Программы подкрепления и жетонная система

Позитивное подкрепление — главный метод изменения поведения в прикладных окружающих средах. Программы позитивного подкрепления можно использовать как

для усиления желательного поведения, так и для ослабления нежелательного. Второй цели можно достичь, положительно подкрепляя альтернативные, или несовместимые виды поведения (Kazdin, 1994). Консультанты могут создавать программы позитивного подкрепления сами или с помощью значимых других (в этом случае применять про­грамму вознаграждения целесообразнее значимым другим, а не консультантам).

Хосфорд (Hosford, 1969) отмечает, что любая программа консультирования, вклю­чающая в себя оперантные процедуры подкрепления, должна состоять из четырех ос­новных элементов. Во-первых, подкрепление должно быть достаточно мощным для того, чтобы побуждать клиентов продолжать осуществление желательного поведения. Во-вторых, подкрепление должно применяться систематически. В-третьих, связь меж­ду демонстрацией желательного поведения и применением подкрепления должна быть достаточно четкой. В-четвертых, консультанты должны быть способны выявить то по­ведение, которое они планируют поддерживать. Особенно важно, чтобы при возникно­вении желательного поведения подкрепление, связанное с этим поведением, осуще­ствлялось немедленно, иначе его эффект может быть ослаблен. Приобретение жела­тельного поведения может быть следствием подкрепления либо элементов данного поведения, либо связанных с ним вариантов поведения. В таких случаях можно добить­ся желательного поведения посредством последовательного приближения. Консуль­танты могут использовать непрерывное подкрепление, чтобы изначально закрепить данное поведение. Впоследствии они могут использовать прерывистое подкрепление, так как сопротивление угасанию тем больше, чем меньшее количество реакций под­крепляется.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкреп­ляющих стимулов) или косвенно (с помощью символов, которые могут позже быть обме­нены на подкрепляющие стимулы). Кроме того, подкрепление может быть опосредован­ным, когда клиенты наблюдают за моделями — людьми, которые получают награду за желательное поведение. Примером прямого подкрепления является использование Сэн-борном и Шустером (_Sanborn, Schuster, 1969) конфет для подкрепления желательного поведения неуспевающих учеников, посещающих дополнительные занятия по чтению. Например, первому ученику, который садился за парту, давали конфету, говоря: «Это за то, что ты сел на место». По мере прогрессирования учеников их стали вознаграждать за другие виды поведения.

Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведе­ние. Например, помещенные в больницу пожилые люди могут получать социальную награду — внимание — за зависимое и беспомощное поведение, в то время как незави­симое поведение нередко оказывается невознагражденным (Baltes, 1988). При работе с такими находящимися в больнице пожилыми людьми осуществление программы по­зитивного подкрепления должно способствовать повышению вероятности возникно­вения у пациентов соответствующих независимых реакций.

Жетоны — это вещественные условные подкрепляющие стимулы, которые могут быть обменены на такие резервные подкрепляющие стимулы, как право участия в ка­ких-либо специфических видах деятельности, ценные призы, лакомства и т. п. Програм­мы жетонного подкрепления должны включать в себя четкие правила обмена, опреде­ляющие, какое количество жетонов требуется для получения резервных подкрепляющих стимулов (Wilson, 1989). Жетонные системы, или программы жетонного под­крепления, применялись при работе со школьниками, преступниками и пациентами, находящимися в больнице. Применение жетонных систем при обучении детей, занима­ющихся в начальных и средних классах, привело к повышению успеваемости учеников при освоении ими навыков чтения, письма и счета (Kazdin, 1989). При испытании од­ной американской программы ученики первого класса получали определенное количе­ство очков за свои успехи. Полученные очки дети могли обменивать на призы, цен­ность которых варьировалась от 0,05 до 1,50 долларов (эти призы можно было полу­чить в «магазине хорошей учебы», организованном в классе) (Breyer, Alien, 1975). О'Лири и Драбман сделали обзор программ, в которых используется символическое подкрепление во время учебных занятий. Как отмечают исследователи, различные ис­следования показывают, что при применении программ жетонного подкрепления су­щественно уменьшается выраженность проявлений дурного поведения (O'Leary, Drab-man, 1971, p. 385).

Каздин и Бутцин (Kazdin, Bootzin, 1972) предполагают, что за удалением символи­ческого подкрепления обычно следует угасание желательного поведения. Они счита­ют, что следует планировать генерализацию, а не полагаться на случайные последствия применения жетонной системы. Сопротивление угасанию можно увеличивать следую­щим образом: обучать такому поведению, которое будет подкрепляться и после завер­шения обучения. Можно поступать и по-другому: постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, предлагая при этом некоторую замену подкреплению, например похва­лу. Сохранения поведенческих достижений можно также добиться посредством поощ­рения клиентов использовать самоподкрепление (клиенты выдают самим себе подкреп­ляющие стимулы, зависящие от степени осуществления желательного поведения).

Программы подкрепления и жетонная система могут включать в себя сотрудниче­ство со значимыми другими из окружающей среды клиентов и их обучение. Например, консультанты могут посчитать необходимой работу с преподавателями или родителя­ми с целью создания процедур подкрепления для отдельных детей или для детских групп. Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, кото­рые, по их словам, они пытаются устранить. Обучение навыкам эффективного подкреп­ления подразумевает как теоретическую учебу, так и соответствующую практику. Кро­ме того, консультантам следует поддерживать преподавателей и родителей и направ­лять их в нужном направлении, когда те пытаются применять полученные на занятиях навыки в обстановке реальной жизни.

Наказание

Голдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison, 1976) отмечают, что существуют три основные процедуры наказания. Применение каждой из этих процедур позволяет сни­зить частоту возникновения определенного вида поведения. Эти процедуры следую­щие: предъявление аверсивного события, тайм-аут и использование издержек реакции. Выражение гнева, избиение, угрозы, применяемые при осуществлении индивидом нежеланого поведения, — все это аверсивные события, которые могут понизить вероят­ность повторения данного поведения.

Тайм-аут — это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомен­дуют использовать при работе с детьми, имеющими «взрывной» характер. Тайм-аут предполагает удаление клиентов из ситуаций, в которых они могут получить подкреп­ление. Например, поведение ребенка в классной комнате, нацеленное на привлечение внимания, может подкрепляться вниманием преподавателя и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недоступным, когда ребенка заставляют покинуть класс­ную комнату на какой-то период времени. Процедуры тайм-аута подразумевают четкое инструктирование и адекватное предупреждение клиентов о том, что процедура тайм-аута индуцируется нежелательным поведением. Если же сделанное предупреждение остается без внимания, применять тайм-аут следует систематически и бесстрастно. Немерофф и Кароли, отмечают: «Наиболее эффективные программы работы с детьми включают в себя использование тайм-аута продолжительностью от 5 до 20 минут; если же дети очень маленькие, может быть эффективным тайм-аут продолжительностью от 1 до 5 минут» (Nemeroff, Karoly, 1991, p. 150).

Использование издержек реакции подразумевает удержание некоторой доли со­бранных клиентом подкрепляющих стимулов тогда, когда клиент демонстрирует неже­лательное поведение. Например, клиентов, по отношению к которым применяется же-• тонная система, могут лишить части жетонов. Так же как и другие процедуры наказа­ния, данная процедура должна применяться в сочетании с позитивным подкреплением желательного или альтернативного поведения.

Наши рекомендации