей семьи. Здесь окружающая его среда дружелюбна, или, во всяком случае, не представляет существенной опасности для жизни, и дает в то же время условия для пышного расцветания и размножения — были бы желание и энергия; впрочем, и почти ничего не делая, здесь можно иметь вполне пристойную жизнь.
Манипура — человек управляющий: здесь основной фон жизни — соревнование в силе с природой и себе подобными. Та природа, которая на свадхистхане щедро кормила теперь должна быть «покорена» и «управляема»; люди, которые вполне мирно жили общиной, внезапно свирепеют и хотя властвовать друг над другом; интриги с целью получения такой власти становятся естественным фоном жизни во всех ее проявлениях.
Анахата — человек любящий; здесь основной фон жизни человека — неизреченная любовь, которую он ощущает устремленной к нему отовсюду. Конечно, на этом фоне могут случаться любые события, но Божественный свет, озаряющий все происходящее, никогда не меркнет. Этот свет идет и от самого человека, но для окружающих уровня манипуры он несколько холоден (хотя, конечно, приятен) и разрежен: с их точки зрения, высшая любовь хороша в умеренных количествах, как тонкий соус к жаркому. Для самого же человека анахаты этот свет представляет основу жизни, и в его отсутствие он буквально задыхается. Любовь к миру для него есть истинное содержание всех его действий и поступков, но на уровне анахаты она не находит в них отчетливого выражения, и чтобы ее ощутить, нужно быть соответственно настроенным. Только тогда явно обнаружится ее истинная сила.
Вишудха — человек достигший, или мастер, умеющий найти точное выражение свету энергий высокого эгрегора, его ведущего. Глядя на этого человека, его поведение, жесты, действия, кажется, что лицезреешь явленное чудо: они настолько совершенны, как будто Кришна снова воплотился на земле. Рядом с таким человеком меркнет окружающий его мир, поэтому обычно его стараются как-то изолировать, например, поместить на сцену, в то время как окружающие скромно занимают свои места в зрительном зале и стараются не мешать. На этот уровень выходят великие: красавицы (физическая вишудха), мимы (эфирная вишудха — совершенство жеста), актеры (астральная вишудха — совершенное выражение эмоций), просветители (ментальная вишудха — совершенное оформление мысли), политики и финансисты (каузальная вишудха — совершенное управление потоком событий), психологи и моралисты (буддхиальная вишудха — совершенное оформление жизненных взглядов и позиций), и религиозные проповедники (атманическая вишудха — совершенное оформление высшего идеала и целей жизни).
Аджна — человек мудро-разносторонний, подключенный ко многим высоким эгрегорам и сумевший наладить контакт между ними, находясь с каждым в отдельности на уровне вишудхи; так сказать, высший эгрегориальный дипломат, или синтетик. На физическом тел это, например, мастер — золотые руки, освоивший в совершенстве многочисленные технологии и способный подковать блоху с программным управлением, на эфирном — спортсмен-многоборец, на астральном — писатель, создающий симфонии из эмоциональных проявлений своих героев, на ментальном — ученый, работающий на стыке наук и создающий синтетические концепции и модели, на каузальном — гениальный дипломат, крупный политик-международник, на буддхиальном — человек, согласующий взаимную этику различных высоких эгрегоров, например, находящий общий язык между недружественными народами, на атманическом — создатель сильной религии, объединяющей самые разные секты и течения (экуменист).
Сахасрара — человек Божий. Здесь главная цель достигнута — человек сливается со Вселенной, и через каждое его движение и проявление непосредственно транслируются вибрации Абсолюта. Ключевые слова: полнота, единство с миром, мистический восторг бытия.
Важно понимать, что описанная иерархия скрыта от глаз невнимательного наблюдателя. Более или менее адекватно человек способен воспринимать вибрации трех уровней: своей эволюционной чакры и (с трудом) двух с ней соседних, остальные же потоки находятся для него в области сказок, фантазий, легенд или рассказов путешественников о жизни аборигенов Центральной Африки. Людям, по своему эволюционному уровню отличающимся на две чакры, (например, человеку манипуры и человеку вишудхи) очень трудно найти общий язык — реально между ними возможен только один вид контакта: высокое духовное учительство, когда один представляет для другого чудом материализовавшийся идеал, к которому можно подходить лишь с величайшим благоговением, изредка и не на слишком близкое расстояние. В современной западной цивилизации такие отношения не приняты, что очень ее обедняет и сдерживает ее развитие, поскольку высокое духовное учительство и ученичество свойственны природе человека, и одного лишь высокого Учения ему, как правило, недостаточно — ему нужен также и живой Учитель.
