Как избавиться от скуки, вызывающей усталость, беспокойство и чувство обиды
Одной из главных причин усталости является скука. Чтобы проиллюстрировать это утверждение, давайте разберем случай с Элис. Элис работает менеджером. Вечером она вернулась с работы совершенно разбитой. Она выглядела усталой и вела себя, как сильно уставший человек. У нее болела голова. У нее болела спина. Она устала настолько, что собиралась лечь в постель без ужина. Мать умоляла ее что-нибудь перекусить... Элис села за стол, и в этот момент зазвонил телефон. Ее парень! Приглашение на танцы! Глаза Элис заблестели. Настроение поднялось. Она взлетела по лестнице в свою комнату, выбрала самое лучшее платье и танцевала до трех утра. А когда Элис вернулась домой, то уже не была уставшей. Наоборот, она ощущала такое возбуждение, что долго не могла заснуть.
Была ли Элис действительно уставшей восемь часов назад, когда она выглядела и действовала, как утомленный человек? Конечно. Она устала, потому что ее работа ей наскучила, возможно, ей наскучила даже сама ее жизнь. В мире живут миллионы таких женщин. Может быть, и вы — одна из них.
Хорошо известно, что ваш эмоциональный настрой влияет на возникновение чувства усталости гораздо сильнее, чем физическое напряжение. Несколько лет назад Джозеф И. Бармак, доктор философии, опубликовал в «Архивах психологии» отчет о своих экспериментах, связанных с влиянием скуки на усталость. Для серии тестов доктор Бармак отобрал группу студентов, которых мало интересовало происходящее. И каков же был результат? Студенты были утомлены, они буквально засыпали, жаловались на головную боль и резь в глазах, быстро раздражались. У некоторых даже разболелся живот. Были ли все эти симптомы воображаемыми'7 Нет. Исследования метаболизма были проведены над той же группой студентов в то же самое время. Эти тесты показали, что кровяное давление и содержание кислорода в крови значительно снижаются, когда человек ощущает скуку. Но как только человеку становится интересно, как только он начинает получать удовлетворение от своей работы, метаболизм тут же улучшается!
Мы редко устаем, когда занимаемся чем-нибудь интересным и увлекательным. Приведу пример из собственного опыта.
Недавно я проводил отпуск в Скалистых горах, в Канаде, неподалеку от озера Луис. Несколько дней я ловил форель. Мне приходилось прокладывать путь сквозь густой кустарник выше моего роста, спотыкаться о стволы поваленных деревьев, продираться через бурелом — и даже после восьми часов такого времяпрепровождения я не чувствовал усталости. Почему? Потому что мне было интересно! Я чувствовал, что многого добился — ведь на мой крючок попалось шесть огромных форелей. Но предположим, мне бы наскучила рыбалка, что бы, по вашему мнению, я ощутил? Я бы тут же почувствовал себя разбитым, поскольку на меня свалилась довольно тяжелая физическая работа да еще на высоте семи тысяч футов.
Даже в столь сложном виде спорта, как альпинизм, скука может вызвать чувство усталости гораздо быстрее, чем физическое напряжение. К примеру, мистер С.Г. Кингман, президент крупного банка в Миннеаполисе, рассказал мне как-то о произошедшем с ним случае, который как нельзя лучше иллюстрирует мои слова. В июле 1953 года канадское правительство обратилось к клубу альпинистов с просьбой выделить инструкторов для подготовки солдат диверсионно-разведывательного полка имени принца Уэльского. Мистер Кингман был одним из этих инструкторов, выбранных для тренировки солдат. Он рассказывал мне, как он сам и другие инструкторы — мужчины в возрасте от сорока двух до пятидесяти девяти лет — часами таскали молодых солдат по ледникам и снежным полям, карабкались на отвесные скалы высотой до сорока футов с помощью веревок и весьма ненадежных опор для рук и ног. Они поднялись на пик Майкла, пик Вице-Президента и многие другие вершины Скалистых гор, не имеющие названий. После пятнадцати часов скалолазания все молодые солдаты, имевшие превосходную физическую подготовку (они только что закончили шестинедельный курс подготовки коммандос), чувствовали себя совершенно измотанными.
Чем же была вызвана эта усталость? Неужели их мышцы недостаточно укрепились после столь интенсивной подготовки? Ни один человек, имеющий хоть малейшее представление о подготовке коммандос, никогда не задал бы подобного вопроса! Нет, они выбились из сил, потому что им было скучно лазать по скалам. Они так устали, что многие из них заснули, даже не дожидаясь ужина. Но инструкторы — люди, которые были в два, а то и в три раза старше своих подопечных, — устали ли они? Да, конечно, но не до такой степени. Инструкторы поужинали и еще несколько часов сидели у костра, обсуждая итоги прошедшего дня. Они не утомились, потому что им было интересно.
