Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.
3. Высокий уровень способностей человека к определенной деятельности определяется термином
1) талант.
2) одаренность.
3) гениальность.
4) задатки.
Ответ: 1.
4. Высочайший уровень одаренности:
1) талант.
2) одаренность.
3) гениальность.
4) задатки.
Ответ: 3.
5. Гениальная личность способствует прогрессивному развитию общества благодаря:
1) таланту.
2) одаренности.
3) гениальности.
4) творчеству.
Ответ: 4.
Самоконтроль по ситуационным задачам.
1. Примите участие в споре двух мыслителей эпохи Просвещения и определите свое отношение к спору.
К.Гельвеций: «Все люди с обыкновенной нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями».
Д.Дидро: «Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей. Их готовы отдать Вам на воспитание по Вашей системе. Скажите мне, сколько из них Вы сделаете гениальными людьми? Почему не все пятьсот?»
Ответ:Каждый из родившихся имеет наследственные характеристики, например, задатки, которые определяют особенности развития человека.
2. Путем включения в таблицу осуществите вероятностную классификацию следующих проявлений мотивации учения школьника:
1) склонен задавать учителю вопросы, стремясь получить дополнительные сведения по изучаемому материалу.
2) часто интересуется отношением товарищей к выполненному им заданию.
3) проявляет интерес к анализу собственных ошибок.
4) решает задачи, чтобы показать, что он не хуже других.
5) учится по причине хорошего понимания общественной значимости учения.
6) испытывает удовольствие от оказания помощи товарищам в выполнении заданий.
7) справившись с задачей, ищет другие способы ее решения.
с удовольствием берется за новые задачи и задачи повышенной трудности.
учится ради одобрения родителей.
8) выполняет задания, чтобы избежать неприятностей.
Мотивы учения | ||||
Познавательные | Социальные | |||
Широкие познавательные | Учебно-познавательные | Широкие социальные | Узкие социальные | |
Ответ: В 1-ю колонку добавим проявление «склонен задавать учителю вопросы, стремясь получить дополнительные сведения по изучаемому материалу», во 2-ю — «проявляет интерес к анализу собственных ошибок», в 4-ю — «часто интересуется отношением товарищей к выполненному им заданию», «решает задачи, чтобы показать, что он не хуже других» и «выполняет задания, чтобы избежать неприятностей».
Перечень практических умений по изучаемой теме.
Умение использовать знание теоретических позиций для решения практических задач; владение теоретическими знаниями и практическими умениями для оценки одаренности.
Рекомендации по выполнению НИРС.
1. Психология одаренности.
2 Психология таланта.3. Психология гениальности.
Рекомендованная литература по теме занятия
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1.Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
1. Тема №18 «Человек как личность»
2. Формы работы:
- Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка с использованием лекции и основной литературы.
Анализ литературных источников по теме «Человек как личность»
- Подготовка материалов по НИРС.
Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.
1. Что такое направленность личности?
2. В чем схожи, а чем различны понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»?
3. Какие 16 шкал присутствуют в факторном анализе, разработанным Кэттелом?
4. Почему нет единого определения понятия «личность»? Какие определения Вы знаете?
4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.
1. Теории личностых черт пытаются описывать личность человека на основании:
1) его физической конституции.
2) тех моделей, которым он подражает.
3) факторов, контролирующих его поступки.
4) Я-концепции.
Ответ: 2, 4.
2. Бихевиористы рассматривают личность как результат:
1) постижения им последствий своего поведения.
2) когнитивной интерпретации различных ситуаций.
3) конфликтов между подсознательными силами и реальностью.
4) научения.
Ответ: 4.
3. По А.Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на своидание или потребность любой ценой вызвать восхищение, бывают следствием:
1) чувства неполноценности.
2) комплекса неполноценности.
3) комплекса превосходства.
4) синдрома отличника.
Ответ: 3.
4. Архетипы, по К.Г. Юнгу, принадлежат:
1) к коллективному бессознательному.
2) к идеальному «Я».
3) к ожидаемому «Я».
4) к реальному «Я».
Ответ: 1.
5. Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана:
1) с самоуважением.
2) с комплексом превосходства.
3) со способностью любить.
4) со способностью к самоактуализации.
Ответ: 4.