Прозелитизм (обман при вербовке, эзотерический разрыв) 2 страница

Весть об Армагеддоне преподносится как радостная, ободряющая новость, особенно для хороших людей. Жертвам обещается, что скоро наступит жизнь, когда Бог уничтожит болезнь, смерть, старость, истребит отъявленных злодеев, и всем несчастным воздастся за то, что им пришлось пережить. Райская жизнь первоначально обещается людям только за их моральные качества. Далее следуют многочисленные доказательства того, что это обещание реально. Затем, когда человек уже рассчитывает на счастливое будущее как на нечто само собой разумеющееся, вступает в действие уже упоминавшаяся нами ранее логическая связка:

А) Выжить в Армагеддоне и получить надежду на вечную жизнь в раю на Земле доступно не каждому, а только тем, кто живёт в соответствии с Библией;

Б) В соответствии с Библией в наши дни живут только Свидетели Иеговы, следовательно, чтобы обрести надежду на воскрешение после смерти, вам необходимо вступить в их организацию.

К этой мысли человека приводят не прямо, но в то же время так, что не прийти к этому выводу нельзя. Мы уже рассматривали такой признак секты, как претензию на обладание ключом к культовому знанию. В частности, ранее отмечалось, что единственный способ получить желаемое – это изучение Библии со Свидетелями Иеговы. Поэтому, лишившись этого культового знания, адепт не только подписывает себе смертный приговор, но и теряет любовь Бога (Иеговы), лишается возможности иметь с ним хоть какие-то личные отношения и превращается в его врага. Во время изучений адепт приводится к этой мысли. Его ставят перед фактом: чтобы не быть врагом Бога, надо выполнять то, что он требует. Об этом красноречиво говорит цитата из книги "Ты можешь жить вечно в раю на земле", 1989 г. - С. 216: "Помни: если ты не служишь Иегове, ты служишь Сатане" Под требованиями Бога (Иеговы) понимаются требования организации. Узнавать эти требования жертва будет постепенно, когда будет верить Свидетелям настолько, что уже не будет представлять своей жизни без организации и окончательно потеряет связь с реальность и своим привычным окружением. В ряде иеговистских изданий прямо указывается, что единственная возможность выжить для адепта – это примкнуть к Свидетелям Иеговы: "Не рад ли ты принадлежать к людям, имеющим радостную перспективу пережить надвигающийся конец сегодняшней системы вещей и затем жить в справедливом новом мире? Конечно, ты рад, особенно ввиду факта, что это ни с чем не сравнимое дело сбора неудержимо приближается к своему успешному завершению". Разумеется, на вопрос: желаете ли Вы принадлежать к числу имеющих возможность жить, человек не может не ответить "да".

Таким образом, здесь имеет место прямое психологическое влияние и даже давление, выражающееся как во внушении, так и в намеренном сокрытии и искажении иеговистами их учения. Об отдельных особенностях этого давления подробно рассказывает С.Е. Майкова в статье "Внушение как метод психологического воздействия в изданиях Общества Сторожевой башни" [48] В частности, она даёт определение основных понятий, используемых в психологии: "В практике массовой коммуникации внушение как вид психологического воздействия используется довольно часто. При этом под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации [49]. Под влиянием внушения могут возникать представления, не соответствующие действительности, а также стремление действовать без оценки полученных побуждений и верить источнику информации, не сомневаясь в его надежности.

Ю.А. Шерковин считает, что внушение - основной способ организации общественного мнения и манипулирования сознанием, прямое вторжение в психическую жизнь людей.

Чаще всего применяются методы эриксонианского гипноза. Разработанные американским психиатром Милтоном Эриксоном, они обладают уникальным свойством - не содержат прямых команд, что позволяет обходить возможное сопротивление слушателя и располагать его к себе. Это достигается за счет использования определенных речевых стратегий: трюизмов, вопросов-ярлыков типа "Не правда ли?", "Не так ли?", вопросов и утверждений, направленных на привлечение внимания, а также команд, скрытых в вопросах [50].

