Технические аспекты организации клиентской работы в ТОП
Типы действий психотерапевта в ходе сессии. По своему энергетическому воздействию на клиента все используемые психотерапевтом техники и любые его интервенции можно разделить на два основных типа, связанных с двумя, казалось бы, совсем не психотерапевтическими понятиями, знакомыми большинству по восточным философским учениям. Речь идет о понятиях «инь» и «ян» - двух основных жизненных началах, двух единых противоположностях, двух сторонах нашего существования. Понятие «ян» описывает все, что есть в природе активного, сильного, мужского, преобразующего, рационального, «инь» символизирует все пассивное, слабое, женское, принимающее, чувственное. В профессиональной среде бытуют даже профессиональные жаргонизмы – «иньский подход» и «янский подход». Однако взгляды на критерии отнесения того или иного воздействия терапевта к «иньскому» или «янскому» варианту могут быть разными.
Одним из критериев такого разделения может быть то, что является целью такого воздействия – активизация клиента (тогда воздействие можно считать «янским») или его расслабление (и тогда воздействие оказывается «иньским»). Однако такое разделение кажется нам никак не соотнесенным со стратегическими целями психотерапевта, а клиент при таком подходе, по сути дела, оказывается в роли объекта манипуляции.
Многие телесно-ориентированные психотерапевты опираются на внешнюю характеристику собственных действий. И тогда под «иньским» вариантом подразумевается мягкое, принимающее, безопасное воздействие, подчас даже просто выжидающее бездействие, облегчающее человеку совершение того или иного действия. Это может быть просто ожидание и предоставление клиенту любого необходимого ему времени для совершения каждого нового шага на пути к себе настоящему. Ведь если человек понимает, что его особенности и проблемы уважают и в полной мере идут им навстречу, ему всегда становится немного легче. В других случаях вариантом «иньского» взаимодействия будет самый медленный темп продвижения вперед, какой только возможен – все с той же целью. Решению тех же задач служит и отсутствие заданных критериев правильности выполнения тех или иных упражнений – понятно, что речь идет о тех упражнениях, которые ориентированы на процесс.
При таком подходе к классификации в «янском» варианте взаимодействия «терапевт-клиент» считается, что желаемый эффект достигается с помощью силового противодействия, провокации, сопротивления и всего прочего в том же духе.
Однако такой взгляд на классификацию воздействий – а, значит, и на основания для выбора того или иного терапевтического приема – является, на наш взгляд, довольно ограниченным. Куда более логичным нам представляется разделять воздействия и выбирать наиболее подходящий в каждый конкретный момент терапевтической сессии по критерию их воздействия на клиента. А оно нередко бывает прямо противоположным характеристике действий терапевта. Представьте себе, например, минимальную – пусть даже очень мягкую, доверительную и принимающую! – активность терапевта в тот момент, когда клиент ожидает от него строго обратного поведения. Скажем, на одной из первых сессий клиент лег на пол и закрыл глаза, а терапевт сидит рядом совершенно неподвижно. Для клиента это создает ситуацию крайней неопределенности, порождающей очень высокую степень тревоги – то есть воздействие по сути своей оказывается «янским». С этой точки зрения очень многие предельно аккуратно и мягко обставленные процессуальные упражнения с предельно неопределенной инструкцией на поверку являются «янскими» и весьма жесткими.
Наоборот, ситуации четко структурированного противодействия или при наличии точно обозначенных критериев правильности выполнения упражнения за счет своей определенности по своему духу нередко оказываются по-настоящему «иньскими». Такие воздействия нередко служат именно для того, чтобы человек медленно, но верно приближался к той степени внутреннего расслабления, которая позволит ему хоть немного больше, чем обычно, довериться психотерапевту.
Мы предлагаем при выборе той или иной техники при телесной работе с клиентом опираться на суть воздействия терапевта. Если это воздействие – независимо от внешних характеристик поведения терапевта – приводит к облегчению для клиента совершения того или иного действия, требуемого от него в данный момент сессии (иначе говоря, облегчает проведение энергии), то его можно считать «иньским». Если же оно затрудняет проведение энергии, то является по сути своей «янским».
