Он отличается кротостью
Благочестивый мусульманин, душа которого пропитана руководством ислама, постоянно приучает себя к кротости и подавлению гнева, поступая так во исполнение слова Аллаhа Всеблагого и Всевышнего:
«… и которые сдерживают гнев и прощают людям. Аллаh любит совершающих благие деяния!» (Семейство Имрана, 134)
Это было сказано потому, что сильным с точки зрения ислама является не тот, кто обладает сильными мускулами и может бороться с людьми и побеждать их, нет, силён лишь уравновешенный и кроткий человек, способный владеть собой в те моменты, когда им овладевает гнев.
«Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
He тот силён, кто может победить многих, силён тот, кто сдерживает себя, когда им овладевает гнев.» (Аль-Бухари и Муслим)
Показателем степени мужества мужчин является не привычка поддаваться вспышкам гнева, подчиняясь быстротечным переживаниям, а способность сдерживать себя и не давать проявляться своему гневу. Сдерживая себя и не позволяя себе распускаться в моменты раздражения, человек получает возможность владеть ситуацией, предотвращать возникновение ссор, достигать своих целей и добиваться благоволения Аллаhа и людей. Именно поэтому когда какой-то человек обратился к благородному посланнику с просьбой дать ему наставление, он сказал ему лишь одну короткую фразу: "He гневайся!" — после чего этот человек ещё несколько раз повторил свою просьбу, говоря: "Дай мне совет" — на что благородный посланник неизменно отвечал ему всё теми же словами, вместившими в себя самую суть всех достойных нравственных качеств: "Не гневайся!" (Аль-Бухари)
Передают, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: "(Однажды) посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал Ашаджжу Абд аль-Кайсу:
«Поистине, присущи тебе два качества, которые любит Аллаh: кротость и терпеливость.» (Муслим)
При этом истинному мусульманину иногда приходится гневаться, но гневается он не за себя, а за Аллаhа, и происходит это в тех случаях, когда нарушается какой-нибудь из Его запретов, или искажается какой-нибудь из установленных Им обрядов или отменяется какое-нибудь из Его установлений. Именно так и поступал посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) о чём сообщается в хадисе, приводимом Аль-Бухари и Муслимом, где говорится, что Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала: "Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) не мстил за себя, но мстил за Аллаhа в тех случаях, когда нарушался какой-нибудь из Его запретов".
Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) гневался, а цвет его лица изменялся тогда, когда он видел, что кто-нибудь наносит ущерб престижу религии своими действиями, или ошибается в применении её установлений или допускает послабления в применении наказаний, установленных шариатом.
Так, например, он разгневался, когда один человек пришёл к нему и сказал: "Поистине, я опаздываю на утреннюю молитву из-за такого-то, который проводит её с нами (слишком) долго". И никто не видел, чтобы благородный Пророк гневался сильнее, чем в тот день во время произнесения проповеди, когда он сказал:
«О люди, поистине, есть среди вас такие, которые внушают (другим) отвращение (к религии)! Пусть тот из вас, кто проводит молитву с людьми, будет краток, ведь позади него могут оказаться старые, малые и те, у кого есть неотложные дела!» (Аль-Бухари и Муслим)
И он разгневался также и в тот день, когда после одной из своих поездок вернулся к Аише и увидел в её доме тонкую занавеску, украшенную изображениями.[142] Увидев эту занавеску, он разорвал её, цвет его лица изменился и он воскликнул:
«О Аиша, в День Воскресения самым сильным мучениям пред Аллаhом подвергнутся те, кто пытается уподобиться Аллаhу в творении!» (Аль-Бухари и Муслим)
И он разгневался в тот день, когда Усама ибн Зайд обратился к нему с просьбой за одну женщину из племени бану Махзум, которая совершила кражу, после чего посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) велел отсечь ей руку в соответствии с установлением шариата. Узнав об этом, люди сказали: "Кто поговорит о ней с посланником Аллаhа?" А потом они сказали: "Кто же осмелится на это, кроме Усамы ибн Зайда, любимца посланника Аллаhа?" И Усама заговорил с ним об этом, но в ответ ему посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), гневаясь, сказал: "Как можешь ты ходатайствовать об отмене наказания из числа наказаний, установленных Аллаhом Всевышним?!" А потом он поднялся с места, обратился к людям с проповедью и сказал:
«Поистине, уничтожил Он тех людей, которые были до вас, за то, что когда кражу среди них совершал знатный, они не трогали его, а когда крал слабый, то подвергали его установленному наказанию! И клянусь Аллаhом, если бы украла что-нибудь Фатима, дочь Мухаммада, то я обязательно отрубил бы руку и ей!» (Аль-Бухари и Муслим)
Вот в каких случаях гневался посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) и таковыми являются основания для проявления гнева в исламском шариате, указывающем на то, что гневаться допустимо в таких обстоятельствах, когда это делается ради Аллаhа, но не ради себя.