Трюизм - это общее утверждение, находящееся в строгом соответствии с реальностью, банальная истина. Сила трюизма заключается в том, что с ним нельзя не согласиться. Например, "Зимой, как правило, бывает холодно". "Мы беседуем с людьми на тему личной безопасности. Сейчас повсеместно растет преступность, и от этой проблемы никто не застрахован". Для привлечения внимания к определенному явлению используются слова "Любопытно", "Сомневаюсь", утверждения типа "Хотел бы знать". Вопросы типа "Не правда ли?", "Не так ли?" делают речь более убедительной, а своей мягкой и деликатной формой прикрывают утверждения, не допускающие возражений. В результате подобного воздействия у человека снижаются бдительность и критическое восприятие, чему также способствует доверительный тон публикаций и обращение к читателю на "ты": "Не кажется ли тебе, что твой распорядок заполнен ежедневными и еженедельными обязанностями и ты нуждаешься в советах, как лучше использовать свое ограниченное время. Расставь дома или там, где ты занимаешься, книги и другие необходимые в изучении предметы в разумном порядке...". "Молодежь, хотите ли вы, чтобы ваша вера стала еще сильнее? Почему бы не подобрать публикацию и хорошенько не изучить ее во время очередных каникул?".

…Что же такое транс? Транс - это такое состояние, когда фокус внимания направлен внутрь себя. В трансе размываются границы между сознанием и подсознанием, что позволяет самой личности или суггестору устанавливать прямой контакт с подсознанием. Милтон Эриксон считал, что человек испытывает потребность в состоянии транса, так как именно в трансе подсознание может произвести ту внутреннюю реорганизацию психики, в которой нуждается организм, чтобы приспособиться к быстро меняющейся действительности

Внушаемость определяется как склонность подчиняться и изменять поведение не на основании разумных, логических доводов или мотивов, а по одному лишь требованию или предложению, которое исходит от другого лица, причем, сам субъект, подвергнутый гипносуггестивному воздействию, не отдает себе отчета в такой подчиняемости, продолжая считать свой образ действий как бы следствием собственной инициативы или самостоятельного выбора [51]. Академик В.М. Бехтерев считал, что внушение происходит "Путем непосредственного прививания психических состояний, т.е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике" [52]. Авторы публикаций используют эриксонианскую технологию погружения в трансовые состояния, рассказывая истории или притчи".

Далее автор анализирует изученные ею тексты "Свидетелей Иеговы", в частности, отмечая: "Авторы журнальных статей используют и прямые суггестивные команды: увещевания, наставления, приказы с возможной установкой - положительной: "Бог тебя наградит", отрицательной: "Бог тебя накажет".

Проповедники "Сторожевой Башни" получают солидную теологическую и психологическую подготовку в специальных центрах: они владеют навыками внушения, убеждения, умеют принуждать, проявляя настойчивость и терпение. Об этом свидетельствуют материалы "Руководства для Школы теократического служения", руководства "Как завести и продолжить разговор на библейскую тему", журнальные статьи. Принято считать, что для оказания пропагандистского или психологического воздействия на человека, с ним необходимо установить раппорт, т.е. доверительные отношения. Но прежде всего необходимо привлечь внимание. Свидетели Иеговы хорошо усвоили это правило. Вот что мы читаем в "Руководстве для Школы теократического служения": "Вступление к речи должно вызывать интерес к теме. Оно должно привлечь внимание слушателей и приготовить к благосклонному рассмотрению того, что последует. Один из наиболее наилучших способов вызвать интерес - увлечь слушателей. Дать им понять, что эта информация для них важна, что она касается их жизни".

Свидетели Иеговы уделяют большое внимание психологическим особенностям слушателей, их социальному положению, расе, социальным, культурным и языковым различиям". Далее исследователь делает выводы, что:

"1. Внушение как вид психологического воздействия на сознание человека преобладает в публицистических и специальных изданиях Общества Сторожевой Башни, что позволяет не только активно формировать мировоззрение интересующихся и верующих граждан, но и влиять на различные стороны частной и общественной жизни Свидетелей Иеговы.

2. Лидеры и пропагандисты религиозной организации Свидетелей Иеговы (Сторожевой Башни) имеют высокий уровень психологической и теологической подготовки, способствующий успешному привлечению в свои ряды новых сторонников".

Не обходят стороной подобные вещи и эксперты. Так, в заключении Экспертизы № 1 указывается, что "Подлежащие вовлечению в сообщество, через тексты изданий и их толкование приводятся к убеждению, что в современном социуме и современных исторических, нравственных, культурных обстоятельствах и в современной религиозно значимой общественной атмосфере присоединение к "Свидетелям Иеговы" является единственно благотворным выбором для личности.

