Стадии индивидуальной беседы
1-я стадия | Структурирование, достижение взаимопонимания (структурирование ситуации определяет тему взаимодействия психолога с клиентом, дает информацию о его возможностях, решает проблему установления контакта) |
2-я стадия | Сбор информации по теме, решение вопроса об идентификации потенциальных возможностей клиента (причина прихода, видение своей проблемы, возможности ее решения) |
3-я стадия | Выяснение желаемого результата. Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть, что произойдет, когда будет достигнут желаемый результат, дает рекомендации |
4-я стадия | Выработка альтернативных решений, исследование личностной динамики клиента |
5-я стадия | Обобщение предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Психолог предпринимает попытки изменить мысли, действия и чувства клиента в повседневной жизни |
В процессе беседы одна сторона предлагает сюжет, темп, ритм, скорость, содержание, другая – с большим или меньшим согласием принимает предложение. Если вы обмениваетесь мыслями и видением с партнером, то ваши глаза должны улавливать тончайшие изменения его микромимики.
Беседы могут быть различными: целыми или обрывочными; фокусированными и нефокусированными; воспитательными и обыденными; удачными и неудачными и т.п.
У каждого сотрудника пенитенциарного учреждения вырабатываются свои привычки и установки ведения бесед с осужденными. Каждый из осужденных, в свою очередь, вырабатывает более или менее сознательную систему самозащиты от всего, что исходит от персонала учреждения (опасности, соблазна, боязни зависимости и т.п.). Система самозащиты осужденных часто основывается на советах окружающих: «не раскрывайся перед администрацией»; «если нужно отвечать, то говори много, но не по существу». Нередко такого рода маскировка превращает беседы в разговоры с глухонемыми.
К сожалению, иногда проведение индивидуальной беседы с осужденными частью персонала учреждения воспринимается как необходимая служебная функция или, в лучшем случае, как умение вызывать на разговор. Однако процедура ведения даже самой простой беседы довольно сложная.
Затрудняет проведение беседы проявление осужденным признаков болезненно ранимого самолюбия, неверия в будущее, смирения перед унижением. Все это приводит к возникновению подозрительности, поэтому первая задача проводящего беседу – добиться интереса и доверия: чаще улыбаться, знать имя и отчество, поздравить с днем рождения или другим важным событием, знать приемы обаяния (Д. Карнеги, 1991).
При оценке поведения осужденного во время беседы необходимо учитывать четыре важных фактора:
1) наличие интереса к беседе;
2) реакцию;
3) внимательность;
4) проявление самоконтроля:
а) взгляд на часы, нетерпеливая зевота;
б) сосредоточенность или рассеянность;
в) поверхностный интерес;
г) малая подвижность или высокая;
д) концентрация внимания (рассеянность, беспокойство в движениях, частое переключение внимания с предмета беседы на другое).
Любая индивидуальная беседа проводится с соблюдением ряда правил:
1. Поставьте перед собой конкретные задачи.
2. Заранее составьте план беседы.
3. Определите время, необходимое для достижения поставленной цели.
4. Выберите место и время проведения беседы с учетом особенности личности осужденного.
5. Прежде чем начать беседу с осужденным, создайте атмосферу взаимного доверия.
6. От начала до конца беседы придерживайтесь основного направления, ведущего к намеченной цели.
7. Будьте на высоте положения.
8. Зафиксируйте полученную информацию.
9. Прекращайте беседу после выполнения намеченной цели.
При проведении беседы с осужденным изберите тактику индивидуальной беседы:
1. Создайте с самого начала атмосферу доверительности.
2. Вопросы задавайте в корректной форме, чтобы они не выводили осужденного из равновесия.
3. Будьте объективны, исключайте иронию и грубость.
4. В ходе беседы не делайте письменных пометок.
5. Проявляйте (даже внешне) готовность оказать помощь в решении волнующих вопросов.
6. Справки, уточнения делайте со ссылками на нормативные источники и соответствующие документы.
7. В присутствии осужденного наметьте конкретные мероприятия, необходимые для решения возникшей проблемы.
8. Поставьте осужденного в известность о том, что ваши выводы предварительны и требуют дальнейшей проработки или же они окончательны.
9. Обоснуйте, что необходимо сделать осужденному и в какой последовательности, в какие сроки и когда он должен снова прийти на беседу.
10. Сформулируйте результаты беседы. Акцентируйте внимание осужденного на пунктах, по которым достигнуты взаимопонимание и договоренность, что должно вызвать у него состояние удовлетворенности (В.Г. Деев, А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев, Е.Н. Казакова, 1997).
Осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, часто не имеют возможности выговориться, как правило, у них нет «исповедника». Осужденному кажется, что если он выговорится, ему станет легче.
Осужденному нужно покаяться, поэтому в местах лишения свободы необходимы священник, психолог, которые больше слушали бы и меньше говорили.
Успешность индивидуальной беседы зависит от степени контакта между беседующими. При этом для сотрудника очень важно:
а) понять позицию осужденного, его отношение к беседе;
б) проявлять склонность к сотрудничеству, например, в знаках расположения к осужденному (оживление, улыбка, приветливость, внимание, снисходительность к ошибкам).
Контакт устанавливается быстрее, если осужденный является «заказчиком» беседы, то есть заинтересован в ней. Если он не заинтересован, вероятна реакция противодействия, самозащиты: грубый отказ, отговорки без поводов, безразличие.
В каждом человеке сосуществуют одновременно «родитель», «взрослый» и «ребенок» (Э. Берн).
Если человек проявляет уверенность в себе, в своей правоте, осознает свое превосходство и право наказывать других за проступки, в нем говорит «родитель» (безапелляционный тон). Он предпочитает, чтобы партнер ответил ему с позиции «ребенка», и наоборот. Большинство людей не любит, когда к ним обращаются с позиции «родителя».
Если человек демонстрирует деловое, разумное и всегда спокойное отношение к происходящему, стремится быть с окружающими на равных, то он выступает в роли «взрослого». Он предпочитает, чтобы ему отвечали с позиции «взрослого».
Существует только один путь убедить кого-либо что-то сделать – это заставить другого захотеть это сделать, чтобы он нашел в задаче что-то полезное и для себя, а не только для вас, тогда он возьмется за ее осуществление.
Не начинайте с заявлений: «Сейчас я тебе докажу». Это все равно что сказать: «Я умнее тебя».
Не начинайте беседу с вопросов, по которым вы расходитесь, а начинайте с вопросов согласия. Заставьте собеседника говорить «да», удерживайте от «нет». Старайтесь, чтобы люди с удовольствием делали то, что вы хотите.
Признаками доверительных отношений служат: стремление беседовать без лишних свидетелей с глазу на глаз, ожидание от сотрудника понимания, поддержки и даже сочувствия, уверенность в конфиденциальности, психологическая раскованность, внешне проявляющаяся в мышечном тонусе, позе, адекватном восприятии шуток.
Важнейшими качествами сотрудника, способствующими достижению контакта, являются: умение располагать к себе, доброжелательность, корректность, тактичность и умение слушать.
Итак, беседа сложна, психологически насыщенна. Важно уметь говорить, но важнее слушать, завоевав доверие. Улавливать, что говорят, а не как говорят (в беседах используется 25% способности слушать).