Междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) дисциплинами
Инженерная психология, управление профессиональным обучением и развитием персонала, управленческое консультирование, мотивация трудовой деятельности, инновационный менеджмент.
Междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Государственный междисциплинарный экзамен, дипломное проектирование
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основы найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала;
- принципы формирования системы адаптации персонала, разработки и внедрения программ адаптации;
- основы управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала;
- знает основы возникновения и разрешения трудовых споров конфликтов в коллективе;
- основы проведения аудита и контроллинга персонала и умеет применять их на практике.
Уметь:
- обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации;
- определять цели, задачи и виды текущей деловой оценки (в т. ч. аттестации);
- разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала;
- составлять описания функционала сотрудников и подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции и т. д.);
- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
Владеть:
- навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами;
- навыками диагностики организационной культуры;
- навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду.
-навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала;
-навыками анализа конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Сроки и продолжительность практики
Преддипломная практика проводится:
для студентов очной формы обучения - на V курсе (в 10-м семестре), продолжительность - 6 недель;
Базы практик и рабочие места студентов
Базами преддипломной практики могут быть промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, региональные службы по труду и занятости, кадровые и рекрутинговые агентства, банки, торговые, страховые, консалтинговые компании и другие организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Предпочтение отдается таким организациям, которые имеют возможности для реализации целей и задач преддипломной практики в более полном объеме. Основанием для назначения конкретной организации базой практики является наличие заключенного договора между университетом и данной организацией на прохождение преддипломной практики группой студентов или индивидуальных договоров на основании писем от организаций.
При выборе рабочего места для студента необходимо руководствоваться, прежде всего, темой его дипломного проекта, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий специалист должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы по управлению персоналом. В связи с этим рабочие места студентов могут находиться, например, в отделе кадров, отделе технического обучения, отделе труда и заработной платы, отделе охраны труда и техники безопасности, отделе социального развития, а также в службе (отделе) персонала и т.п.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПРОВЕДЕНИЮ
Содержание преддипломной практики определяется тем, что студенты обладают теоретическими знаниями, полученными при изучении дисциплин "Микроэкономика", "Экономика и социология труда", "Основы менеджмента", "Экономический анализ деятельности организации", "Основы управления персоналом", "Управление персоналом организации", "Финансы, денежное обращение и кредит", "Инновационный менеджмент", "Организация труда персонала", "Мотивация трудовой деятельности", "Конфликтология", а также практическими навыками, полученными в ходе предыдущих практик и выполнения курсовых проектов.
Преддипломная практика нацелена на изучение, сбор, обработку и систематизацию материалов для написания дипломного проекта. В связи с этим конкретная рабочая программа прохождения практики должна быть составлена индивидуально каждым студентом совместно с руководителем дипломного проектирования с учетом темы дипломного проекта, базы практики и данной типовой программы.
Содержанием практики является выполнение двух заданий. Первое связано с составлением общей характеристики организации - базы практики, анализом показателей ее производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности, выявлением проблем в управлении персоналом, которые прямо или косвенно являются причинами неудовлетворительных показателей в работе организации. Второе - с анализом содержания и организации процесса управления персоналом по рассматриваемой в теме дипломного проекта проблеме, его влияния на результаты деятельности организации, разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом.
Первое задание направлено на изучение, сбор и обработку информации для написания аналитической части дипломного проекта. С этой целью студент должен:
1. Изучить общие сведения об организации - базе практики, ее организационно-правовой форме и форме собственности (государственное, частное, муниципальное предприятие, акционерное общество, малое предприятие и т.п.), в том числе:
· специфику организации, назначение выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;
· производственную структуру (состав подразделений, цехов, участков, производственных звеньев и т.п.);
· организационную структуру управления организацией;
· уровень специализации и кооперирования предприятия;
· общие сведения об объеме производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, объеме продаж, численности работающих.
Изучить перспективы развития организации с учетом возможностей рынка.
Провести подробный анализ результатов производственно-хозяйственной
и финансовой деятельности организации и дать оценку по основным показателям
эффективности, в том числе:
· объемы производства и реализации (продаж) продукции, работ, услуг;
· затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг;
· прибыль (доход) и рентабельность;
· организационно-технический уровень производства, состав и возраст оборудования, технических средств управления;
· численность работающих и их соотношения (по категориям), производительность труда, фонд оплаты труда
· финансовые результаты (собственные и заемные средства, основные и оборотные средства и т.п.).
Для пофакторного анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности используются фактические (отчетные) и плановые показатели за интервал времени, обеспечивающий выявление закономерностей в изменении рассматриваемых показателей (2-3 года).
В соответствии с темой дипломного проекта студент совместно с руководителем дипломного проекта конкретизирует направления анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации - базы практики. Например, ... более подробно могут быть проанализированы формы и системы оплаты труда работников, состояние нормирования труда, баланс рабочего времени и его потери, текучесть кадров и т.д.