Предъявленные к экспертизе тексты "Свидетелей Иеговы" предлагают определенным образом интерпретируемую картину современного мира, взятого для рассмотрения в его нравственных, социальных, конфессиональных, политологических и правовых аспектах. Организация текстов соответствует известным науке закономерностям и технологиям рекламного и пропагандистского воздействия.

Лингвистический, психолингвистический и литературоведческий анализ текстов сообщества "Свидетели Иеговы" позволяет рассмотреть их информационный, идейно-дидактический, дисциплинарно-предписательный и суггестивно-мотивирующий аспекты как целенаправленное, планомерно проводимое внушение им определенного и единообразного набора настроений и предрасположений.

Являясь текстами, близкими по своей организации к пропаганде и рекламе, издания "Свидетелей Иеговы" прибегают к разнообразным способам манипуляции сознанием воспринимающих, сужая кругозор воспринимающего и ориентируя его на фатально предопределенный мнимый выбор, прямо или исподволь предрешенный этой организацией.

Реализуемые в текстах " Свидетелей Иеговы" рекламно-пропагандистские технологии дополняются дисциплинарно-уставными, где давление на психику воспринимающего и сужение его сознания проводится через должностную инструкцию, графики выполнения обязанностей и прямые приказания".

В Заключении № 4 также говорится: "Признаки деструктивного культа (тоталитарной секты) в способах вербовки и удержания членов в организации "Свидетели Иеговы" заключаются в использовании приемов обманной вербовки, сокрытии существенных положений вероучения при вербовке, использовании средств психологического давления и принуждения для удержания в секте. Исследователи деструктивных культов выделяют некоторые типичные признаки и критерии, свидетельствующие о наличии психического насилия, и практически все эти признаки и критерии присутствуют в деятельности организации "Свидетели Иеговы".

Есть доктрины для внутреннего употребления и внешние (фасадные, рекламные). Примером служат лицемерные реверансы в сторону традиционных религий, которые вменяется использовать вербовщику при "мягкой вербовке", чтобы сразу не отпугнуть жертву.

В разговоре с буддистом наставления рекомендуют подчеркивать, что "мы не имеем ничего общего с христианским миром"; с евреем – что "мы поклоняемся Богу Авраама" и "наша цель – найти духовную истину". Хотя очевидно, что это является откровенной ложью и никаких "поисков духовной истины" вербовщик не ведет. Такие же приемы специально разработаны для вербовки людей из иных культур – индуистов, мусульман и т.д."

Далее отмечается, что "От вербовщиков требуется учет буквально всех обстоятельств, при которых им приходится действовать, оказывать влияние на людей, – от выражения лица при декламации "радостных" или "угрожающих" фрагментов учения до формы одежды и положении ног и рук при выступлении".

В механизмах создания и поддержания членства в организации эксперты выделяют такие признаки, как:

А) Наличие активной и пассивной вербовки, веера методических приемов вербовки, что свидетельствует о том, что численный рост секты является главной целью.

Б) Специальная система подготовки агентов, осуществляющих вербовку во всех аспектах их деятельности.

В) Создание атмосферы "элитарности", проведение особых ритуалов посвящения, копирующих или имитирующих подобные ритуалы традиционных религий. Этому служит вся система культовых действий в секте, "крещения" и т.п.

Анализ психологических методов и приемов, рекомендуемых для использования при вербовке и работе с членами культа, представленных в изданиях "Свидетелей Иеговы" также свидетельствует, что основной задачей деятельности организации является вовлечение возможно большего числа новых последователей с целью их духовной, психической и материальной эксплуатации. Все остальные аспекты работы являются второстепенными, служебными. Главное – завербовать новых членов и расширить влияние. При этом используются все методики, которые известным исследователем деструктивных культов д-ром М.Т. Сингер выделены в качестве модельного комплекса методов контроля мышления и поведения индивида:

А) завоевание контроля над временем человека, особенно над временем мышления в ходе ежедневных обязательных "изучений Библии";

Б) создание ощущения беспомощности у новичка, в то же время обеспечивая его новыми моделями для поведения, "служениями";

В) манипуляция вознаграждениями и наказаниями, привилегиями в иерархической структуре и санкциями;

Г) использование измененных состояний сознания, формируемых на массовых мероприятиях, для кардинальной переоценки прежнего жизненного опыта;

Д) создание плотно контролируемой системы, в которой личность, отступающую от взглядов организации, заставляют чувствовать себя так, словно с ней что-то врожденно неправильно и с чем следует разобраться".

