Невербальные средства общения

Визуальные:

§ движения и жесты

- движения (кинезика) — перемещение в простран­стве всего тела,

- жесты — движение различных частей тела — в ос­новном головы, плеч, рук (различают жесты при­ветствия, прощания, выражающие одобрение, рас­терянность);

§ позы — отражают состояние человека и его отношение к происходящему, почти у каждого человека есть своя из­любленная поза. Позы могут быть открытыми (как знак доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта) и закрытыми (воспринимаются как знак недоверия, несогласия, критики, например, «наполе­оновская»);

§ выражения лица, выражения глаз — мимика — опре­деленный имидж человека, в мимическом выражении — эмоциональное состояние (гнев, радость, страх, стра­дание, удивление, отвращение). Различают мимику верхней и нижней части лица. Верхняя часть контро­лируется нами больше, чем нижняя, поэтому смот­рите больше на рот, крылья носа, подбородок. Угол­ки рта — показатели жизненного тонуса личности, не­даром существует выражение: «Если опущены уголки вашего рта, то плачет ваш мозг и ваши внутренние органы»;

§ направление взгляда, визуальный контакт — экстравер­ты смотрят на собеседника пристальнее и дольше, чем интраверты;

§ кожные реакции: покраснение, побледнение;

§ вспомогательные средства общения:

- особенности телосложения (признаки возраста, пола);

- средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, татуировка);

§ проксемика: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.

Зоны комфорта

менее 15 см 15-45 см 0,46- 1,2 м 1,2-3,6 м более 3,6 м
сверх­интиная интимная личная социальная общественная

Нельзя вторгаться в интимную зону пациента без его согласия!

Акустические:

§ связанные с речью: интонация, паузы, тембр голоса, скорость речи;

§ не связанные с речью: одышка, удушье, кашель, плач, стон, вздох, восклицания.

Тактильные(связанные с прикосновением): физическое воздействие (сопровождение слепого за руку, пальпация пуль­са, живота, перкуссия легких, сердца).

Ольфакторные(связанные с запахом):

§ естественные (приятные, неприятные);

§ искусственные (духи, косметика).

У пациента могут быть самые различные потребности в общении. Они могут нуждаться в совете, утешении, обычном разговоре.

То, насколько медсестра способна удовлетворять эти потребности, зависит от ее навыков общения и опыта.

Основа коммуникации — мастерство общения медсестры:

1 — участие — внимание к чувствам другого человека.

Эмпатия («вчувствование») — способность чувствовать эмо­циональное состояние другого человека.

Для понимания эффективного общения сестры и пациента можно представить механизм общения в форме пазлов: когда контактные впадины и выступы одного человека совпадают с выступами и впадинами другого, происходит взаимопонимание.

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это форма непосредственного пристрастного переживания человеком жизненного смысла явлений и ситуаций, которое обусловле­но тем, отвечают или нет объективные свойства этих явлений и ситуаций потребностям индивидуума.

Сестры должны помнить, что эмоции не должны их захва­тывать в межличностных контактах — это может привести к негативным последствиям, а чувства в общении сестры не только желательны, но и полезны. Чувства являются меха­низмом приспособления к работе с коллегами и пациентами и прочным элементом в системе эмоциональной безопасности;

2 открытость — это раскрытие своего внутреннего «я» другому человеку, оно предполагает взаимность;

3 — умение проявлять беспокойство, сопереживать;

4— умение слушать — это искусство, открытость миру мыслей и чувств других людей.

Выделяют 3 элемента активного слушания:

§ поощряющие невербальные аспекты;

§ поощряющие вербальные аспекты;

§ использование молчания.

К невербальным компонентам активного слушания отно­сятся:

§ зрительный контакт;

§ поза тела, сигнализирующая внимание и готовность слу­шать;

§ сестра стоит или сидит, повернувшись лицом к паци­енту;

§ расстояние между собеседниками;

§ кивки головой;

§ выражение лица.

Вербальные компоненты:

§ восклицания по ходу беседы с пациентом;

§ вопросы, показывающие заинтересованность сестры в пациенте.

Использование молчания: сестра должна уметь правильно использовать этот аспект — с одной стороны, молчание мо­жет тяготить пациента, с другой — оно позволяет человеку собраться с мыслями. Сестре не следует спешить заполнять паузу, когда пациент умолкает;

5 — искренность (или конгруэнтность) в общении — это со­впадение трёх пластов коммуникации — вербального (что че­ловек говорит), невербального (сопровождающие жесты) и того, что при этом человек чувствует. Рассогласование этих пластов всегда замечается партнёром;

6 — уважение',

7 — искусство задавать вопросы — вопросы могут быть об­щие, конкретные, наводящие, пробные, множественные.

Тип вопроса   Преимущество Недостаток
Общие Как дела? Как здоровье? Полезны, так как спо­собствуют самовыра­жению. Человек может опи­сать собственными словами то, что для него важно Трудно контролиро­вать отклонения от вопроса, достигать определённой цели или ограничивать словоохотливых собеседников
Конкретные Ваша фамилия? Ваш адрес? Позволяют быстро собирать конкретную информацию — точ­ную и однозначную Ограничены поста­новкой вопроса, ориентированы только на вопрос
Наводящие Вы бросите курить, не так ли? Вы будете уделять больше внимания прогулкам на све­жем воздухе после выписки?. Наталкивают отве­чающего на ответ, соответствующий нашему мнению Ограничивают са­мовыражение отве­чающего, могут вызывать гневную реакцию, если вос­принимается как угрожающий
Пробные Вы говорите, что за вами будет ухажи­вать дочь? За последние дниболи в области серд­ца участились? Исследуют тему, ко­торую спрашивающий считает важной; отве­ты могут давать кон­кретную информацию. Может застать отве­чающего врасплох Может пугать отве­чающего, может вызвать гневную реакцию
Множественные Вы говорите, что за вами будет ухажи­вать дочь? Она об­ладает достаточ­ными умениями? Как она будет успевать при такой напря­жённой работе? Может демонстриро­вать интерес и энтузи­азм Приводит к замеша­тельству, так как отвечающий не зна­ет, на какой вопрос отвечать сначала. Ответ не может быть рациональным

Наши рекомендации