Междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) дисциплинами

Инженерная психология, управление профессиональным обучением и развитием персонала, управленческое консультирование, мотивация трудовой деятельности, инновационный менеджмент.

Междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Государственный междисциплинарный экзамен, дипломное проектирование

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основы найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала;

- принципы формирования системы адаптации персонала, разработки и внедрения программ адаптации;

- основы управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала;

- знает основы возникновения и разрешения трудовых споров конфликтов в коллективе;

- основы проведения аудита и контроллинга персонала и умеет применять их на практике.

Уметь:

- обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации;

- определять цели, задачи и виды текущей деловой оценки (в т. ч. аттестации);

- разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала;

- составлять описания функционала сотрудников и подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции и т. д.);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

Владеть:

- навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами;

- навыками диагностики организационной культуры;

- навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду.

-навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала;

-навыками анализа конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Сроки и продолжительность практики

Преддипломная практика проводится:

для студентов очной формы обучения - на V курсе (в 10-м семестре), продолжительность - 6 недель;

Базы практик и рабочие места студентов

Базами преддипломной практики могут быть промышленные предприятия, на­учно-исследовательские и проектные институты, региональные службы по труду и занятости, кадровые и рекрутинговые агентства, банки, торговые, страховые, кон­салтинговые компании и другие организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Предпочтение отдается таким организациям, которые имеют возможности для реализации целей и задач преддипломной практики в более полном объеме. Осно­ванием для назначения конкретной организации базой практики является наличие заключенного договора между университетом и данной организацией на прохожде­ние преддипломной практики группой студентов или индивидуальных договоров на основании писем от организаций.

При выборе рабочего места для студента необходимо руководствоваться, преж­де всего, темой его дипломного проекта, а также исходить из того, что на рабочем мес­те будущий специалист должен получить определенные практические навыки выпол­нения конкретной работы по управлению персоналом. В связи с этим рабочие места студентов могут находиться, например, в отделе кадров, отделе технического обучения, отделе труда и заработной платы, отделе охраны труда и техники безопасности, отделе социального развития, а также в службе (отделе) персонала и т.п.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПРОВЕДЕНИЮ

Содержание преддипломной практики определяется тем, что студенты обла­дают теоретическими знаниями, полученными при изучении дисциплин "Микроэко­номика", "Экономика и социология труда", "Основы менеджмента", "Экономический анализ деятельности организации", "Основы управления персоналом", "Управление персоналом организации", "Финансы, денежное обращение и кредит", "Инновацион­ный менеджмент", "Организация труда персонала", "Мотивация трудовой деятельно­сти", "Конфликтология", а также практическими навыками, полученными в ходе пре­дыдущих практик и выполнения курсовых проектов.

Преддипломная практика нацелена на изучение, сбор, обработку и системати­зацию материалов для написания дипломного проекта. В связи с этим конкретная рабочая программа прохождения практики должна быть составлена индивидуально каждым студентом совместно с руководителем дипломного проектирования с учетом темы дипломного проекта, базы практики и данной типовой программы.

Содержанием практики является выполнение двух заданий. Первое связано с составлением общей характеристики организации - базы практики, анализом пока­зателей ее производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятель­ности, выявлением проблем в управлении персоналом, которые прямо или косвенно являются причинами неудовлетворительных показателей в работе организации. Второе - с анализом содержания и организации процесса управления персоналом по рассматриваемой в теме дипломного проекта проблеме, его влияния на резуль­таты деятельности организации, разработкой проектных предложений по совершен­ствованию системы управления персоналом.

Первое задание направлено на изучение, сбор и обработку информации для написания аналитической части дипломного проекта. С этой целью студент должен:

1. Изучить общие сведения об организации - базе практики, ее организационно-правовой форме и форме собственности (государственное, частное, муниципальное предприятие, акционерное общество, малое предприятие и т.п.), в том числе:

· специфику организации, назначение выпускаемой продукции, выполняе­мых работ, оказываемых услуг;

· производственную структуру (состав подразделений, цехов, участков, производственных звеньев и т.п.);

· организационную структуру управления организацией;

· уровень специализации и кооперирования предприятия;

· общие сведения об объеме производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, объеме продаж, численности работающих.

Изучить перспективы развития организации с учетом возможностей рынка.

Провести подробный анализ результатов производственно-хозяйственной
и финансовой деятельности организации и дать оценку по основным показателям
эффективности, в том числе:

· объемы производства и реализации (продаж) продукции, работ, услуг;

· затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

· прибыль (доход) и рентабельность;

· организационно-технический уровень производства, состав и возраст обо­рудования, технических средств управления;

· численность работающих и их соотношения (по категориям), производительность труда, фонд оплаты труда

· финансовые результаты (собственные и заемные средства, основные и оборотные средства и т.п.).

Для пофакторного анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности используются фактические (отчетные) и плановые показатели за интервал времени, обеспечивающий выявление закономерностей в изменении рассматриваемых показателей (2-3 года).