Мнение учёных инкорпорируется и судебной практикой. Так, в Московском решении свидетель Москалев Д.В. показал, каким образом организация вовлекает в свои ряды новых членов, не раскрывая им до вступления запреты и ограничения, налагаемые общиной. Он также пояснил, что в организации используются рекомендуемые методы проникновения в квартиры, навязывания им своих взглядов, советы по психологическому воздействию на людей в целях вовлечения новых адептов. Специалисты в области психологии и психиатрии Метлик И.В., Полищук Ю.И. Кондратьев Ф.В. показали, что используемые организацией методы вовлечения новых членов связаны с воздействием на сознание людей, фактическим принуждением их к выбору рекомендуемой религии. По заключению филолого-психолингвистической экспертизы организация использует в своей деятельности психологические методы контроля над сознанием, сущность которых заключается в задании определенных норм поведения, мышления, эмоционального отношения и получения информации. В судебном заседании эксперт Алексеев К.И. подтвердил сделанные выводы и разъяснил отражение этого метода в текстах литературы, включая обязательные рекомендации и установки организации Свидетелей Иеговы.

В Челябинском решении допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей по ходатайству ответчиков Смирнова А. В., Горина Е. В., Абалмазова С. Ф. подтвердили доводы ответчиков об оказании психологического воздействия. Свидетели Смирнова А. В. и Горина Е. В. пояснили, что такое воздействие они испытали на себе, когда в квартиру Смирновой А. В. трижды приходили люди, называвшие себя Свидетелями Иеговы и предлагавшие литературу религиозного содержания, приглашавшие посетить их собрания. При этом Смирнова А. В. пояснила, что это проповедование велось в настойчивом тоне, а после того, как она заявила о своем нежелании интересоваться этим религиозным учением, женщины, приходившие к ней, отказывались покинуть ее квартиру, пока не выскажут ей то, что считают нужным, физически препятствовали ей закрыть дверь квартиры, убеждали, что ее ожидают неприятности. С таким же настойчивым проповедованием столкнулась Горина Е. В., к которой люди, назвавшие себя Свидетелями Иеговы, подошли на улице, и которая также в течение длительного периода времени не могла убедить их не навязывать ей своего мнения и общения. Кроме этого, Горина Е. В., являющаяся председателем комиссии по правам человека при Губернаторе Челябинской области, пояснила, что в комиссию обращается большое количество жителей города с жалобами на нарушение их прав людьми, называющими себя Свидетелями Иеговы. Горина Е. В. привела пример обращения в комиссию в марте 2000 года Тимошенко С. А., 1984 г. рождения, которая сообщила, что в СПТУ 85, где она проходит обучение, на протяжении двух лет проводятся собрания Свидетелей Иеговы, на которых все чаще появляются 15-16-летние студенты ПТУ, которые воспитываются без родителей. 05 марта 2000 года Тимошенко Е. В. сама присутствовала на собрании, на котором кроме нее было около 70 человек, в том числе подростки от 12 до 16 лет. Как считает сама Тимошенко С. А., одна из проповедниц пыталась оказать на нее "психическое воздействие", после чего ей "было очень плохо, болела голова, временами теряла сознание". Из справки УВД Тракторозаводского района г. Челябинска от 12 мая 2000 года следует, что по указанному выше заявлению Тимошенко С. А. проводится проверка, факт деятельности Свидетелей Иеговы в ПТУ 85 подтвердился.

Здесь полностью проявляется такой признак тоталитарной секты, как смещённая система ценностей. В этом случае имеется в виду, что любые средства, в том числе обман и целенаправленное воздействие, пригодны и оправданы для достижения цели. Также следует оговориться, что "психологическое давление" – категория не только психологическая, но и правовая. Напомним уже приводимое нами в начале исследования Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. N 16-П, прямо предусматривающее, что "Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем, чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п."

Таким образом, подобная деятельность объединения "Свидетели Иеговы" не только аморальна, но и противозаконна.