Эволюционная разница в чакру дает паре возможность взаимопонимания, но при условии, что оба человека всегда ее осознают и имеют в виду; фактически это отношения практического духовного учительства, хотят это признавать партнеры или нет; попытки игнорирования разницы в эволюционном уровне хотя бы одним из них быстро ведут к плачевным результатам. Здесь ведущие эгрегоры очень четко распределяют роли, и людям ничего не остается, как подчиниться, иначе они вступают в конфликт уже не только (и не столько) друг с другом, сколько с волей обоих эгрегоров.
Теперь рассмотрим характерные вибрации различных планов. Они определяют пафос, или основное содержание жизни и деятельности человека (системы).
Муладхарный план дает пафос удержания только что достигнутого, борьбы с врагами, пытающимися это отобрать и отбросить человека с позиций, которые он с таким трудом и лишениями завоевывал; таков, в частности, пафос революции. Основное содержание муладхарного плана — первого плана новой чакры — это борьба с силами (внешними и внутренними), пытающимися стянуть человека на уровень предшествующей чакры. Например, при переходе от свадхистханы к манипуре, то есть на уровне манипура-муладхара человек борется с собственной ленью, праздностью и ленивым паразитизмом, а при переходе от манипуры к анахате, то есть на уровне анахата-муладхара, его основные искушения — это жесткость, непримиримость и агрессия.
Свадхистханный план — это пафос устойчивой самоподдерживающейся жизни, пожинания плодов успеха предшествующего плана. Изобилие, радость, освоение бесплатно полученного наследства. Здесь усилия быстро дают результат, и акцент стоит явно не нем, а не на предварительной работе. Так дети революционеров и нуворишей очень плохо понимают своих родителей, умея превратить в праздник что угодно, а реальные страдания и каторжный труд предшествующего поколения — в красивую легенду, в которую подлинные участники с их навязчивыми воспоминаниями вписываются довольно плохо.
Манипурный план дает пафос усиления, создания устойчивой структуры, или системы управления, поддерживающей достижения, можно даже сказать, расцвет жизни на предшествующем плане, которая, конечно, была во многом хаотична и неорганизована. Эта устойчивая структура, однако, тяготеет к некоторой жесткости и начинает со временем угрожать той самой жизни, для пущего преуспеяния которой она была создана, и в известной степени на ней паразитировать. По поводу этого этапа развития было сказано: «За что боролись, на то и напоролись».
Анахатный план — это пафос любви возвышенной, так, как человек ее понимает, просветления и чистоты: здесь качество явно предпочтительнее количества (этим анахата отличается от свадхистханы). На этом плане становится понятным, что без Божьего благословения ничего хорошего не получается, и человек начинает инстинктивно искать это благословение и заниматься лишь тем, на что его получает. На этом плане структуры манипурного плана частично отмирают, а остальные преображаются и получают совершенное иной смысл и функции, чем при своем создании.
Вишудховский план имеет пафос совершенного воплощения реальности, интуитивно прозреваемой на предшествующем плане анахаты. Это могут быть безупречные технологии, инструменты, теории или движения, но в любом случае они вполне реальны (то есть находятся на вибрациях соответствующего тела) и производят впечатление чуда, каковым в некотором роде и являются. На свадхистхане-вишудхе находятся, например, высококачественные ремесленные изделий, на манипуре-вишудхе — совершенная система регулирования капиталистической экономики, на анахате-вишудхе — музыкант-любитель.
Аджновский план — это пафос объединения, стремления к синтезу разнородных течений, групп и т. п., достигших совершенного проявления на плане вишудхи. Теперь им становится тесно и скучновато в пределах своих эгрегоров, и они хотят обогатиться за счет взаимных внешних обманов, а затем объединиться, найдя некоторую общую точку сборки. Свадхистхана-аджна — объединение раздробленных феодальных поместий по экономическим соображениям, манипура-аджна — объединение стран в военные блоки по политическим, также экуменическое движение церквей (уровня манипуры).