В соответствии с темой дипломного проекта студент совместно с руководите­лем дипломного проекта конкретизирует направления анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации - базы практики. Например, ... более подробно могут быть проанализированы формы и системы оплаты труда работников, состояние нормирования труда, баланс рабочего времени и его потери, текучесть кадров и т.д.

Необходимую информацию можно получить путем изучения следующих документов:

­ финансового отчета;

­ отчета о финансовых результатах;

­ бухгалтерского баланса;

­ устава организации;

­ штатного расписания;

­ правил внутреннего распорядка;

­ положений о подразделениях;

­ должностных инструкций;

­ положения по оплате труда;

­ положения по премированию;

­ положения о вознаграждении по итогам работы за год.

На основе проведенного анализа необходимо обосновать, что причинами и факторами, оказывающими негативное влияние на показатели эффективности производства, являются именно те аспекты управления персоналом, которые подлежат разработ­ке в дипломном проекте, и определить степень и направления этого влияния.

Второе задание носит более индивидуальный характер для каждого студента, так как зависит непосредственно от темы дипломного проекта. Оно связано с изучением состояния системы управления персоналом организации - базы практики и ее отдельных подразделений в исследуемом аспекте, а также с разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом в выбранном направлении, оценкой экономической и социальной эффективности проектных предложений.

В зависимости от направления исследований дипломного проекта студент' должен проанализировать:

процесс формирования и реализации кадровой политики организации;

· состав подразделений по управлению персоналом, их функции, права, ответственность, разделение полномочий, взаимосвязь с другими подразделениями организации;

· основные методы управления персоналом, используемые на разных уровнях управления персоналом (руководителями и кадровыми службами);

· существующую систему найма, отбора и приема на работу новых сотрудников, использование различных источников привлечения персонала, взаимосвязь с внешними организациями (службами занятости, кадровыми, рекрутинговыми агент­
ствами);

· методы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, используемые в организации;

· программы подготовки кадрового резерва и работы с ним; планы служебного роста работников организации

· процесс управления деловой карьерой сотрудников; методы и процедуры деловой оценки и аттестации персонала; организацию адаптации кадров;

· организацию подбора и расстановки кадров;

· управление мотивацией и поведением работников в процессе трудовой деятельности;

· управление социально-психологическим климатом и неформальными отношениями в коллективе;

· способы профилактики и устранения конфликтов в коллективе организации;

· организацию труда руководителей, использования ими рабочего времени;

· методы нормирования труда основных и вспомогательных рабочих;

· взаимодействие организации с государственными и региональными службами занятости, рекрутинговыми агентствами и агентствами по найму для обеспечения покрытия потребности в персонале и занятости работников и др.

При выполнении второго задания студентам рекомендуется: 1. Для анализа системы управления персоналом по рассматриваемой про­блеме изучить:

· общие функции управления персоналом (планирование, организацию, учет, контроль, регулирование);

· подразделения службы управления персоналом (отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел социального развития, юридический отдел и др.), их конкретные функции в соответствии с темой дипломного проекта, используя для этого положения об отделах и службах, должностные инструкции; необходимо составить таблицы функционального разделения труда и функциональных взаимосвязей исследуемых отделов, рассчитать трудоемкость основных функций управления персоналом;

· технологию управления персоналом с учетом состава и последовательно­сти принятия решений, состав и последовательность выполнения важнейших функ­ций по рассматриваемой проблеме путем построения оперограмм их выполнения;

· количественный и качественный состав работников кадровых служб с помощью построения схемы оргструктуры управления организацией и изучения штатного расписания;

· состав и формы документов, используемых службой управления персона­лом для выполнения своих функций (планы и отчеты по труду и заработной плате, по численности работающих; баланс рабочего времени; планы переобучения и по­вышения квалификации; планы социального развития коллектива; коллективный до­говор, трудовой договор (контракт); положение об аттестации работников; схемы до­кументооборота и др.);

· состав технических средств, средств связи, периферийных устройств, комьютерной техники, используемых при выполнении функций управления персоналом; уровень механизации и автоматизации труда работников кадровых служб; организацию их рабочих мест, планировку помещений, условия труда, организацию его охраны и техники безопасности.

· Вскрыть причины негативной ситуации по рассматриваемой проблеме, определить их место в производственной или управляющей системе.

· Составить задание на организационное проектирование, где отразить цели совершенствования системы управления персоналом, сформулировать перечень проектных решений по рассматриваемой проблеме с их краткой характеристикой, указать предполагаемые затраты, факторы и источники экономической и социальной эффективности проектных предложений.

При выполнении обоих заданий студент должен проявить умение:

  • разбираться в плановых и отчетных документах
  • разбираться в производственных и управленческих ситуациях; делать обоснованные выводы из анализируемых материалов;
  • выполнять технико-экономические расчеты, связанные с анализом деятельности организации и технико-экономическим обоснованием мероприятий по совершенствованию процессов управления персоналом.

При сборе материалов для дипломного проекта студентам рекомендуется пользоваться Методическими указаниями к дипломному проектированию для сту­дентов специальности "Управление персоналом".

Общее учебно-методическое руководство практикой осуществляет выпускающая кафедра социальной антропологии и психологии.