Рассматривая данную тему, отдельно хочется оговориться о распространённых заблуждениях, существующих в отношении Свидетелей Иеговы как личностей. Приведём некоторые из них:

1. Многие, прочитав критические отзывы о вероучении организации "Свидетели Иеговы", воспринимают её адептов как стопроцентных фанатиков, носящихся по улице и бесцеремонно запугивающих граждан приближением Армагеддона. В результате, увидев сдержанных, рассудительных и улыбчивых свидетелей, многие начинают воспринимать прочитанную ими критику как заведомую ложь и занимают точку зрения сектантов. Ещё раз повторимся, что свидетель Иеговы может проявлять удивительную тактичность и видимое понимание. Не стоит поддаваться на это, так как, как мы уже выяснили, всё это предписано ему в инструкциях с определённой целью.

2. Также возможна и другая неоправданная крайность. Нам не хотелось бы, чтобы свидетели Иеговы предстали в глазах читателей подлыми, лживыми и коварными вербовщиками, готовыми поступиться любыми моральными принципами для достижения своих целей и беззастенчиво манипулирующими людьми. Ещё раз подчеркнём, что всё, что писалось выше, было характеристикой Свидетелей Иеговы как организации, а не отдельных личностей. Возможность сокрытия многих фактов, допустимость обмана при вербовке и технология эзотерического разрыва – всё это предусмотрено учением организации и вытекает из её практической деятельности как реализации этого учения. Но, разумеется, неразумно и некорректно ставить знак равенства между учением как теорией и человеком как личностью.

Конечно, свидетели Иеговы воплощают в жизни всё, чему их учили в организации, однако их мотивы совсем необязательно являются пагубными. Когда рядовой иеговист идёт проповедовать, у него нет цели при этом Вас обмануть. Он делает то, что должен, с его точки зрения, делать. Мы уже неоднократно отмечали, что сектант обязан безропотно выполнять все указания организации независимо от того, согласен ли он с ними. Получив указание, иеговист не оценивает его с точки зрения морали (как мы помним, в организации вообще наложен запрет на критическое мышление). Учитывая количество и настойчивость призывов проповедовать, адепты искренне приходят к выводу, что не могут поступать иначе. "Свидетельствование" становится единственным смыслом и целью их жизни. Заметим, не обман, не вовлечение отдельного человека в организацию как результат деятельности (хотя признаётся, что это лучший из возможных результатов), а проповедование как процесс, сопровождающийся точным исполнением полученных инструкций. Иеговист призывается организацией только к проведению как можно большего числа изучений Библии ("Но окажемся ли мы верными, выполнив свою ответственность проводить порученное нам служение? " – "Организованы проводить наше служение. - С. 111). Сам он искренне может считать, что проповедует только для этого. В процессе же изучения действуют иные методы вовлечения человека в организацию, которые мы уже разбирали.

Исходя из личного общения со свидетелями Иеговы, позволим себе выделить следующие мотивы для проповеди, которые имеются у обычных рядовых иеговистов:

сектанты приводятся к мысли, что обязаны прославлять таким образом имя Иеговы, потому что он так велел. Стоит заметить, они искренне любят Иегову, поэтому готовы выполнять этот приказ со всем рвением, на какое способны;

выполнение всех обязанностей, налагаемых организацией, является единственной возможностью выжить в наступающем конце света;

иеговисты искренне полагают, что людям, которых им удалось завербовать в секту, они спасают жизнь, избавляя их от неизбежного смертного приговора. В приведённой выше цитате из "Организованы проводить наше служение". - С. 85: "Сегодня тем более непременно достигать людей с благой вестью. Конец сегодняшней злой системы быстро приближается. Жизнь всего человечества находится в опасности. Поэтому необходимо, чтобы мы теперь, прежде чем разразится великая скорбь, прилагали интенсивные усилия. Принимаешь ли ты, соответственно личным обстоятельствам, полное участие в служении по домам?"

Вспомним также цитату из "Нашего царственного служения" за ноябрь 2005 г. - С. 4: "Люди будут судимы на основании того, как они откликаются на благую весть. Чтобы не быть виновным в пролитии крови, нам необходимо при любой возможности провозглашать спасительную весть о царстве" Здесь также имеется яркий пример эксплуатации чувства вины. По сути, неучастие в проповеди приравнивается к убийству! Можем себе представить, какое влияние это оказывает на совестливого человека!"

