Начало поста и установление его в Священном Писании
Начало поста. Пост в раю
Само установление поста восходит к ветхозаветным временам, когда Господом в раю первым людям дана была заповедь поста: « И заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2,16-17).
Пост дан был прародителям в раю с целью воздержания и послушания воле Божьей, для усовершенствования в добродетелях, началом и фундаментом которых он и является, возвышая духовную сторону над телесной.
Но прародители подпали под влияние искусителя и нарушили заповедь Божию о посте, «вкусили запретный плод». И изгнан «бысть Адам от райския сладости, снедию горькою в невоздержании, — говорится в одном из церковных песнопений, — заповеди не сохранив Владычни, и осудися делати землю, от неяже взят бысть сам, потом же многим ясти хлеб свой...».
Мы видим, как гибельно невоздержание и как дорого за него заплатил наш Праотец. И потому Святая Церковь, напоминая всем нам, потомкам Адамовым, это событие в последний день Масленицы — в Прощеное Воскресение, вразумляет нас быть послушными Богу, удаляться невоздержания, любить пост: «Тем же мы возлюбим воздержание, да не вне рая возрыдаем, яко же он; но в него внидем». Пробуждая в нашей душе сострадание, как бы поставляет нас прямо у рая рядом со злополучным изгнанником:
«Седе Адам прямо рая, и, оплакивая наготу свою, рыдаше: увы мне! — лукавою прелестию обманутому и окраденному, и лишенному славы. Увы мне! Прежде я наг был ради невинности, а теперь не знаю, что мне делать. О рай! Я уже не буду наслаждаться твоею сладостию, я уже не буду зреть Господа Бога и Создателя моего: я должен возвратиться в землю, из нея же взят бых, Милостиве и Щедре! Вопию Ти: помилуй мя падшего» (Суббота Сырной седмицы вечера, стихира на «Господи, воззвах», глас 6-й).
А вслед за Адамом так вопиет каждый потомок его, целое человечество: «Рыдаю и плачу душею, и очесем ищу множество слез, егда воззрю и познаю мою наготу, юже имею от преступления» (Неделя сырная, канон, песнь пятая).
И через эти вопли и стоны взор кающегося грешника снова устремляется к раю, из которого изгнан, скорбь разрывает сердце, и моление становится еще сильнее и умилительнее. И Господь не оставляет свое любимое творение и говорит: «обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и сожалеет о бедствии.... Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедайте исцеление» (Иоил. 2, 12-13, 15). «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью... лучше,... нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и очищает всякий грех» (Тов. 12, 8-9) — назидает Господь, указывая путь, путь поста и послушания.
Пост в Ветхом Завете
Ветхозаветные сыны и дочери Божьи, которые услышали сей призыв, уразумели, что возвратиться в рай можно лишь тем путем, с которого однажды сошли наши прародители, поэтому пророки всегда учили и напоминали Израилю, что внешний пост без истинного покаяния и обращения ни к чему не приведет. Из сказанного выше мы видим, что пост есть установление Божье, «дар древний, не ветшающий, не стареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте».
Для понимания важности поста в жизни святых праведных людей в Ветхом Завете мы можем найти великое множество примеров и видеть, сколь часто они все важные моменты своей жизни предваряли постами. Вот часть этих примеров:
«Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей» (Исх. 24,18), «и пробыл там Моисей пред Господом сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (Исх. 34, 28).
«И взошли все сыны Израилевы и весь народ, и пришли в дом Божий [Вефиль]: и плакали там пред Господом, и постились в тот день даже до вечера» (Суд. 20, 26).
«И собрались в Массифу, и черпали воду и проливали пред Господом на землю; и постились в тот день и говорили: согрешили мы пред Господом» (1Цар. 7, 6).
«И взяли кости их [Саула и сынов его] и погребли их под дубом в Иависе, и постились семь дней» (1 Цар. 31, 13).
«Клялся Давид, говоря: то и то да сотворит со мною Бог, если, пока не зайдет солнце, вкушу хлеба или иное что»(2 Цар. 3, 35).
«И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле» (2 Цар. 12, 16).
«И боялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее» (2 Пар. 20, 3).
«И объявил я там пост юношам пред Господом Богом нашим, чтоб испросить от Бога благополучного пути нам и спутникам нашим, и детям нашим, и скоту» (2 Ездр. 8, 49).
«Как услышал я эти слова, сел и плакал, и печален был много дней, и постился и молился пред лицем Бога Небесного» (Неем. 1, 4).
«И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля, и смирили души свои в посте и молитвах.... И Господь услышал голос их, и призрел на скорбь их; во всей Иудее и Иерусалиме народ много дней постился пред святилищем Господа Вседержителя» (Иудифь 4, 9 — 13). «Иудифь возложила на чресла свои вретище...Она постилась все дни вдовства своего» (Иудифь 8, 5-6).
«Поститесь ради меня, не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я со служанками моими буду также поститься» (Есф. 4, 16) — заповедала Есфирь иудеям.
«Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою» (Пс. 34, 13); «Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради» (Пс. 108, 24).
«В пятый год Иоакима... царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицем Господа всему народу в Иерусалиме, и всему народу, пришедшему из городов Иудейских» (Иер. 36, 9).
«В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило во уста мои» (Дан.10, 2-3).
Как видим, пост для ветхозаветных праведников был опорой, посохом неразлучным, с которым они проходили по жизненному пути, был для народа Израиля критерием религиозного благочестия, способствовал нравственной чистоте, совершенству и святости.
В Ветхом Завете пост содержался во все времена:
во дни Моисея, во времена судей (Суд. 20,26), царей (1 Цар. 7,6) и после плена Вавилонского (1 Езд. 8.21).
Посты были частные и общественные.
Соблюдались они с особой строгостью не только в воздержании от пищи, но и даже от всех чувственных потребностей. Постящиеся уничижали себя, одевались во вретища, сетовали в стенании, исповедовали грехи (Дан.9-36), занимались благотворением (Зах.7,5,9,10); синагоги наполнялись плачем, воплями, печалью, растворённой покаянием (Иоил. 1:14; 2:12; Дан. 10,2; 3 Ездр. 5,20; Исход 34,28; Лев. 16,29). О постах общественных упоминается в Библии: Зах.7,3-5;8,19; 1Мак. 11,47; 2 Мак. 12,12. О частных постах также есть указания: Товит 12,8; 1 Цар. 1,11; Суд. 13,14; 1Цар.1,8. Пост сохраняли не только члены Церкви ветхозаветной, но даже и язычники. Так, Сам Господь в пример всем кающимся приводит ниневитян: «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища от большого из них до малого» (Иона 3, 5); «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись [пребывая в посте] от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф.12,41).