Блок-схема 4.1. Строение нервной системы человека
( |
) |
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
С |
) ( |
) |
ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА |
ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА |
ТЕЛЕСНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА |
СИМПАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА |
ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Ju | |
п | ц |
X | Z |
% | ж |
I | |
S |
Блок-схем* 4.2. Основные структуры головного мозга
) |
С |
ГОЛОВНОЙ МОЗГ
т
ПЕРЕДНИЙ МОЗГ СРЕДНИЙ МОЗГЗАДНИЙ МОЗГ
ё
Конечный мозг | |
Кора больших полушарий | |
Г* | Лимбическая1 сметана |
---------------------- в. |
Продолговатый мозг
(О
С
w
!
Ч/ |
Тема 5. Развитие психики и сознания
_Филогенез- (от греч. phyle - род, племя, вид и genos -
происхождение) - историческое формирование группы организмов. В психологии — процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, а также процесс возникновения и эволюция форм сознания в ходе истории человечества. vO Онтогенез- (от греч. gentos - сущее и genos - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма. В психологии - формирование основных структур психим4 индивида в течение жизни
W) Научение- процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Путем научения может приобретаться любой опыт у человека и новые формы поведения у животных. (ч") Импритинг(от англ. imprint - запечатлевать) - специфическая форма научения у высших позвоночных, которая характеризуется запуском «готовых» (запечатленных) с рождения форм поведения под влиянием какого-либо внешнего стимула.
&) Инстинкт(от лат. instinctus побуждение) - совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека.
(Й___ Навык- действие, сформированное путем повторения,
характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием
поэлементной регуляции и контроля.
W Интеллект- относительно устойчивая структура
умственных способностей индивида.
&) Интеллект животных- высшая форма психической
деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных),
отличающаяся отражением отношений и связей (ситуаций), а также
нестереотипным решением сложных задач различными способами.
W Психическое отражение- самый сложный и наиболее развитый вид отражения, характеризующийся избирательностью, целенаправленностью и способностью порождать как чувственные образы, так и образы логического мышления.
(ур Высшие психические функции- сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению
ГПерсоналки ^\
Чарльз Роберт Дарвин(1809 - 1882) - английский
естествоиспытатель. Создатель эволюционного учения о
происхождении видов путем естественного отбора. Это учение
способствовало утверждению в психологии объективного
■v метода и принципа развития.
Эдвард Ли Торндайк(1874 - 1949) - американский психолог. Разработал методику исследования поведения животных при помощи «проблемных ящиков» (ящики с секретом, механизм которого должно «открыть» само животное). Результаты исследований позволили ученому заключить, что животное действует методом «проб, ошибок и случайного успеха». Своими исследованиями подготовил возникновение бихевиоризма.
Александр Романович Лурия(1902 - 1977) -советский психолог, основоположник нейропсихологии в СССР. Всемирную славу принесли работы по изучению аффективных реакций человека на стрессовые ситуации. Участвовал в разработке культурно-исторической теории. Основное внимание уделил экспериментальному исследованию мозговой локализации высших психических функций.