Духовная сила нуждается в упражнениях

Эта пифагорейская традиция непрерывно продолжается по сию
пору. Вначале ее подхватили многочисленные античные фило-
софские школы и религиозные вероучения. Затем она была
продолжена первыми христианскими монахами, аскетами и отшель-
никами — отцами-основателями церкви. Нам сегодня она известна
как православный психофизический метод управления сознанием —
исихазм, что в переводе с греческого означает «безмолвие».

Одним из верных приверженцев пифагорейского Пути к «иному
миру» был Эмпедокл (490–430 гг. до н. э.) из города Агригент на
Сицилии. Он слыл большим оригиналом: часто сравнивал себя с
богом и для этого у него были основания. Он пророчествовал, лечил
людей, как сейчас говорят, нетрадиционными методами, мог воздей-
ствовать на погоду — вызывать или прекращать дожди.

Другим выдающимся представителем пифагорейского Пути,
хорошо знавшим цену Мудрости и способы ее достижения, был
Сократ (428–348 гг. до н. э.). Сам он о своих идеях и мыслях ничего
не писал, но о его мировоззрении можно догадаться по деятельности
школ, образованных его знаменитыми учениками Платоном и Анти-
сфеном. Возможно, что основным содержанием философии Сократа,

143 Часть первая Сверхвозможности человека

выраженным знакомым нам тезисом «Познай себя!», была как раз
картина психики, последовательно меняющаяся по мере самопо-
знания. Сам он владел способами управления подсознанием: иногда
он слышал голос, предупреждающий об опасности или дающий
иные полезные советы.

Что касается Платона (428–348 гг. до н. э.), то мы достоверно не
знаем, владел ли он психофизическими методами изменения
сознания. Однако знаменитый философ был большим почитателем
Пифагора и поэтому вполне вероятно, что он хорошо представлял
суть пифагорейского Пути. Так или иначе, но именно Платон сфор-
мулировал оригинальную концепцию мироздания, включающую
представления об «ином мире» как о части Природы. Это была по-
настоящему революционная точка зрения. До Платона, да и все
прошедшие после него две с половиной тысячи лет, большинство
людей западной культуры примитивно воспринимали и воспри-
нимают «иной мир» в виде обители Бога. Ученик Сократа впервые
положил в основу мироздания гносеологическую категорию,
которую мы сегодня называем информацией. Его представления о
том, что в основе материальной природы лежат эйдосы (виды,
образы или идеи), до сих пор правильно не поняты западной циви-
лизацией и не оценены по достоинству. У Платона, вслед за Пифа-
гором и Сократом, философия выступает в роли практического
метода, позволяющего душе обеспечить взаимодействие с «иным
миром эйдосов» вплоть до полного слияния с ним, достижения
бессмертия.

Другой упоминавшийся ученик великого Сократа Антисфен
(444–347 гг. до н. э.) организовал школу, известную по наимено-
ванию ее представителей — киников (или циников — по названию
холма в Афинах, где располагалась гимназия Антисфена). Идеология
учения была близка идеям древнеиндийских Вед: окружающий мир
рассматривался как причина дисгармоний, страданий человека. Для

Глава 4 История контактов с «иным миром» 144

устранения дисгармонии между миром и человеком необходимо, по
мнению киников, изменить себя. На вопрос, что ему дает жизнь
философа, Антисфен отвечал, что понял, как изменить себя. Мы
знаем, что в качестве одного из методов изменения «себя», то есть
разума или сознания, киники проповедовали древние уже для того
времени аскетизми отшельничество. Однако неизвестно, исполь-
зовали ли они при этом эффективные психофизические способы.
Антисфен первый в западной культуре последовательно придержи-
вался идеологии аскетизма, в современном его понимании. И
действительно киники отрицали все земные приобретения, жили в
самых простых жилищах и питались самой грубой пищей. Один из
представителей школы, Диоген из Синопа, известен тем, что долгое
время жил близ Афин в бочке. Он утверждал, что самой ценной
вещью в мире является мудрость, которую можно постигнуть аске-
тизмом.

Собственно термин «аскетизм», в переводе с греческого озна-
чающий «упражнения», киники не использовали. Его ввели в обиход
представители более поздней школы стоиков. Однако представления
Антисфена об «упражнениях» были восприняты не только стоиками,
но и через несколько сот лет христианскими подвижниками. Они
дошли до нашего времени в качестве непременного жизненного
атрибута православных монахов и отшельников именно в виде
духовных упражнений или тренировок. «Духовная сила, подобно
физической, возрастает от упражнений», — учили много позже
отцы-основатели христианской церкви.

