Понятие и предмет криминалистической тактики
Следует заметить, что термин "тактика" пришел в криминалистический оборот из военной науки. Военная тактика изучает объективные закономерности боя и разрабатывает пути и средства, формы и приемы борьбы, наиболее соответствующие конкретной обстановке в данный момент и обеспечивающие успех. В самом общем смысле данный термин обозначает совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.
Криминалистическая тактика является одним из разделов криминалистики, подходы к определению понятия и предмета которой формировались на протяжении всей истории развития данной науки.
В советской криминалистике одно из первых определений криминалистической тактики было дано Е.У. Зицер в 1938 г., который обозначил ее как систему приемов предварительного следствия, дающую возможность на основе изучения особенностей каждого конкретного следственного дела наиболее эффективно и с наименьшей затратой сил и средств реализовать в этом деле требования права.
Достаточно широкие границы в содержании данного термина устанавливал И.Н. Якимов, полагавший, что в тактику составной частью входит и "методология" расследования отдельных категорий преступлений. С учетом этого подхода во втором учебнике по криминалистике 1929 г. раздел "Методология" был включен им в тактику, в связи с чем в учебнике выделены лишь два самостоятельных раздела: техника и тактика*(94).
Давая определение тактики, именуя ее следственной, А.Н. Васильев полагал, что тактика как часть криминалистики есть система тактических приемов, разработанных на основе специальных наук, главным образом логики, психологии, научной организации труда, а также обобщения следственной практики для применения логических методов познания, формирования психологии отношений следователя с участниками следственных действий, организации планомерного расследования преступлений в целях эффективного собирания доказательств в соответствии с нормами УПК РФ*(95).
Достаточно устоявшимся в криминалистике считается определение криминалистической тактики, которое было дано Р.С. Белкиным, рассматривающим ее как "систему научных положений и разрабатываемых на ее основе рекомендаций по организации и планированию предварительного и судебного следствия, определению линии поведения лиц, осуществляющих судебное исследование, и приемов проведения отдельных процессуальных действий, направленных на собирание и исследование доказательств, на устранение причин и условий, способствующих совершению и сокрытию преступления"*(96).
Следует отметить, что включение в определение криминалистической тактики вопросов организации и планирования предварительного и судебного следствия с учетом выделения раздела основы организации расследования не объективно.
Криминалистическая тактика как самостоятельный раздел науки криминалистики представляет собой систему научных приемов и рекомендаций, созданную в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством на основе обобщения практики борьбы с преступностью, активного приспособления к ее нуждам данных различных наук, приемов, разработанных с учетом максимального применения криминалистической техники и призванных способствовать успешному осуществлению поисково-познавательной деятельности в уголовном судопроизводстве.
Таким образом, в предмет криминалистической тактики входят: наиболее рациональная линия поведения следователя (оперативного работника, судьи) в условиях конкретной следственной ситуации, сложившейся по делу; умелое и наиболее эффективное проведение конкретных следственных и судебных действий, в том числе некоторых действий в стадии возбуждения дела (с учетом конкретных рекомендаций о необходимых способах и приемах их выполнения); закономерности тактического воздействия на субъектов уголовного судопроизводства, а также все средства и приемы тактического арсенала следователя.