Способы осуществления физического контакта. В ходе работы с клиентом телесно-ориентированному психотерапевту довольно часто приходится использовать различные прикосновения или, как принято говорить, контакты. Классификация таких контактов связана с известным восточным представлением о пяти основных первоэлементах – земля, вода, огонь, воздух и металл (в некоторых интерпретациях – дерево).
Контакт «земля». Контактами типа «земля» называются плотные неподвижные прикосновения большой площади, не сопряженные с дыханием клиента. Это обозначает, что вне зависимости от фазы вздоха клиента рука психотерапевта вполне определенно и надежно лежит на теле клиента, не двигаясь и не меняя степени своего давления. Точнее, давления как такового нет вообще – за исключением собственного веса руки психотерапевта. Кстати, это не обязательно должна быть рука – прикасаться вполне допустимо и ногой, и лбом, и локтем, и плечом, и бедром. Такие контакты в работе с телом используются, в первую очередь, тогда, когда необходимо дать человеку почувствовать некую реальность окружающего мира, напомнить ему, что он жив, находится на земле и вообще существует здесь и теперь. Кроме того, без них не обойтись, когда требуется посредством прикосновения обратить внимание человека на то, что происходит в той или иной части его тела – ведь совершенно необязательно делать это словами. Внимание – а, значит, и энергия – автоматически направляется в зону прикосновения. Это, кстати, и способ привлечь в нужное место дополнительную энергию. Посредством контакта «земля» можно также произвести перераспределение энергии – например, попытаться направить ее (как уже говорилось, за счет привлечения внимания, а значит, и энергии) в какую-то определенную часть тела.
Контакт «воздух». К этому типу контактов относятся любые прикосновения терапевта, соотнесенные с дыханием клиента. Имеется в виду, что давление на зону прикосновения меняется в зависимости от фазы вздоха. Например, контакт становится более плотным, немного давящим на протяжении всего вдоха, а во время выдоха давление уменьшается. Возможен и обратный вариант, когда давление возникает на вдохе, а на выдохе исчезает. Такие контакты используются во всех случаях, когда необходимо обратить внимание человека на то, как он дышит, помочь ему дышать более равномерно и глубоко. Можно сказать, что такие контакты – способ привлечь внимание человека к нему самому, добиться, как говорят телесно-ориентированные психотерапевты, максимальной центрации, то есть сконцентрироваться на себе, своих чувствах и ощущениях. Однако есть и еще одна очень важная функция подобных контактов. Если вы вспомните разнообразные «звуковые сопровождения» тех видов человеческой деятельности, которые требуют применения физической силы или скоординированности движений, то станет понятно, что соотнесенность физического действия с ритмом и глубиной дыхания дает возможность сконцентрировать энергию в одной временной или пространственной точке, а значит, придать действию дополнительную мощность. Таким образом, получается, что для наиболее эффективной работы тела (то есть для такого способа совершения телесных действий, когда максимальный результат достигается посредством минимальных энергетических затрат) очень важно, чтобы человек соотносил свои действия с ритмом своего дыхания. И контакт «воздух» позволяет терапевту этого добиться – в том случае, когда он используется в каком-то упражнении, требующем от клиента активных действий.
Контакт «вода». Такого рода контактами являются подвижные прикосновения, во время которых рука терапевта перемещается по телу клиента. Надо сказать, что этот тип контакта довольно редко применяется в психотерапии. Он используется много реже первых двух, - хотя бы потому, что его очень трудно удержать в профессиональных рамках. Такие прикосновения в жизни встречаются чаще всего в отношениях родителей с детьми, сексуальных партнеров и очень близких друзей. Поэтому прикасаясь к человеку таким образом, мы как бы провоцируем его воспринимать наше прикосновение именно привычным ему образом. Правда, иногда не грех и погладить по голове плачущего клиента – если, конечно, терапевт готов и считает необходимым стать для него на ближайшие несколько минут мамой или папой. Тем не менее помимо возможности быстро достичь возрастной регрессии клиента у этого контакта есть и другие функции. Он, например, так же, как и контакт «земля», дает определенные возможности для перераспределения энергии в теле, иногда помогает клиенту расслабиться и т.п.
