Тренинги коммуникативных навыков
В большинстве практико-ориентированных исследований признается, что наиболее эффективным способом психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных компонентов рефлексивных способностей могут выступать разные формы и программы тренингов для подростков (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Г.А. Цукерман и Б.М. Мастеров, М.Р. Битянова, С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина, А.Г. Лидерс и др.). Разработанные программы позволяют ставить и достигать следующих конкретных целей:
· вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость;
· развивать навыки взаимодействия в группе;
· создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе.
· развивать невербальные навыки общения,
· развивать навыки самопознания.
· развивать навыки восприятия и понимания других людей.
· учиться познавать себя через восприятие другого;
· представление о “неверных средствах общения”;
· развивать положительную самооценку.
· сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;
· познакомить с понятием “конфликт”;
· определить особенности поведения в конфликтной ситуации;
· обучить способам выхода из конфликтной ситуации;
· отработать ситуации предотвращения конфликтов;
· закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации.
· снизить уровень конфликтности подростков.
Групповая игра и другие виды совместной деятельности в ходе тренинга вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права В тренинге создается специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.
В ходе тренингов коммуникативной компетентности подростков необходимо также уделять внимание вопросам культуры общения и выработке элементарных правил вежливости — повседневному этикету. Очень важно, чтобы современные подростки осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. Через ролевое проигрывание успешно отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.
Педагогическое общение
Наряду с учебным сотрудничеством со сверстниками важную роль в развитии коммуникативных действий играет сотрудничество с учителем, что обуславливает высокий уровень требований к качеству педагогического общения. Хотя программное содержание и формы образовательного процесса за последние 10-15 лет претерпели существенные изменения, стиль общения «учитель – ученик» не претерпел столь значительных изменений. В определенной степени причиной этого является ригидность педагогических установок, определяющих авторитарное отношение учителя к учащемуся.
Анализ педагогического общения (А.А.Леонтьев, А.К.Маркова, А.В.Мудрик, А.В.Петровский и др.) позволил выделить такие виды педагогического стиля как авторитарный (директивный), демократический и либеральный ((попустительский). Отметим, что понятие педагогического стиля рассматривается достаточно широко как стратегия всей педагогической деятельности, где собственно стиль общения с учеником лишь одна из составляющих педагогического стиля.
Позиция педагога, находящая выражение в профессиональном отношении учителя к ребенку может быть описана в категориях «цели педагогической деятельности», «образ ребенка», «средства деятельности педагога» (Юдина Е.Г., 2005). Соответственно, можно выделить две основные позиции педагога – авторитарная и партнерская. Партнерская позиция может быть признана адекватной возрастно-психологическим особенностям подростка, задачам развития, в первую очередь задачам формирования самосознания и чувства взрослости.