Невербальные средства общения
Визуальные:
§ движения и жесты
- движения (кинезика) — перемещение в пространстве всего тела,
- жесты — движение различных частей тела — в основном головы, плеч, рук (различают жесты приветствия, прощания, выражающие одобрение, растерянность);
§ позы — отражают состояние человека и его отношение к происходящему, почти у каждого человека есть своя излюбленная поза. Позы могут быть открытыми (как знак доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта) и закрытыми (воспринимаются как знак недоверия, несогласия, критики, например, «наполеоновская»);
§ выражения лица, выражения глаз — мимика — определенный имидж человека, в мимическом выражении — эмоциональное состояние (гнев, радость, страх, страдание, удивление, отвращение). Различают мимику верхней и нижней части лица. Верхняя часть контролируется нами больше, чем нижняя, поэтому смотрите больше на рот, крылья носа, подбородок. Уголки рта — показатели жизненного тонуса личности, недаром существует выражение: «Если опущены уголки вашего рта, то плачет ваш мозг и ваши внутренние органы»;
§ направление взгляда, визуальный контакт — экстраверты смотрят на собеседника пристальнее и дольше, чем интраверты;
§ кожные реакции: покраснение, побледнение;
§ вспомогательные средства общения:
- особенности телосложения (признаки возраста, пола);
- средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, татуировка);
§ проксемика: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.
Зоны комфорта
менее 15 см | 15-45 см | 0,46- 1,2 м | 1,2-3,6 м | более 3,6 м |
сверхинтиная | интимная | личная | социальная | общественная |
Нельзя вторгаться в интимную зону пациента без его согласия!
Акустические:
§ связанные с речью: интонация, паузы, тембр голоса, скорость речи;
§ не связанные с речью: одышка, удушье, кашель, плач, стон, вздох, восклицания.
Тактильные(связанные с прикосновением): физическое воздействие (сопровождение слепого за руку, пальпация пульса, живота, перкуссия легких, сердца).
Ольфакторные(связанные с запахом):
§ естественные (приятные, неприятные);
§ искусственные (духи, косметика).
У пациента могут быть самые различные потребности в общении. Они могут нуждаться в совете, утешении, обычном разговоре.
То, насколько медсестра способна удовлетворять эти потребности, зависит от ее навыков общения и опыта.
Основа коммуникации — мастерство общения медсестры:
1 — участие — внимание к чувствам другого человека.
Эмпатия («вчувствование») — способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека.
Для понимания эффективного общения сестры и пациента можно представить механизм общения в форме пазлов: когда контактные впадины и выступы одного человека совпадают с выступами и впадинами другого, происходит взаимопонимание.
Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это форма непосредственного пристрастного переживания человеком жизненного смысла явлений и ситуаций, которое обусловлено тем, отвечают или нет объективные свойства этих явлений и ситуаций потребностям индивидуума.
Сестры должны помнить, что эмоции не должны их захватывать в межличностных контактах — это может привести к негативным последствиям, а чувства в общении сестры не только желательны, но и полезны. Чувства являются механизмом приспособления к работе с коллегами и пациентами и прочным элементом в системе эмоциональной безопасности;
2 открытость — это раскрытие своего внутреннего «я» другому человеку, оно предполагает взаимность;
3 — умение проявлять беспокойство, сопереживать;
4— умение слушать — это искусство, открытость миру мыслей и чувств других людей.
Выделяют 3 элемента активного слушания:
§ поощряющие невербальные аспекты;
§ поощряющие вербальные аспекты;
§ использование молчания.
К невербальным компонентам активного слушания относятся:
§ зрительный контакт;
§ поза тела, сигнализирующая внимание и готовность слушать;
§ сестра стоит или сидит, повернувшись лицом к пациенту;
§ расстояние между собеседниками;
§ кивки головой;
§ выражение лица.
Вербальные компоненты:
§ восклицания по ходу беседы с пациентом;
§ вопросы, показывающие заинтересованность сестры в пациенте.
Использование молчания: сестра должна уметь правильно использовать этот аспект — с одной стороны, молчание может тяготить пациента, с другой — оно позволяет человеку собраться с мыслями. Сестре не следует спешить заполнять паузу, когда пациент умолкает;
5 — искренность (или конгруэнтность) в общении — это совпадение трёх пластов коммуникации — вербального (что человек говорит), невербального (сопровождающие жесты) и того, что при этом человек чувствует. Рассогласование этих пластов всегда замечается партнёром;
6 — уважение',
7 — искусство задавать вопросы — вопросы могут быть общие, конкретные, наводящие, пробные, множественные.
Тип вопроса | Преимущество | Недостаток |
Общие Как дела? Как здоровье? | Полезны, так как способствуют самовыражению. Человек может описать собственными словами то, что для него важно | Трудно контролировать отклонения от вопроса, достигать определённой цели или ограничивать словоохотливых собеседников |
Конкретные Ваша фамилия? Ваш адрес? | Позволяют быстро собирать конкретную информацию — точную и однозначную | Ограничены постановкой вопроса, ориентированы только на вопрос |
Наводящие Вы бросите курить, не так ли? Вы будете уделять больше внимания прогулкам на свежем воздухе после выписки?. | Наталкивают отвечающего на ответ, соответствующий нашему мнению | Ограничивают самовыражение отвечающего, могут вызывать гневную реакцию, если воспринимается как угрожающий |
Пробные Вы говорите, что за вами будет ухаживать дочь? За последние дниболи в области сердца участились? | Исследуют тему, которую спрашивающий считает важной; ответы могут давать конкретную информацию. Может застать отвечающего врасплох | Может пугать отвечающего, может вызвать гневную реакцию |
Множественные Вы говорите, что за вами будет ухаживать дочь? Она обладает достаточными умениями? Как она будет успевать при такой напряжённой работе? | Может демонстрировать интерес и энтузиазм | Приводит к замешательству, так как отвечающий не знает, на какой вопрос отвечать сначала. Ответ не может быть рациональным |