Изучение познавательных процессов у студентов, учителей и родителей
Для исследования познавательных процессов в студенческом и более старшем возрасте можно использовать те же самые методики, которые были подробно описаны в предыдущей главе. Однако число их в данном случае можно существенно сократить за счет исключения, например, тех методик, с помощью которых оценивается объем зрительной и слуховой кратковременной и оперативной памяти. Указанные особенности данных видов памяти у взрослых людей, как правило, изменяются мало, во всяком случае — не улучшаются, если для этого не проводится специальных упражнений. Да и сами такие упражнения вряд ли в состоянии существенно улучшать или долгое время поддерживать на высоком уровне кратковременную и оперативную память, так как, во-первых, оба вида памяти с возрастом ухудшаются по естественным причинам; во-вторых — потому, что они, как непродуктивные (имеется в виду непроизвольная, непосредственная и механическая кратковременная и оперативная память) мало используются в жизни взрослым человеком. Гораздо большая нагрузка приходится на долговременную память, а также на произвольную, логическую и опосредованную кратковременную и оперативную память.
В связи со сказанным для оценки состояния памяти взрослого человека вполне достаточно получить данные о динамике процесса заучивания, в который фактически одновременно включены все основные виды памяти и ее процессы.
Примерно то же самое можно сказать и о внимании. В студенческом и в более старшем возрасте нет, как правило, особой необходимости вновь повторно возвращаться к психодиагностике объема внимания и отдельно оценивать такие свойства внимания, как распределение и переключение. Гораздо важнее иметь интегральные характеристики внимания и портативную методику, которая позволяет их оценивать. Желательно, в частности, иметь два комплексных показателя внимания: продуктивность и устойчивость, распределение и переключение. Кроме того, целесообразно в методике, оценивающей эти свойства внимания, заменить стимульный материал, например кольца Ландольта, на буквенный текст, используемый в методике «Корректурная проба». Взрослым людям по роду профессиональной деятельности — там, где их внимание играет существенную роль, — чаще всего приходится иметь дело с разного рода буквенными тестами и почти никогда — с кольцами того типа, которые применяются в методике Ландольта.
Что касается мышления, то для психодиагностики интеллекта взрослых людей вполне достаточно, на наш взгляд, применить, например, тест Айзенка, фрагменты (подшкалы) которого были описаны в предыдущей главе. Этот тест включает в себя кроме двух специальных подшкал, представленных в данной книге в комплексе методик для подростков и старших школьников, пять подшкал общего назначения. Поэтому при проведении психодиагностики интеллекта взрослых людей вполне можно ограничиться двумя-тремя наугад выбранными общими подшкалами, в частности — теми, которые не вошли в содержание тестирования подростков и старших школьников.
Выбор методов психодиагностики способностей, а также знаний, умений и навыков взрослых людей зависит от рода их деятельности. Поскольку в данной учебной книге речь идет о педагогической деятельности, то мы сочли целесообразным включить в систему психологического тестирования способностей специальную методику под названием «Педагогические ситуации». Она позволяет оценивать умение студента, учителя или родителя находить педагогически правильные выходы из сложных ситуаций общения с детьми.
Как и во всех предыдущих случаях (психодиагностика дошкольников, младших школьников, подростков и старших школьников), результаты обследования студентов, учителей и родителей рекомендуется систематически вносить в Индивидуальную карту психологического самоконтроля взрослого человека, форма которой приводится в конце этой главы. Порядковые номера описываемых далее психодиагностических методик соответствуют порядковым номерам граф в Индивидуальной карте психологического самоконтроля взрослого человека.
Методика «Корректурная проба»
По процедуре своего применения данная методика мало чем отличается от методики «Кольца Ландольта». Разница между ними состоит лишь в том, что вместо матрицы с кольцами в методике «Корректурная проба» в качестве стимульного материала используется лист бумаги среднего книжного формата с рядами строчных букв, расположенных в случайном порядке без интервалов (табл. 33).
При оценке продуктивности и устойчивости внимания испытуемый получает задание искать и вычеркивать из текста какую-либо букву. Все остальное, включая анализ, оценку и интерпретацию результатов, такое же, как в методике Ландольта.
При оценивании с помощью этой методики распределения и переключения внимания испытуемый получает более сложное задание: работая 5 минут, в течение первой минуты искать и зачеркивать две разные буквы, в течение следующей минуты — две другие буквы, в течение третьей минуты — снова две первые, и так далее, чередуясь, вплоть до конца пятой минуты. Таким образом, в процессе работы ему постоянно приходится распределять внимание между двумя буквами и, кроме того, через каждую минуту переключать его на поиск двух других букв.
Все остальное в этой методике остается таким же, как и в методике «Кольца Ландольта», за исключением того, что в результате проведенного обследования вычисляются два показателя, продуктивности и устойчивости внимания, с одной стороны, распределения и переключения внимания, с другой стороны.
Таблица 33
Бланк к методике «Корректурная проба»