Когда доктор Эдвард Торндайк из Колумбии занимался экспериментами, связанными с чувством усталости, он не давал молодым людям спать почти неделю, постоянно занимая их чем-нибудь увлекательным. После этих опытов доктор Торндайк пришел к следующему выводу: «Скука — вот единственная подлинная причина снижения работоспособности».
Если вы занимаетесь умственным трудом, то количество выполняемой вами работы редко может стать причиной утомления. Скорее всего, вы устаете от работы, которую не успели выполнить. Например, вспомните тот день на прошлой неделе, когда вас постоянно отвлекали. На письма не приходили ответы. Намеченные встречи отменялись. Проблемы возникали, казалось, на пустом месте. Весь день все буквально валилось из рук. Вы не успели сделать ничего существенного, но пришли домой совершенно измотанным и с раскалывающейся от боли головой.
На следующий день все пошло иначе. Вы успели сделать в сорок раз больше того, что вам удалось за вчерашний день. Но вы пришли домой свежим, как белоснежная гардения. Наверняка вам знакомы подобные ситуации. Знакомы они и мне.
Какой же вывод можно сделать из всего вышесказанного? Только один: наша усталость чаще всего бывает вызвана не работой, но беспокойством, раздражительностью и чувством обиды.
Работая над этой главой, я пошел посмотреть новую версию замечательной музыкальной комедии «Плавучий театр». Капитан «Цветка хлопка» Энди в одной из своих философских интерлюдий высказал удивительную мысль: «Счастливы те люди, которые должны делать только то, что доставляет им удовольствие». Действительно, эти люди счастливы, потому что они более энергичны, более подвижны, они меньше тревожатся и меньше устают. Если вам интересно, вы всегда ощущаете прилив энергии. Пройдите десять кварталов под руку со сварливой женой — и вы устанете больше, чем если бы вы прошли десять миль в обществе влюбленной в вас женщины.
И что же отсюда следует? Что мы можем сделать? Вот что сделала одна стенографистка, работавшая в нефтяной компании в Талсе. Каждый месяц на протяжении нескольких дней она занималась скучнейшим в мире занятием — заполняла бланки на аренду нефтяных месторождений, вписывая в них цифры и статистические данные. Это дело было настолько скучным, что она решила сделать его немного интереснее. Как? Она устроила соревнование сама с собой. Каждое утро она подсчитывала количество заполненных бланков, а затем старалась превзойти этот рекорд. Она подводила итог за день, а на следующий день старалась его перевыполнить. Что же в результате? Очень скоро она стала заполнять больше этих тоскливых бумажек, чем любая другая стенографистка в офисе. И что же она получила? Благодарность? Нет... Повышение? Нет.... Продвижение по службе? Нет... Но такой подход помог ей избавиться от утомляемости, вызванной скукой. Соревнование с самой собой стало для нее ментальным стимулом. Она сумела сделать самую скучную работу интересной и благодаря этому стала более энергичной, живой и счастливой, что помогло ей с большим удовольствием проводить часы отдыха.
Я точно знаю, что история, рассказанная стенографисткой, правдива, потому что женат на этой замечательной женщине.
Вот еще одна история из жизни стенографисток. Очередная девушка убедилась, что есть смысл выполнять скучную работу так, словно она необыкновенно интересна. Она всегда буквально заставляла себя работать. Эту девушку звали мисс Вэлли Дж. Голден из Элмхорста, штат Иллинойс. Вот ее история, о которой она написала мне: «В нашем офисе работают четыре стенографистки, и каждая из них составляет письма для нескольких сотрудников. Как-то раз мы были буквально завалены работой. Когда заместитель начальника отдела потребовал, чтобы я составила для него длинное письмо, я взбунтовалась. Я попробовала доказать ему, что письмо следует исправить, прежде чем отдавать его на перепечатку, а он заявил мне, что если я не выполню его поручения, то он сумеет найти другого человека для этой работы! Я была просто вне себя от ярости! Но когда я стала перепечатывать это письмо, я вдруг подумала, что в мире есть уйма народу, которая только и мечтает, чтобы заняться подобной работой. А мне еще и платят деньги за то, что я этим занимаюсь. Я сразу же почувствовала себя лучше. Я сумела так сконцентрироваться на работе, словно она доставляла мне удовольствие, хотя на самом деле мне было смертельно скучно. А затем я сделала очень важное открытие: если выполнять работу так, словно она необыкновенно интересна, то в ней можно найти настоящее удовольствие. Я обнаружила, что могу работать быстрее, если работа меня увлекает. С этих пор мне редко приходилось работать сверхурочно. Такое отношение к своим обязанностям принесло мне репутацию хорошего работника. И когда одному из руководителей нашей фирмы потребовалась личная секретарша, он предложил эту работу мне — потому что я была готова выполнять дополнительную работу без жалоб и нытья. Вот чего я смогла добиться, всего лишь изменив отношение к своей работе. Это было великим открытием! И оно совершило для меня настоящее чудо!»
