Список приведенных упражнений
Название упражнения Стр.
«Арка». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Бег за ресурсом» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Без слов». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Бережный контакт». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Биологическое дыхание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Бразильский массаж» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Взвешивание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Восковая палочка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Выход за пределы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Глубокое дыхание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Голос ресурса» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Губка». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Дай руки». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Два дыхания» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Два человечка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Двигаем стену» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Дыхательный стул» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Животные игры» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Замри – отомри». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Звуковая лестница». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Зоопарк». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Игра в мяч» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Игра глазами». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Игра с рукой» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Идеальный родитель». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Исследуем движение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Карнавал масок» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Конец терпению». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Контролируемая агрессия». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Кошачий бой» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Кузнечные меха». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Кукла и кукловод» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Куча мала». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Медуза». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Молчаливые истории» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Мужчина и женщина». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Музей проблем» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Неизбежность» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Ноги вверх». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Обматывание телами» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Опорные пробы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Ощупывание пространства». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Переход» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Пианино». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Поворот головы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Покатушки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Поклон». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Полная отдача» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Попробуй удержи». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Потолкушки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Потягушки». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Похлопушки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Преодоление сопротивления» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Проба голоса» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Разговор со страхом». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Разрывушки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Распевка». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Расчлененка». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Расширение пространства» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Резиновая кукла». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Родственные души» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Росток» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Руки на животе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Рычалки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Сброс напряжения» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Скульптура семьи». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Смазка». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Смерть марионетки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Совет старейшин» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Сосредоточение». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Спина к спине». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Спонтанный танец». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Стоп-сигнал». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Страна немых» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Страсти, чувства и мысли» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Сэндвич». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Танец для ягодиц». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Танец точки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Тарабарский язык». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Театр прикосновений». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Тренинг интуиции». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Трудолюбивый таз» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Туда-сюда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Углубление вдоха» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Уход» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Черепашьи бега» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Шесть шагов». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Щекотка». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Экскурсия по рту». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Эмбрион» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991
2. Адаптация человека. Под ред. З.И.Барбашевой. Л., Наука, 1972
3. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994
4. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, изд-во Урал. ун-та, 1986.
5. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. Пер. с англ. М., Аспект Пресс, 1998
6. Баскаков В. Ю. Русское тело (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера). «Психологическая консультация», № 1, 1997
7. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. М., 2002
8. Баскаков В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов. В кн.: Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1993
9. Березкина-Орлова В., Ченцова Г. Что такое биосинтез. М., Энергия и характер. Журнал биосинтеза № 1, 1999
10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Лениздат, 1992
11. Берн Э. Трансакционный анализ. Пер. с англ. СПб., Братство. 1992
12. Бернхард П. Искусство исследования структур. Интервью с Л.Марчер о источниках системы бодинамики. Бюллетень АТОП, № 7, 2005
13. Бернштейн Н. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966
14. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. Т.1: Психика и жизнь. М., 1999
15. Блэк М. Метафора. Теория метафоры. М., 1990
16. Боаделла Д. Моторные поля как основные паттерны потоков движения. М., Энергия и характер. Журнал биосинтеза № 2, 2000
17. Большой энциклопедический словарь. Изд. четвертое. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1997
18. Вопросы теории адаптации. Л., 1987
19. Выховски А. Диалоги дыхания: Паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия. Семинар в г. Москве, 1996 г.
20. Гордон Д. Терапевтические метафоры. СПб., 1995
21. Грецов А. Тренинг общения для подростков. М. – СПб., 2005
22. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., «ННН», 1994
23. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. М., ЭКСМО-Пресс, 2002
24. Данин Д. Неизбежность странного мира. М.: Молодая гвардия, 1962
25. Дарвин Ч.Выражение эмоций у животных и человека. Соч., т.5. М., 1953
26. Девис П. Пространство и время в современной картине Вселенной. Пер. с англ. М.: Мир, 1979
27. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. – М.: Искусство, 1972
28. Иванюк Б. Метафора и литературное произведение. Черновцы. Рута, 1998
29. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. М., Форум – Инфра-М, 2005
30. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., Институт социологии РАН, 1999
31. Клиническая психология. Под ред. М.Перре, У.Бауманна. СПб., Питер, 2002
32. Кнастер М. Мудрость тела. М., ЭКСМО, 2002
33. Кодекс этических норм АТОП. Цит. по: Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов, № 2. М., 2002
34. Колошина Т., Тимошенко Г. Марионетки в психотерапии. М., изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2002
35. Корнеев А. Анализ энергетических процессов в системе А.Лоуэна. В кн.: Психология телесности: между душой и телом. М., изд-во АСТ, 2005
36. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., Академический проект, 1999
37. Леоненко Е., Тимошенко Г. Знакомство с собой: О чем говорит ваше тело. М., Форум – Инфра-М, 2006
38. Леоненко Е., Тимошенко Г. Знакомство с собой: Как чувствует себя ваше тело. М., Форум – Инфра-М, 2006
39. Леоненко Е., Тимошенко Г. Знакомство с собой: Как общается ваше тело. М., Форум – Инфра-М, 2006
40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977
41. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959
42. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987
43. Лоуэн А. Биоэнергетика. Терапия, которая работает с телом. СПб., Речь, 2000
44. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце. М., Институт Общегуманитарных Исследований, 1997
45. Лоуэн А. Любовь и оргазм. М. Институт Общегуманитарных Исследований, 1997
46. Лоуэн А. Предательство тела. М., Институт Общегуманитарных Исследований, 1998
47. Лоуэн А. Депрессия и тело. М. ЭКСМО-ПРЕСС, 2002
48. Лоуэн А., Лоуэн Л. Сборник биоэнергетических опытов. М., изд-во АСТ, 2003
49. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., Речь, 2002
50. Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. – СПб., Питер-пресс, 1997
51. Манн Т. Собрание сочинений в десяти томах, том 5. Пер. с нем. М., Гослитиздат, 1959-61
52. Марчер Л., Олларс Л., Бернард П.. Травма рождения: метод ее разрешения. «Московский психотерапевтический журнал», №1, 2003 г.
53. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Пер. с англ. М.:Смысл, 1999
54. Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 2000
55. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., Медпресс, 2005
56. Мусин К. Телесная метафора (первая попытка изложения). http://forum.msk.ru/files/020724201109.html
57. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., Класс, 1999
58. Ортега–и-Гассет Х. Две главные метафоры. http://orel.rsl.ru/nettext/foreing/ortega-i-gtasse/kant.html
59. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. Американская социологическая мысль. М., 1996
60. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. М., Прогресс, 1992
61. Пиз А. Язык телодвижений. М., Экспо, 2005
62. Платонов А. Размышления читателя: Статьи. М., Сов. писатель, 1970
63. Проссер К., Браун Ф. Сравнительная физиология животных. Пер. с англ. – М., 1967
64. Прошлое и будущее Вселенной. – М.: Наука, 1973
65. Психология телесности: между душой и телом. М., изд-во АСТ, 2005
66. Психосоматические метафоры в русском фольклоре. В кн.: Свободное тело (хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике). М., 2001
67. Психотерапевтическая энциклопедия (под ред. Б.Д.Карвасарского). С.-Пб., 1998
68. Райх В. Анализ характера. М., 2000
69. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М., ЭКСМО-Пресс, 1999
70. Росс Л., Нисбетт Р.Э. Человек и ситуация. Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1999
71. Российская телесно-ориентированная психотерапия в лицах. М., Институт общегуманитарных исследований, 2006
72. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946
73. Румянцев А.Ю. Астрономия. – Магнитогорск, 1977
74. Сахарова Н. Движения как зеркало души. В кн.: Российская телесно-ориентированная психотерапия в лицах. М., Институт общегуманитарных исследований, 2006
75. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. М., 2004
76. Силк Д. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. Пер. с англ. – М., Мир, 1982
77. Суровцев В.А., Сыров В.Н. Языковая игра и роль метафоры в научном познании. http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience/5_99/02_SUROV.htm
78. Трунов Д. Использование метафор в психотерапевтической работе. http://lacan.narod.ru/ind_met/Default_5.htm
79. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психотерапии. М., Три Л, 1996
80. Фельденкрайз М. Осознавание через движение. М. – СПб., Университетская книга, 2000
81. Философский словарь. Изд. 3-е, М., Политиздат, 1972
82. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., Наука, 1991
83. Хайнд Р. Поведение животных. Пер. с англ. М., Мир, 1975
84. Шама Д.В. Современная космология. Пер. с англ. М., Мир, 1973
85. Шкорбатов Г.Л. К построению общей теории адаптации. - Журн. общ. биол., 1982, т.43, N 6
86. Шостром Э. Терапевтическая психология: основы консультирования и психотерапии. М. – СПб. ЭКСМО, 2002
87. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996
88. Этические правила и кодекс Европейской Ассоциации телесных психотерапевтов (ЕАВР). Цит. по: Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов, № 1. М., 2002
89. Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М. 1994.
90. Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. М., ЭКСМО-Пресс, 2000
91. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago, 1980
В книге использованы также информация и упражнения, полученные на обучающих тренингах и мастер-классах Владимира Баскакова, Виктории Березкиной-Орловой, Татьяны Колошиной, Натальи Сахаровой, Галины Ченцовой, Бьорна Блюменталя (Норвегия), Герлинды Бухгольц (Германия), Марьяны Бентцен (Дания), Андреаса Выховски (Германия), за что авторы книги выражают им огромную благодарность.