Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи противоположного пола
Б.Х. (Даниэлю): Сейчас займемся твоим случаем. Во время перерыва ты уже сообщил мне некоторые подробности о твоей проблеме. Для самой расстановки мне надо знать только самые основные факты, характеризующие семью. Больше ничего. Твои родители состоят в браке?
Даниэль: Да.
Б.Х.: Сколько у них детей?
Даниэль: Три сына.
Б.Х.: Был ли кто-то из твоих родителей до брака друг с другом женат или имел любовную связь с кем-то?
Даниэль: Нет.
Б.Х.: Происходило ли раньше что-то особенное в родительских семьях твоих родителей?
Даниэль: Мать моего отца умерла от рака.
Б.Х.: Сколько ей тогда было лет?
Даниэль: Шестьдесят или шестьдесят пять лет
Б.Х: Тогда это не очень важно с точки зрения семейно-системной ситуации. Умер ли кто-то в твоей семье при родах?
Даниэль: Я думаю, что один ребенок родился мертвым.
Б.Х.: Чей ребенок?
Даниэль: Моей матери, но я не уверен.
Б.Х.: Значит, возможно, что этот ребенок был твоим братом или сестрой?
Даниэль: Да, правильно.
Б.Х.: Этот ребенок был девочкой или мальчиком?
Даниэль: Я не знаю.
Б.Х: А кем этот ребенок представляется тебе, когда ты о нем думаешь — девочкой или мальчиком?
Даниэль: Я бы сказал, что девочкой.
Б.Х.: Я тоже так думаю. Ты старший сын?
Даниэль: Нет, самый младший, третий.
Б.Х.: А мертворожденный ребенок был старше или младше тебя?
Даниэль: Старше.
Б.Х.: Значит, ты предполагаешь, что эта мертворожденная сестра родилась прямо до тебя?
Даниэль: Я думаю, что да.
Б.Х.: Хорошо, давай расставим эту систему. Самые важные данные для этого у нас есть. Мертворожденного ребенка мы потом прибавим к констелляции
Рис. 28.1:
О - отец; М - мать; 1 — первый ребенок, сын; 2 — второй ребенок, сын; 4 —
четвертый ребенок (Даниэль).
Б.Х.: Как чувствует себя отец?
Отец: Я только что спросил себя: что такого случилось в нашей семье, из-за чего старший сын ушел. Моя жена стоит между мной и нашим вторым сыном, так что я не могу его видеть, но мне хотелось бы, чтобы у нас с ним был контакт.
Б.Х.: Как чувствует себя мать?
Мать: Я немного растеряна. Я не вижу ни своего мужа, ни первого, ни второго ребенка. Только младший сын находится в моем поле зрения.
Б.Х.: Как чувствует себя старший сын?
Первый ребенок: Позади себя ощущаю что-то сильное и ужасное. Кроме своих родителей я ничего не воспринимаю, но даже их я вижу только краем глаза.
Б.Х.: Как чувствует себя второй сын?
Второй ребенок: Мне очень хочется следовать за старшим братом.
Б.Х. (участнику, играющему роль Даниэля): Как чувствует себя самый младший сын?
Четвертый ребенок: Это место слишком близко к матери. Я бы предпочел стоять вместе со своими братьями.
Б.Х. (Даниэлю): Теперь поставь свою мертворожденную сестру в констелляцию. Сделай это спонтанно, следуя своим чувствам!
Б.Х.: Что изменилось у самого младшего сына?
Четвертый ребенок: Я очень боюсь. Она слишком близко ко мне, и в этом для меня есть опасность.
Рис. 28.2:
+ 3 — третий ребенок, дочь.
Б.Х.: Как чувствует себя сестра?
Третий ребенок: У меня такое впечатление, будто я здесь совсем чужая...
Б.Х.: Как сейчас чувствуют себя родители?
Мать: Мне нравится, что наша дочь здесь.
Отец: Чувствую, что к системе добавилось что-то новое, но основная ситуация не изменилась.
Б.Х. (Даниэлю): Ты позволишь мне сказать несколько слов о твоей ситуации?
(Даниэль согласно кивает.)
Б.Х. (группе): Во время перерыва Даниэль мне сказал, что чувствует себя так, будто разделен на две части, и не может точно определить свою половую идентичность, т. е. не знает, кто он — мужчина или женщина. Такое наблюдается в семьях, где сын замещает дочь, не получившую своего места в семейной группе. Такова ситуация и у Даниэля. Проблема разрешится, когда умершая дочь получит свое место близко к родителям.
(Участнице, играющей роль мертворожденной девочки): Садись на пол прямо перед родителями и обопрись на них!
(Б.Х. ставит мать слева от отца и предлагает родителям положить руки на голову ребенка. Потом расставляет братьев по возрасту напротив родителей.)
Рис. 28.3
Б.Х.: Как все сейчас чувствуют себя?
Отец: Я чувствую себя гордым отцом!
Мать: Эта констелляция мне подходит.
Б.Х.: Как сейчас чувствует себя младший сын?
Четвертый ребенок: Больше не чувствую никакой внутренней напряженности. Сейчас констелляция соответствует правильной динамике сил. (Родители улыбаются друг другу.)
Б.Х. (группе): Благодаря такой констелляции младший сын освобождается от необходимости идентифицироваться с сестрой. После того как мертворожденный ребенок получил место, на которое он имел право в семейной системе, брат как будто стал самим собой и больше не должен играть роль другого лица, в данном случае сестры.
(Сестре): Как чувствует себя девочка там, на полу?
Третий ребенок: Мое настоящее место — здесь.
Б.Х.: Точно!
(Даниэлю): Ты хочешь встать на свое место в констелляции?
(Даниэль занимает свое место в картине.)
Б.Х: Как чувствуют себя остальные братья?
Первый ребенок: Прекрасно.
(Братья улыбаются друг другу.)
Б.Х: Хорошо. Нашли решение для Даниэля.