Мисс Голден использовала магический прием «словно» — философию профессора Ганса Вайингера. Он учил, что нужно поступать так, «словно» мы счастливы, — и мы действительно станем счастливы.
Если вы действуете, «словно» вам интересно то, чем вы занимаетесь, то подобная тактика приведет к возникновению подлинного интереса. В результате вы станете меньше уставать, исчезнет напряженность, а вместе с ней уйдет чувство тревоги.
Несколько лет назад Харланд А. Хоуард принял решение, которое полностью изменило его жизнь. Он решил сделать скучную работу интересной, а его работа и в самом деле была очень скучной — ему приходилось мыть тарелки, протирать столики и подавать мороженое в школьной столовой, в то время как другие ребята играли в футбол или ухаживали за девочками. Харланд Хоуард ненавидел свою работу, но поскольку он все равно должен был ее выполнять, то решил изучить мороженое — как его готовят, какие ингредиенты в него входят, почему некоторые виды вкуснее других. Он изучил химию процесса производства мороженого и занял первое место на химической олимпиаде. Его настолько заинтересовала химия пищевого производства, что он поступил в Массачусетский государственный колледж на специальность «Технология пищевых продуктов». Когда фирма по производству какао предложила крупный приз за лучший доклад об использовании какао и шоколада — как вы думаете, кто его получил? Правильно, Харланд Хоуард.
Ему не удалось сразу же найти работу, и он открыл частную лабораторию в подвале собственного дома. Вскоре был принят новый закон, по которому требовался дополнительный анализ молока на качество. Харланд А. Хоуард очень скоро получил заказ на этот анализ от четырнадцати молочных компаний — и ему пришлось нанять двух помощников.
Кем же он станет лет через двадцать пять? К тому времени те, кто сейчас занимает ключевые посты в пищевой промышленности, уйдут на покой или умрут, их места займут молодые люди, излучающие энергию и энтузиазм. Через двадцать пять лет Харланд А. Хоуард наверняка будет одним из ведущих специалистов в своей области, а его одноклассники, которым он подавал мороженое в школьной столовой, превратятся в вечно брюзжащих неудачников, пополнят ряды безработных, будут во всем обвинять правительство и хныкать, что у них не было шанса добиться лучшего. Харланд А. Хоуард тоже мог не получить этого шанса, если бы однажды он не решил сделать скучную работу интересной.
Когда-то другому молодому человеку приходилось заниматься скучной работой, стоять у станка и вытачивать болты. Его звали Сэмом. Сэм хотел бросить это занятие, но боялся, что не сможет найти другую работу. Поэтому ему приходилось смириться с тоскливой работой. Сэм решил сделать свою работу интересной. Тогда он предложил рабочему на соседнем станке устроить соревнование. Один из них должен был обрабатывать поверхность, а другой — придавать болтам нужный диаметр. Периодически они менялись станками, чтобы посмотреть, кто сможет сделать больше болтов. Скорость и точность работы Сэма произвели впечатление на мастера, и тот вскоре перевел его на более интересную работу. Это событие положило начало целой цепи повышений. Тридцать лет спустя Сэм — Сэмюэль Воклен — стал президентом крупной компании по производству локомотивов. Но он мог остаться простым механиком на всю жизнь, если бы не попытался разнообразить свою скучную работу.
Г. В. Кальтенборн, известный радиокомментатор, однажды рассказал мне о том, как он сумел сделать скучную работу интересной. Когда ему было двадцать два года, он работал на судне, перевозившем скот через Атлантический океан. В его обязанности входило кормить и поить коров. Ему очень хотелось совершить путешествие по Европе. И вот, проехав на велосипеде всю Англию, он приехал в Париж, голодный и без гроша в кармане. Продав за пять долларов свой фотоаппарат, он дал объявление в парижском издании «Нью-Йорк ге-ральд» и получил работу по продаже стереооптического оборудования. Я прекрасно помню эти старомодные стереоскопы, которые мы держали перед глазами и глядели на две одинаковые картинки. Когда мы смотрели в эту трубу, происходило чудо: две линзы стереоскопа совмещали две картинки в одну, и она приобретала эффект третьего измерения.