Сахасрарный план дает пафос погружения в единую объемлющую реальность: эксплуатация, приложение теории к практике, включение элемента в систему. Свадхистхана-сахасрара — объединяющиеся под религиозной или национальной эгидой мелкие княжества образуют государство, которое гармонично включается в мировое содружество.
И, наконец, подпланы: они определяют стиль и средства, то есть способ оформления жизни и усилий человека и отнюдь не безразличны для эволюции: каждый человек должен прикладывать свои усилия в стиле своего эволюционного подплана, чего часто не понимают или не хотят признавать окружающие, родители и вообще жесткие, «негуманистические» социальные структуры.
Муладхарный подплан — это стиль борьбы за что-то или против чего-то, удержания уровня в трудных условиях, методы угроз, подавления, голодовок, «локтей» на манипуре и аскетизма на анахате, сугубой самостоятельности.
Свадхистханный подплан — стиль красивой жизни с излишествами, методы взяток и подкупа (что гораздо приятнее муладхарного шантажа), «руки», принятия и дачи помощи и благотворительности, расширения возможностей за чужой счет или другим людям.
Манипурный подплан — стиль давления, принуждения, использования вспомогательных средств (инструментов) и промежуточных цепочек, то есть опосредование, а также всевозможное структурирование как метод решения задач.
Анахатный подплан — стиль ненавязчивости, невмешательства, априорно доброжелательного отношения, вежливости как стремления адекватно воспринять другого и говорить с ним корректно и на понятном ему языке. На невнимательного наблюдателя может производить впечатление аморфности, особенно если в социуме принят стиль манипурного подплана. Методы взаимных уступок, разумных компромиссов, поисков «мира без аннексий и контрибуций». Там, где манипура требует, анахата просит, и нередко с большим эффектом.
Вишудховский подплан — это стиль блестящий, методы, доведенные до совершенства. Ключевые слова эффективность, точность, адекватность, безукоризненность.
Аджновский подплан — методы сочетания самых разнородных объектов. Комплексный, синтетический подход, «с миру по нитке», поиск неожиданных сочетаний, принципиально новых взглядов, позиций и решений. «Научный», или антидогматический подход.
Сахасрарный подплан — стиль погружения в реальность и импровизации, включения прежде изолированного объекта в объемлющую его систему. При этом некоторые проблемы снимаются как несущественные, а другие видоизменяются, но зато возникают системные затруднения, которые должны быть решены. Это, например, обучение методом погружения, групповая психотерапия по Карлу Роджерсу. Так закомплексованного подростка родители отправляют на лето в трудовой лагерь: поживи сам и Бог тебе в помощь.
Ошибки в оценках эволюционного уровня (своего и других людей) чаще всего связаны с инверсией чакры и плана, или плана и подплана, поскольку ключевые слова чакр в одноименных плане и подплане часто повторяются, но все же имеют различное значение, например, «совершенство» вишудхи как плана и подплана совершенно различно (не говоря об уровне «большой» вишудхи, то есть соответствующей чакры). Например, пианист уровня манипура-манипура-вишудха может владеть прекрасной техникой игры, но его музыка будет исключительно «силовой», ударной, сродни барабану, и будет очень сильно отличаться от исполнения его собрата уровня манипура-вишудха-манипура, которая будет ощущаться как совершенная (в рамках, например, романтизма, соответствующего общему манипурному уровню), и ее сила будет ощущаться именно как яркость проявления этого совершенства. Мастер фортепианной игры уровня вишудха-манипура-манипура будет исполнять определенную классическую музыку, истинная сила которой будет воспринята очень немногими (людьми анахаты), но они получат от нее значительную нравственную и эмоциональную поддержку, кроме того, эти вибрации найдут некоторый отклик и у людей двойной манипуры, особенно с подпланом вишудхи, то есть манипуры-манипуры-вишудхи, которым нравится что-то в «манере исполнения», несмотря на трудность для восприятия самой музыки.
