Тема 2. Методологические и теоретические основы психологии
РАЗДЕЛ 1.
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
ПСИХОЛОГИЯ | |
КАК НАУКА, | |
ЭТАП | ИЗУЧАЮЩАЯ |
ФАКТЫ, | |
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ■ | |
И МЕХАНИЗМЫ | |
психики |
психология КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ |
=► |
Данный этап наступил в начале 20 в. Задачи психологии - наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека (что можно непосредственно увидеть). Мотивы поступков не учитывались.
Тема 1. Общая психология как наука
Психика(от греч. psychikos - душенный) свойство
высокоорганизованной материи (головного моиа), заключающееся в
способности субъектом активно отражать явления .«Л ын тинного мира,
что делает возможным построение картины /того мира и
саморегуляцию своего поведения и дентеч.шн ти
@ Психология(от греч. psyche дунш. 1'Г.и\ учение, наука) -
наука о закономерностях возникший-ним. /нппнти* и функционирования
психики и сознания человека.
$|) Предмет общей психолошн нтоиштрностнразвития
ы проявления психических прицеп пи. т ихических состояний,
психических свойств, психических nli/i,питании
йй Сознание- высшая форма т тическа.-о отражения
объективной действительности, присуще* ИММ0 человеку как
общественно-историческому существу
(g) Бессознательное- совокупит »"• ч, тичтких явлений, не
представленных в сознании человека и я «" МНЛИИМШ и влиянии
которых субъект не отдает себе отчета
Qitl) Личность— человеческий индивид ЯвКйувьвШ межличностных
и социальных отношений и сознательной деятечыюсти
^й Поведение— присущее живым существам взаимодействие
с окружающей средой, определяемое потребностями адаптации
и характеризующееся пассивным характером.
ФЭ Деятельность- совокупность действий человека,
определяемых системой мотивов, направленная на реализацию
психического образа и характеризующаяся активным характером.
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКАОСОЗНАНИИ |
2 ЭТАП |
=► |
Возникла в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание срактов.
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ |
1 ЭТАП |
•¥ |
Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни челсвека.
С Персоналки\
Вильгельм Вундт(1832-1920) - немецкий психолог. Создатель первой в мире экспериментальной психологической лаборатории (1879; г.Лейпциг). Предметом изучения были ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека.
л* |
J. |
Гренвил Стэнли Холл (1846- 1924) - американский психолог. Основал первую в Америке психологическую лабораторию в Университете Джона Хопкинса в 1883 году. Один из основоположников педологии. Был сторонником широкого использования в педагогической практике вопросников (тестов) для определения уровня развития детей.
Блок-схема 1.2. Мир психических явление (предмет психологии)
Владимир Михайлович Бехтерев(18S7 1927) -русский физиолог и психолог. Основал мерную в России экспериментально-психологическую лаборатрию (1885), а затем Психоневрологический институт (1908) жрпый в мире центр по юмплексному изучению человека INnpoftorui естественнонаучную теорию поведения, известную как рефлексология.
Блок-схема 1.3. Отрасли психологии, имеющие отношение
к педагогической деятельности -
Тема 2. Методологические и теоретические основы психологии
(jfl-l Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
@ Теория(от греч. theoria - рассмотрение, исследование) -форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Щ Принцип(от лат. principium - начало, основа) - основное исходное положение какой-либо теории, науки, организации
S
Ч
—<1 |
3 уровень. ЧАСТНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ (МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ) |
2 уровень. СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ (ПРИНЦИПЫ) |
@ Принципы ПСИХОЛОГИИ - основополагоющи» положения
психологической науки, которые определяют споси/ш питаний
психики и сознания. В отечественной психологии в качптпг принципов
выделяют принцип детерминтиа, принцип единство ючшния и
деятельности, принцип развития и принцип личностного п<н1хо<м1.
@____ Пснхоаналш (фрейдиш) (от греч. psyche-душа, analy
sis - разложение, расчленение) - одно из наиболее известных
направлений психологии за рубежом, возникшее в начале 20 в.
Основывается на пашяч'нни о там. чти потчм'ние человека определяется
не только и не столько сознанием, win*» Ыхсо ниппельным.
Щ Бихевиоризм (от англ. behaviour поведение) -направление в зарубежной психологии, вошикшее в начале 20 в. В соответствии с ним психика сводится к различным формам поведения, которое является результатом ответа организма на стимулы внешней среды.
@ Гештальтпсихология (от нем. Gestalt - образ, форма) -направление в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой трети 20 века и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.
Гуманистическая психология — направление в
зарубежной психологии, признающее своим главным предметом личность как целостную уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Д Культурно-историческая теория - отечественная концепция психического развития человека, разработанная в 20-30 гг. 20 века Л.С. Выготским. В соответствии с ней развитие психических функций происходит в процессе освоения индивидом ценностей культуры, исторического опыта человечества.
© Деятельностный подход - теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов.
(Персоналии j
Ч.
Джон Бродес Уотсон (1878 - 1958) - американский психолог. Основоположник известной психологической теории -бихевиоризма. Оппонируя ученым, рассматривающих психологию как на науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу психологии, предметом которой выступает поведение, а не сознание.
Лев Семенович Выготский (1896-1934)-советский психолог. Разработал культурно-историческую теорию. Показал, что в процессе освоения индивидом культурного опыта происходит преобразование природных («натуральных») психических функций в функции высшего уровня развития («культурные»).
Александр Николаевич Леонтьев (1903 - 1979) -советский психолог. Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности. Считал, что содержание сознания человека определяется содержание внешней, практической деятельности.
Блок-схема 2.1. Уровни методологии
Уровень частной методологии психологии включает ее методы и методики исследования конкретных психических явлений. Выбор методов и методик должен делаться в соответствии с 1 и 2 уровнен (т.е. на основе общей методологии и методологических принципов).
Специальную методологию составляют методологические принципы психологии. В соответствии с диалектическим материализмом, в качестве принципов психологии выступают! "принцип детерминизма, ■принцип единства сознания и деятельности, •принцип развития, "принцип личностного подхода.
Зигмунд Фрейд (1856 -1939) - австрийский психолог. Создатель одной из наиболее популярных психологических теорий - психоанализа. Решающую роль ■ организации психической жизни придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего - сексуальными.
1 уровень.
ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ
и
Данный урона» определяет фитюсофехий подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нем. В отечественной психологии ■ качестве общей методологии чаще всего признается диалектический материализм.
_______________ Р*
Блок-схема 2.2. Основные зарубежные психологические теории
Блок-схема 2.3. Основные отечественные психологические теории
Название теории
Основатели и последователи
Название теории
Основные идеи
Основатели и последователи
ПСИХОАНАЛИЗ (ФРЕЙДИЗМ)
• существует большое противоречие между
бессознательными психическими сипами и
социумом;
* из бессознательных сил главной силой
выступа*! «либидо* сексуальное влечение;
• cTpyKiypy психики составляет 3 компонента: Я
(Это). Оно (ИД), Сверх Н (Супер хо),
* важнейшая роль в формировании мотивации
принадлежит детству, которое во многом
опргдр/ieet установки и характер человека.
Зигмунд Фрейд: Карл Г. Юнг; Альфред Адлер; Кареы Хорни