Мысль в линии, композиции, цвете
Итак, художник, рисуя, строит, анализирует, размышляет, творит. И все это выражается посредством линии, она – основа рисунка.
Некоторые исследователи иконописи считают, что существует «световая линия – это мысленная, иногда четко очерченная, иногда едва намеченная, или невидимая и только подразумеваемая линия сфер и плоскостей, которая дает иконописцу возможность выразить последовательность событий вне времени, глубину и объемность изображений вне прямой перспективы. Другими словами, это – новое видение пространства; одновременная обращенность святого к Богу и к молящемуся перед иконой. Обращение к молящемуся достигается тем, что фигура святого рисуется на двух или на нескольких плоскостях, как бы на листах полуразвернутой тетради. Этим достигается максимальная открытость святого для молящегося, как будто его созерцают сразу с нескольких сторон»... (арх. Рафаил Карелин)
Линия раскрывает образ мышления человека, его мировосприятие, индивидуальность. Линия обнаруживает характер человека, его собранность или рассеянность, небрежность, заботу о дарованном Богом таланте или равнодушие к нему… Линия расскажет о созерцательности художника или о хаотичности его мышления, о его чувственности или бесстрастии, выявит его влечение к земному или к горнему... Обо всем расскажет линия.
Мысль художника, запечатленная в линии, хранится в художественном произведении и живет в веках. Веками же накопленный опыт древних мастеров отображен в наставлениях и немногих трактатах, которые часто сокрыты от нас как бесценные жемчужины...
Икона есть образ нетленного бытия, преображенного мира; поэтому характер иконных линий должен быть бесстрастен и мирен, гармонично выверен. Художник воздействует на мир движением или линией, посему, осознавая это, он должен стремиться к мирному, бесстрастному внутреннему укладу, к преображению своего «ветхого человека». Будем избегать всего нечистого, страстного, плотяного, тленного; исключим поспешность и небрежность в работе, даже второстепенной. Да обретем страх Божий и Божию премудрость, тогда откроются наши духовные очи, и мы узрим красоту Божьего горнего мира… Останется только запечатлеть, изобразить ее. В этом путь иконописца к мастерству и к спасению души.
«Итак, братия, не будем святого совершать нечисто, высокого низко, честного – бесчестно, и, кратко сказать, духовного – по-земному». (свт. Григорий Богослов)
В древние времена святость жизни иконописца и его мастерство были двумя крылами иконописания. Соединенные вместе, они создают то, что в миру называется гениальностью, а в Церкви – прозрением. Незамутненность разума и духовное трезвение также формируют творческий подход художника, его мировосприятие. Для примера взглянем на западную средневековую религиозную живопись и сравним ее с иконой восточной Церкви.
Отметим, где чувственность, а где бесстрастность и дыхание вечного бытия; где земная плотская радость, а где небесная; где изображение Горнего и преображенного мира Божия, а где мир дольний и плотяность земной твари. Проанализируем приемы изображения тех и других, характер композиционных линий, организующих форму и пространство.
Для этого проведем показ репродукций икон и церковной живописи Восточной и Западной Церкви X1V-XVI вв.
Восток: Византийская, Московская и Новгородская школа иконописи, иконы круга прп.Андрея Рублева и Дионисия.
Запад: картины на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джотто, Чезаре, Филиппо Липпи и Грюневальда.