Человек уровня тройной манипуры (манипура-манипура-манипура) — это, например, жесткий начальник. Сменив стиль (подплан) на анахату, он станет вежливым, корректным начальником, но основное содержание его деятельности — трансляция воли и поддержание функционирования жесткой иерархической системы — не изменится: пафос уровня манипура-манипура-анахата — это все равно давление и принуждение, хотя и в корректной форме. Интеллигентом называется человек, чей пафос — любовь, то есть анахата, но как план манипуры. Манипура-анахата-манипура — стойкий интеллигент, твердо исповедующий свои гуманистические принципы, несмотря на давления окружающей среды. Ему, однако, плохо понятна сила святого, находящегося на уровне анахата-манипура-манипура, чьи действия могут быть довольно жесткими, но никогда не получают отпора, так как пробуждают у окружающих совесть — таким умением интеллигент похвастаться не может, хотя она играет большую роль в его собственной жизни, в отличие от трижды манипурного начальника.
Приведенные выше описания касались преимущественно каузального тела; как выглядит эволюционное развитие на других телах, читатель с большой пользой для себя представит сам. Автор переходит к пробежке по эволюционной лестнице снизу вверх, пытаясь кратко охарактеризовать планы каждой чакры.
Муладхара
Муладхара — это чакра, которая в настоящее время, к сожалению, характеризует жизнь многих людей на планете, чье основное занятие — борьба за выживание в тяжелых условиях. На муладхару опускается страна, участвующая в большой войне, попадающая в природные катаклизмы, крупные стихийные бедствия, неурожай или тяжелые политические режимы (кровавая диктатура). Однако, ничуть не лучше смерть духовная, перекрытие канала из атманического тела в высокий эгрегор.
Муладхара-муладхара
Воин в смертельном бою.
Подплан покажет стиль сражения воина: муладхара — безжалостный (беспощадный) воин; свадхистхана — добрый воин; манипура — могучий воин; анахата — благородный воин; вишудха — безупречный воин; аджна — осмотрительный воин; и сахасрара — безличный воин.
Этот уровень подробно разбирается в «Бхагавад-Гите»: над всей поэмой постоянно стоят фон муладхары (сражение) и ее пафос (смерть участников). Поначалу Арджуна стоит на позициях муладхары-муладхары-свадхистханы: ему жаль убивать своих близких родственников и наставников; Кришна же терпеливо объясняет ему, что высшая любовь воина — сражение на подплане сахасрары, когда его рукой водит сам Кришна, завершая на физическом плане то, что он уже сделал в тонком. Однако непосредственно в момент гибели (своей или врага — для истинного воина здесь нет различия) подплан падает до муладхарного. Задержка на свадхистханном подплане — агония. Другие примеры вибраций муладхары-муладхары: первые часы жизни новорожденного, операционный стол. На атманическом теле — первые проблески веры в душе неверующего, когда Бог является ему в виде тончайшего, еле уловимого ощущения, которое ему нужно очень тщательно охранять, как огонь чуть тлеющей, но явно волшебной лучины. На ментальном теле — первый проблеск мысли, зарождающегося на совершенно пустом месте понимания. Физическая муладхара-муладхара первый крик младенца: «Жив!»; далее скоро следуют муладхара-муладхара-свадхистхана: дышит, берет грудь, можно отдавать матери; муладхара-муладхара-манипура: окреп, держит головку и т. д.
На астральной муладхаре-муладхаре оказывается преданная жена, которой муж внезапно объявляет, что он уходит к другой женщине. Подплан определит конкретную эмоциональную реакцию: на муладхарном подплане (то есть на астральной муладхаре-муладхаре-муладхаре) она в отчаянии воскликнет «Но я же умру без тебя!» — и замолчит; на свадхистханном подплане разразится ручьями слез, вызывая к себе чувство острой жалости; на манипурном подплане устроит скандал; на анахатном — попытается мужа понять и отпустить, на вишудховском будет при этом безупречна (хотя внутренне безутешна), на аджновском передвинет точку сборки с тем, чтобы отрегулировать свои эмоции, соотнося их с эмоциями и реальностью мужа, на сахасрарном — подключится к астральному плану тонкого мира в целом и растворит свои чувства в океане мировой скорби, получив эмоциональную поддержку и успокоение.