Необходимую информацию можно получить путем изучения следующих документов:
финансового отчета;
отчета о финансовых результатах;
бухгалтерского баланса;
устава организации;
штатного расписания;
правил внутреннего распорядка;
положений о подразделениях;
должностных инструкций;
положения по оплате труда;
положения по премированию;
положения о вознаграждении по итогам работы за год.
На основе проведенного анализа необходимо обосновать, что причинами и факторами, оказывающими негативное влияние на показатели эффективности производства, являются именно те аспекты управления персоналом, которые подлежат разработке в дипломном проекте, и определить степень и направления этого влияния.
Второе задание носит более индивидуальный характер для каждого студента, так как зависит непосредственно от темы дипломного проекта. Оно связано с изучением состояния системы управления персоналом организации - базы практики и ее отдельных подразделений в исследуемом аспекте, а также с разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом в выбранном направлении, оценкой экономической и социальной эффективности проектных предложений.
В зависимости от направления исследований дипломного проекта студент' должен проанализировать:
процесс формирования и реализации кадровой политики организации;
· состав подразделений по управлению персоналом, их функции, права, ответственность, разделение полномочий, взаимосвязь с другими подразделениями организации;
· основные методы управления персоналом, используемые на разных уровнях управления персоналом (руководителями и кадровыми службами);
· существующую систему найма, отбора и приема на работу новых сотрудников, использование различных источников привлечения персонала, взаимосвязь с внешними организациями (службами занятости, кадровыми, рекрутинговыми агент
ствами);
· методы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, используемые в организации;
· программы подготовки кадрового резерва и работы с ним; планы служебного роста работников организации
· процесс управления деловой карьерой сотрудников; методы и процедуры деловой оценки и аттестации персонала; организацию адаптации кадров;
· организацию подбора и расстановки кадров;
· управление мотивацией и поведением работников в процессе трудовой деятельности;
· управление социально-психологическим климатом и неформальными отношениями в коллективе;
· способы профилактики и устранения конфликтов в коллективе организации;
· организацию труда руководителей, использования ими рабочего времени;
· методы нормирования труда основных и вспомогательных рабочих;
· взаимодействие организации с государственными и региональными службами занятости, рекрутинговыми агентствами и агентствами по найму для обеспечения покрытия потребности в персонале и занятости работников и др.
При выполнении второго задания студентам рекомендуется: 1. Для анализа системы управления персоналом по рассматриваемой проблеме изучить:
· общие функции управления персоналом (планирование, организацию, учет, контроль, регулирование);
· подразделения службы управления персоналом (отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел социального развития, юридический отдел и др.), их конкретные функции в соответствии с темой дипломного проекта, используя для этого положения об отделах и службах, должностные инструкции; необходимо составить таблицы функционального разделения труда и функциональных взаимосвязей исследуемых отделов, рассчитать трудоемкость основных функций управления персоналом;
· технологию управления персоналом с учетом состава и последовательности принятия решений, состав и последовательность выполнения важнейших функций по рассматриваемой проблеме путем построения оперограмм их выполнения;
· количественный и качественный состав работников кадровых служб с помощью построения схемы оргструктуры управления организацией и изучения штатного расписания;
· состав и формы документов, используемых службой управления персоналом для выполнения своих функций (планы и отчеты по труду и заработной плате, по численности работающих; баланс рабочего времени; планы переобучения и повышения квалификации; планы социального развития коллектива; коллективный договор, трудовой договор (контракт); положение об аттестации работников; схемы документооборота и др.);
· состав технических средств, средств связи, периферийных устройств, комьютерной техники, используемых при выполнении функций управления персоналом; уровень механизации и автоматизации труда работников кадровых служб; организацию их рабочих мест, планировку помещений, условия труда, организацию его охраны и техники безопасности.
· Вскрыть причины негативной ситуации по рассматриваемой проблеме, определить их место в производственной или управляющей системе.
· Составить задание на организационное проектирование, где отразить цели совершенствования системы управления персоналом, сформулировать перечень проектных решений по рассматриваемой проблеме с их краткой характеристикой, указать предполагаемые затраты, факторы и источники экономической и социальной эффективности проектных предложений.
При выполнении обоих заданий студент должен проявить умение:
- разбираться в плановых и отчетных документах
- разбираться в производственных и управленческих ситуациях; делать обоснованные выводы из анализируемых материалов;
- выполнять технико-экономические расчеты, связанные с анализом деятельности организации и технико-экономическим обоснованием мероприятий по совершенствованию процессов управления персоналом.
При сборе материалов для дипломного проекта студентам рекомендуется пользоваться Методическими указаниями к дипломному проектированию для студентов специальности "Управление персоналом".
Общее учебно-методическое руководство практикой осуществляет выпускающая кафедра социальной антропологии и психологии.