Что же касается лицемерия, действительно, уже отмечалось, отношение иеговистов к людям подчинено одной-единственной цели – цели проповедования и вербовки. Доказательством этому является также и тот факт, что все окружающие люди автоматически априори признаются "нечестивыми", и выходят в сознании иеговистов из этой категории только в случае благожелательной реакции на их проповедь. Кроме этого, в литературе Общества звучат многочисленные призывы проявлять любовь только к Свидетелям Иеговы, запрещая благотворительность в отношении не свидетелей, что отмечается и в заключении Экспертизы № 4: "Показателен и запрет на благотворительность в отношении "внешних", на нужды и потребности которых можно не обращать никакого внимания".

Итак, всё хорошее отношение иеговистов к окружающим направлено исключительно на то, чтобы произвести на вербуемых хорошее впечатление и пробудить у них интерес к проповеди. Но что касается искренности этого отношения самого по себе, здесь возможны варианты. Секта никогда не призывает искренне сопереживать людям, прислушиваться к их аргументам, на самом деле неподдельно интересоваться их делами. В то же время она избегает и таких формулировок, как "казаться", "притворяться", "делать вид" и т.д. Организация использует обтекаемые понятия вроде "говорить о том, что волнует человека", "показать, что ты интересуешься его делами", "дружелюбно улыбаться", "произвести впечатление своим хорошим поведением". То, насколько искренними должны быть эти эмоции и поступки, отдаётся как бы на откуп самому сектанту. В большинстве случаев иеговисты действительно подходят к проповеди как к работе, которую они делают исключительно ради Иеговы, и жертва не интересует их как личность, становясь всего лишь очередной "галочкой в отчёте". Однако людям не чуждо ничего человеческого, и некоторые из них в самом деле заботятся о тех, кому проповедуют, считая своим долгом спасти ему жизнь (как правило, когда речь идёт о близких людях). Ради столь благородного побуждения сектанты считают абсолютно нормальным осторожничать, чтобы не отпугнуть жертву.

Поэтому необходимо помнить, что сектант может просто воспроизводить из лучших побуждений разработанный организацией механизм, сам являясь при этом обманутым и не осознавая, что он оказывается всего лишь винтиком в огромной жёстко централизованной тоталитарной машине.

3. Ещё одним распространенным заблуждением является то, что если человек является членом тоталитарной секты, ему чуждо абсолютно всё, чем живут нормальные люди.

Это распространённая крайность, опровержение которой также может оттолкнуть людей от проявления "здорового скептицизма" при столкновении с сектантами. Да, иеговисты, как мы разбирали, очень сильно отличается по своему образу жизни от обычных людей, но это отличие не может быть стопроцентным. Вспомним советских людей или Германию времён фашизма. Люди также влюблялись, выходили замуж, рожали и воспитывали детей, решали свои бытовые проблемы, общались и отдыхали. Однако никто при этом не отрицает, что в те годы в данных странах господствовал тоталитарный режим. На людях он сказывался в том, что они мыслили только по определённой заложенной в них программе, посвящали всю свою жизнь только одной, заранее определённой цели, соблюдали огромное количество правил и запретов и относились ко всему в мире только так, как им предписывалось (что, как мы уже установили, с точностью воспроизводится в организации). Однако на вид эти люди ничем не отличались от современных. Так и свидетели Иеговы во многом повторяют в нейтральных вещах быт современного человека. Они могут съездить на природу, устроить пикник или дружескую посиделку, поиграть в мяч и заниматься другими невинными увлечениями. Это вполне логично, так как секта заинтересована в притоке новых членов, и её руководство понимает, что если запретит своим адептам столь естественные для человека вещи, ей не удастся привлекать и удерживать в организации новичков. Поэтому необходимо помнить, что подобные проявления естественны для людей, и то, что адепты это делают, не является заслугой организации. Более того, у иеговиста остаётся гораздо меньше времени на отдых, чем у обычного человека. Просто любой контроль, каким бы сильным не был, имеет рамки, и здесь мы встречаемся как раз с вписывающейся в эти рамки нормой дозволенного.

4. Последнее заблуждение сводится к тому, что многие считают, что если возможность выжить в Армагеддоне сводится только к факту членства в секте, свидетели Иеговы вообще не считают нужным вести нравственный образ жизни и проявлять положительные качества, так как спасение им гарантировано. В результате некоторые люди считают иеговистов абсолютно аморальными и смотрят на них свысока, как на людей, абсолютно не понимающих, как на самом деле надо жить. Иногда эта точка зрения о заведомой неполноценности свидетелей Иеговы приводит к агрессии против них и к ущемлению прав лиц, исповедующих данную религию, чего ни в коем случае нельзя допускать.

Наши рекомендации