Школа стоиков была организована в Афинах Зеноном, родом из
греческого города Китиона. Зенон (336–264 гг. до н. э.) более четко,
чем Антисфен, выразил уже существовавшую в восточных культурах
мысль о том, что счастье достижимо только на пути подавления
эмоций, страстей и воспитания спокойствия психики — апатии,
когда ее спонтанная деятельность не мешает разуму.

145 Часть первая Сверхвозможности человека

Аналогичный способ достижения счастья посредством пога-
шения хаотической деятельности психики был положен в фундамент
учения Перрона, основателя скептицизма. В этой школе основным
понятием была атараксия(греч. «невозмутимость»), то есть
состояние полного душевного покоя, достигаемое мудрецом. Дости-
жение атараксии как основного идеала человека, обеспечивающей
спокойное и радостное состояние души, отсутствие страданий,
лежит и в основе учения Эпикура (341–270 гг. до н. э.).

О конкретных психофизических методах изменения сознания,
применяемых Пирроном, Зеноном или Эпикуром мы, как и в других
случаях, ничего определенного сказать не можем. В те времена это
была тайна за семью печатями. Однако использование этими фило-
софами и их учениками вполне определенных понятий и терминов,
таких как атараксия или апатия, с головой выдают обладателей
тайных знаний. Действительно, эти понятия определяют такие
состояния сознания и психики, которые естественным образом
наступают при последовательной тренировке внимания. И именно в
этих состояниях возможно взаимодействие с «иным миром».

Итак, философские школы были прежде всего духовно-практиче-
скими. Целью их создания и основой деятельности было использо-
вание психофизических методов изменения сознания.

Подлинного расцвета такие школы достигли в период со II века
до нашей эры по III век нашей эры. Помимо религиозных мистерий и
греческих философских объединений, это были многочисленные
иудаистские и зороастрийские секты, часто образующие самостоя-
тельные и независимые общины. Кроме того, существовали хорошо
развитые религиозные учения, с разных позиций трактующие
природу «иного мира». Они имели многочисленных поклонников в
различных частях Восточного Средиземноморья. Популярность
подобных сект и учений основывалась на психофизической практике
управления сознанием, лежащей в основе их деятельности.

Глава 4 История контактов с «иным миром» 146

Например, Кумранская община иудаистской секты ессеев,
членом которой, по мнению многих ученых, был Иисус Христос, и
где он провел восемнадцать лет своей жизни, с помощью этих
методов целенаправленно готовила «мессий». Таким способом ессеи
воплощали в жизнь древние еврейские пророчества о пришествии
«помазанников божьих» с целью спасения человечества. Выдаю-
щиеся члены секты, освоившие собственные сверхвозможности,
пропагандировали в народных массах Путь к счастью, свободе и
бессмертию посредством достижения взаимодействия с «иным
миром».

Аналогичными методами владели и приверженцы других
учений, например, герметизма, или более позднего по времени
неоплатонизма.

Герметисты, видевшие корни своей доктрины в глубинах
древнеегипетской старины и почитавшие в качестве ее основателей
богов Тота — Гермеса, «иной мир» воспринимали как часть
Природы, доступную только «умственному видению». Они считали,
что истинное предназначение человека — это взаимодействие с
«иным миром». «…Среди всех чудес, которые мы наблюдаем в
человеке, наибольшее восхищение вызывает то, что человек смог
раскрыть свою божественную природу и использовать ее… Наши
предки открыли искусство творить богов…», — таков основной
тезис учения, соперничавшего в свое время с христианством за умы
людей. Нам остается только догадываться, какими путями разви-
валась бы западная культура, если бы восторжествовало гермети-
ческое понимание природы и механизма функционирования «Бога и
Божественного мира» и древние догадки о том, что «человек —
творец богов»:

147 Часть первая Сверхвозможности человека

«Мы узнали Тебя, превеликий Свет, Тебя, Который можно
постигнуть только умом. Мы постигли тебя, о истинный Путь
жизни! …Мы познали Тебя, о рождающаяся полнота Природы!… Во
всей этой молитве мы просим Тебя сделать нас настойчивыми в
любви к Знанию Тебя, чтобы мы никогда не оставляли этот образ
жизни»

Впервые в истории западной культуры Разум герметистами был
отождествлен с Богом:

«Тот Свет — это я, Ум, твой Бог».

Человек постигает божественный Свет посредством молитвы. Но
что это дает ему? Ради чего ему стремиться к знаниям об «ином
мире»? Учение Тота — Гермеса однозначно отвечает на эти вопросы:
«Конечное Благо тех, кто владеет Знанием, — стать Богом».

Человек может стать Богом по силе своего могущества над миро-
зданием! Этот тезис, бывший когда-то широко распространенным
знанием, спустя две тысячи лет для современного человека звучит
полным откровением!

Наши рекомендации