Перед началом практики, руководствуясь темами дипломных проектов, кафедра:
- распределяет студентов по базам практики в соответствии с заключенными договорами или индивидуальными письмами;
- назначает руководителей практики от кафедры из числа штатных преподавателей кафедры.
Распределение студентов по базам практики и назначение руководителей от кафедры оформляется приказом проректора университета по учебной работе не позднее, чем за 14 дней до начала практики.
Ответственным лицом за организацию и руководство практикой на соответствующей базе является преподаватель кафедры - руководитель практики.
Руководитель практики от кафедры ведет работу в тесном контакте с руководителем практики от организации - базы практики.
Руководитель практики от организации назначается из числа высококвалифицированных специалистов.
Руководитель практики от организации:
знакомит студентов с объектом практики;
осуществляет повседневное руководство и контроль хода практики;
консультирует и помогает студентам в сборе необходимых материалов по теме дипломного проекта.
Руководитель практики от кафедры до начала практики решает все организационные вопросы, связанные с ее прохождением. К ним относятся:
распределение студентов по рабочим местам;
составление календарного плана прохождения практики каждым студентом на соответствующих рабочих местах.
Перед началом практики кафедра проводит организационное собрание со студентами, на котором разъясняет цели, задачи, содержание, программу и порядок прохождения практики.
На организационном собрании каждому студенту выдается "Дневник студента по практике", в котором фиксируются:
рабочий план прохождения практики;
· содержание ежедневной текущей работы студента с указанием даты, места и времени ее выполнения;
· экскурсии, беседы, лекции и другие мероприятия, проведенные студентом за время практики;
· задание на выполнение научно-исследовательской работы по теме дипломного проекта.
Выполнение студентом работ и заданий в соответствии с рабочим планом регулярно контролируется руководителем практики от организации, о чем он делает соответствующие отметки в рабочем плане. ,
Преподаватель кафедры проводит со студентами консультации, контролирует соблюдение ими установленного порядка прохождения практики, оказывает им помощь в выполнении индивидуальных заданий. Контроль выполнения программы практики обеспечивается проверкой содержания собранных студентами материалов не реже одного раза в неделю.
При прохождении практики студент обязан:
· выполнять график прохождения практики и все задания, предусмотренные программой;
· ежедневно вести "Дневник студента по практике" и предъявлять его руководителю - преподавателю кафедры для проверки по его требованию;
· строго выполнять действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка;
· соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
· выполнять задание по научно-исследовательской работе.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
В результате изучения организационной структуры управления, штатного расписания организации или подразделения, в котором студент проходит практику, необходимо разработать, в зависимости от темы дипломного проекта, существующие:
· организационную структуру системы управления персоналом;
· схему закрепления функций подсистем управления персоналом за подразделениями организации (должностными лицами подразделения);
· схему функциональных взаимосвязей исследуемого подразделения с другими подразделениями при выполнении функций управления персоналом;
· схему функционального разделения труда в исследуемом подразделении по выполнению функций управления персоналом;
· оперограммы выполнения процедур управления персоналом, которые предполагается в дальнейшем совершенствовать.
Разработанные документы являются обязательными составляющими аналитической части дипломного проекта.
ЗАДАНИЕ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ (НИРС)
В период прохождения практики каждый студент должен проводить научно-исследовательскую работу в соответствии с заданием, выданным руководителем практики. Тематика научно-исследовательских работ определяется руководителями практики от кафедры и предприятия и должна отражать наиболее важные проблемы управления персоналом организации - базы практики. Желательно, чтобы тема НИРС соответствовала теме дипломного проекта и явилась впоследствии фрагментом проектной части дипломного проекта.
НИРС может быть индивидуальной или групповой (до 4 человек) в зависимости от объема и характера выполняемых исследований. Разрешение на групповую НИРС дает руководитель практики от кафедры.
Результаты выполненной в индивидуальном порядке НИРС должны быть отражены в отчете по практике. Групповая НИРС оформляется студентами в форме отдельного группового отчета. В этом случае в отчете по практике каждого студента - участника групповой НИРС делается ссылка на этот отчет с указанием состава авторского коллектива и научного руководителя
Отчет или пояснительная записка по НИРС содержит текстовый материал, необходимые расчеты, графики, таблицы и т.д.
Наиболее интересные научные работы докладываются на научных конференциях. Примерная тематика научно-исследовательских работ студентов:
Проектирование взаимоотношений службы управления персоналом организации - базы практики с внешними организациями (консультационными центрами, "рекрутинговыми агентствами, центрами обучения, региональными органами по управлению трудовыми ресурсами).
Проектирование вариантов орг/структуры службы управления персоналом в зависимости от вида, размеров и возможностей организации.
Разработка методики анализа кадрового потенциала организации.
Разработка системы сбалансированных связей и отношений руководителей структурных подразделений организации в рамках действующей орг/структуры.
Разработка направлений развития организационного проектирования системы управления персоналом организации.
Комплексное проектирование системы управления персоналом организации.