Перед началом практики, руководствуясь темами дипломных проектов, кафедра:

- распределяет студентов по базам практики в соответствии с заключенными договорами или индивидуальными письмами;

- назначает руководителей практики от кафедры из числа штатных препода­вателей кафедры.

Распределение студентов по базам практики и назначение руководителей от кафедры оформляется приказом проректора университета по учебной работе не позднее, чем за 14 дней до начала практики.

Ответственным лицом за организацию и руководство практикой на соответст­вующей базе является преподаватель кафедры - руководитель практики.

Руководитель практики от кафедры ведет работу в тесном контакте с руководителем практики от организации - базы практики.

Руководитель практики от организации назначается из числа высококвалифицированных специалистов.

Руководитель практики от организации:

знакомит студентов с объектом практики;

осуществляет повседневное руководство и контроль хода практики;

консультирует и помогает студентам в сборе необходимых материалов по теме дипломного проекта.

Руководитель практики от кафедры до начала практики решает все организа­ционные вопросы, связанные с ее прохождением. К ним относятся:

распределение студентов по рабочим местам;

составление календарного плана прохождения практики каждым студентом на соответствующих рабочих местах.

Перед началом практики кафедра проводит организационное собрание со студентами, на котором разъясняет цели, задачи, содержание, программу и порядок прохождения практики.

На организационном собрании каждому студенту выдается "Дневник студента по практике", в котором фиксируются:

рабочий план прохождения практики;

· содержание ежедневной текущей работы студента с указанием даты, места и времени ее выполнения;

· экскурсии, беседы, лекции и другие мероприятия, проведенные студентом за время практики;

· задание на выполнение научно-исследовательской работы по теме дипломного проекта.

Выполнение студентом работ и заданий в соответствии с рабочим планом регулярно контролируется руководителем практики от организации, о чем он делает соответствующие отметки в рабочем плане. ,

Преподаватель кафедры проводит со студентами консультации, контролирует соблюдение ими установленного порядка прохождения практики, оказывает им помощь в выполнении индивидуальных заданий. Контроль выполнения программы практики обеспечивается проверкой содержания собранных студентами материалов не реже одного раза в неделю.

При прохождении практики студент обязан:

· выполнять график прохождения практики и все задания, предусмотренные программой;

· ежедневно вести "Дневник студента по практике" и предъявлять его руководителю - преподавателю кафедры для проверки по его требованию;

· строго выполнять действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка;

· соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

· выполнять задание по научно-исследовательской работе.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В результате изучения организационной структуры управления, штатного расписания организации или подразделения, в котором студент проходит практику, необходимо разработать, в зависимости от темы дипломного проекта, существующие:

· организационную структуру системы управления персоналом;

· схему закрепления функций подсистем управления персоналом за подразде­лениями организации (должностными лицами подразделения);

· схему функциональных взаимосвязей исследуемого подразделения с другими подразделениями при выполнении функций управления персоналом;

· схему функционального разделения труда в исследуемом подразделении по выполнению функций управления персоналом;

· оперограммы выполнения процедур управления персоналом, которые предполагается в дальнейшем совершенствовать.

Разработанные документы являются обязательными составляющими анали­тической части дипломного проекта.

ЗАДАНИЕ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ (НИРС)

В период прохождения практики каждый студент должен проводить научно-исследовательскую работу в соответствии с заданием, выданным руководителем практики. Тематика научно-исследовательских работ определяется руководителями практики от кафедры и предприятия и должна отражать наиболее важные проблемы управления персоналом организации - базы практики. Желательно, чтобы тема НИРС соответствовала теме дипломного проекта и явилась впоследствии фрагментом проектной части дипломного проекта.

НИРС может быть индивидуальной или групповой (до 4 человек) в зависимости от объема и характера выполняемых исследований. Разрешение на групповую НИРС дает руководитель практики от кафедры.

Результаты выполненной в индивидуальном порядке НИРС должны быть отражены в отчете по практике. Групповая НИРС оформляется студентами в форме отдельного группового отчета. В этом случае в отчете по практике каждого студента - участника групповой НИРС делается ссылка на этот отчет с указанием состава ав­торского коллектива и научного руководителя

Отчет или пояснительная записка по НИРС содержит текстовый материал, необходимые расчеты, графики, таблицы и т.д.

Наиболее интересные научные работы докладываются на научных конференциях. Примерная тематика научно-исследовательских работ студентов:

Проектирование взаимоотношений службы управления персоналом организации - базы практики с внешними организациями (консультационными центрами, "рекрутинговыми агентствами, центрами обучения, региональными органами по управлению трудовыми ресурсами).

Проектирование вариантов орг/структуры службы управления персоналом в зависимости от вида, размеров и возможностей организации.

Разработка методики анализа кадрового потенциала организации.

Разработка системы сбалансированных связей и отношений руководителей структурных подразделений организации в рамках действующей орг/структуры.

Разработка направлений развития организационного проектирования системы управления персоналом организации.

Комплексное проектирование системы управления персоналом организации.

Наши рекомендации