Контакт «огонь». Этот вид контактов очень своеобразен, поскольку прикосновения как такового в этом контакте нет совсем - рука терапевта подносится к телу клиента так, чтобы между ними сохранялось самое минимальное расстояние, практически только воздушная прослойка. Если вы попробуете поднести таким образом друг к другу свои ладони, вы сразу же почувствуете вполне заметное тепло. Каждая из ладоней будет в этот момент играть роль и источника этого тепла, и экрана, позволяющего другой ладони почувствовать еще и собственное отраженное тепло. Для достижения такого эффекта площадь «соприкосновения» должна быть все-таки довольно большой, а положение прикасающейся части тела - неподвижным. Используется такой вариант прикосновений тоже не слишком часто – в основном в тех случаях, когда более плотный контакт невозможен по причине избыточной чувствительности клиента. Кроме того, такой контакт – прекрасная возможность дать ему как почувствовать чужое тепло, так и ощутить посредством «экрана» наличие своего собственного тепла, энергии, сил, ресурса и т.д.
Контакт «дерево». И, наконец, последний вариант профессионального прикосновения – контакт «дерево» (или «металл», как вам больше нравится). Это – сильные, плотные, немного давящие прикосновения небольшой площади. Роль такой «небольшой площади» может играть, например, локоть, палец, нос и т.п. Здесь терапевту оказывается очень важным уловить границу между прикосновением давящим и прикосновением болезненным – эту границу переходить совсем уж не рекомендуется. «Дерево» - тоже довольно специфический, нечасто используемый тип контакта. Основная его функция – усилить энергетику зоны прикосновения, активизировать ее, в некотором роде – провоцировать на сопротивление.
Способы работы с сильными чувствами. Мы уже вкратце говорили о том, что необходимо делать терапевту в тех случаях, когда во время сессии клиент «ушел» в отреагирование сильных переживаний. Пришло время остановиться на этом подробнее.
Опознать приближение ситуации отреагирования для опытного и внимательного терапевта довольно просто – клиент в таких случаях обычно начинает глубже и чаще дышать (не следует путать это с «да»-реакцией, при которой дыхание не только углубляется, но и замедляется), взгляд становится расфокусированным, произносимый текст теряет какую бы то ни было связь с речью терапевта. Основной принцип «реанимационных» действий терапевта – максимальное заземление состояния клиента. Стоит заметить, что в этом случае слово «заземление» употребляется в первую очередь в своем физическом смысле.
Речь терапевта в ситуации клиентского отреагирования (или опасности такового) должна становиться громче, четче, жестче, фразы – краткими, легкими для пониманиями. Не стоит в этот момент выяснять у клиента, что он имеет в виду, как ему с тем, что происходит и задавать прочие туманные, столь любимые всеми нами вопросы.
Необходимо добиться, чтобы клиент открыл глаза – иначе говоря, вернулся в реальность, - поставил обе ноги на пол и вообще всячески увеличил площадь своего физического контакта с окружающим миром.
Можно предложить клиенту соотнести с ритмом его дыхания какие-то несложные действия – например, начать надавливать на вдохе ладонями на колени. Это дает возможность человеку обратить внимание на свое дыхание, а, значит, вернуться к контакту с собой нынешним. Иногда полезно бывает добиться замедления дыхания клиента – для этого его можно попросить дышать вместе с терапевтом. Терапевту в этом случае необходимо дышать громче, поначалу пристраиваясь к ритму дыхания клиента, и постепенно выводить его на более спокойный ритм.
Контакт «вода» в этом случае почти противопоказан – гораздо более эффективно использовать контакт «земля», делая его максимально определенным и четким.
И, наконец, исключительно эффективным средством «реанимации» является чисто вербальное разрушение ситуации отреагирования. Это можно сделать двумя способами. Один из них – несколько неожиданный – состоит в том, что терапевт начинает задавать клиенту совершенно неожиданные вопросы – например, «сколько лапок у мухи?», «когда началась первая мировая война?» и т.п. У клиента в результате возникает легкий конфузионный транс, так как на уровне привычного реагирования ответить быстро он оказывается не в состоянии. А второй – вполне традиционный – юмористический. Чувство юмора для терапевта – вообще бесценный дар, а в подобных случаях он становится незаменимой подмогой. Здесь важно только уловить ту тонкую грань, за которой кончается легкий, совершенно беззлобный юмор и начинается сарказм и насмешка.