Итак, как я уже сказал, Кальтенборн начал продавать стереоскопы, бродя от дома к дому, — но он не знал французского языка. И все же ему удалось заработать пять тысяч долларов комиссионных за первый год работы и стать самым высокооплачиваемым коммивояжером во Франции. Г. В. Кальтенборн рассказывал мне, что этот опыт дал ему больше, чем год обучения в Гарварде. Он сумел приобрести качества, которые необходимы для достижения успеха. Главным свойством его характера стала уверенность в себе. Он говорил мне, что после года работы коммивояжером с легкостью мог бы продать протоколы заседаний конгресса США французским домохозяйкам.
Благодаря этой работе он много узнал о жизни французов, что существенно помогло ему в дальнейшей работе, когда на радио ему приходилось комментировать европейские события.
Как же ему удалось стать удачливым коммивояжером, если он не знал французского? Он попросил своего работодателя написать ему текст на превосходном французском языке, а затем выучил его наизусть. Он звонил в дверь, открывала хозяйка дома, и Кальтенборн начинал повторять заученный текст, но его акцент был настолько силен, что вызывал смех. Тогда он показывал хозяйке дома свои стереоскопы с разными картинками, а когда она начинала задавать вопросы, только пожимал плечами и повторял: «Американец.,, американец». Затем он снимал шляпу и указывал на копию текста, написанного его работодателем, которую он приклеил изнутри. Хозяйка дома начинала смеяться, он смеялся вместе с ней и показывал новые картинки. Когда Г. В. Кальтенборн рассказывал мне об этом, он признался, что работа совсем не была такой легкой, как может показаться. Он говорил, что выдержать ему помогло только одно: он решил сделать эту работу интересной. Каждое утро, перед тем как отправиться на работу, он смотрел в зеркало и говорил себе: «Кальтенборн, ты должен сделать это, если хочешь сегодня пообедать. А раз уж ты должен этим заниматься, так почему бы не получить от работы удовольствие? Почему бы не представить себе, что ты — актер, перед тобой огни рампы, покупатели — это твоя публика, которая специально собралась, чтобы посмотреть на тебя? В конце концов, ты же делаешь то же самое, что и настоящие актеры на сцене. Так почему бы не отнестись к этому занятию с энтузиазмом и энергией?»
Мистер Кальтенборн рассказал мне, что эти ежедневные уговоры помогли ему превратить занятие, которое он ненавидел, в подлинное приключение, которое доставляло ему удовольствие и принесло существенную прибыль.
Когда я спросил мистера Кальтенборна, какой совет он мог бы дать молодым людям, которые стремятся добиться успеха, он ответил: «Мы много говорим о важности физических упражнений для того, чтобы окончательно пробудиться от того полусна, в котором многие из нас пребывают. Но еще больше человеку нужны духовные и умственные упражнения. Только они могут побудить нас к действиям. Занимайтесь самовнушением каждое утро».
Ежедневный разговор с самим собой кажется вам наивным, глупым, детским занятием? Но это очень важный компонент психологии. «Наша жизнь — это наши мысли». Эти слова точно так же справедливы сегодня, как были они справедливы восемнадцать веков назад, когда Марк Аврелий написал их в своей книге «Размышления»: «Наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли».
Разговаривая с собой каждый час, вы сможете направить поток своих мыслей в направлении радости и счастья, энергии и покоя. Разговаривайте с собой о том, за что вы должны быть благодарны судьбе, и ваша душа запоет, а дух воспрянет.
Если ваши мысли будут позитивными, вы сможете сделать самую скучную работу увлекательной и интересной. Ваш начальник хочет, чтобы работа была вам интересна, ведь тогда он сможет получить больше денег. Но не думайте о том, чего хочет ваш начальник. Думайте только о том, что интересная работа может дать вам. Напоминайте, себе, что вы можете удвоить ощущение счастья, получаемого от жизни. Ведь вы проводите на работе половину жизни, и если вы несчастливы на работе, то вам не быть счастливым нигде. Напоминайте себе, что если вы будете заинтересованы в своей работе, то сможете избавиться от беспокойства, а в перспективе добьетесь повышения и увеличения зарплаты. Но даже если этого и не произойдет, вы все равно станете меньше уставать и будете получать больше удовольствия от часов досуга.
Глава 5