Схема. Основные этапы формирования сильной организационной культуры
Выделение стратегии развития организации, ценностей. Управление персоналом конечной целью всегда имеет повышение отдачи от людей, работающих в организации. Управление организационной культурой не является исключением. Для того, чтобы культура «работала» на повышение эффективности организации, она должна поддерживать организационную стратегию и миссию. Эта работа направляется высшим руководством и требует глубокого понимания не только экономики и стратегического менеджмента, но и основ организационного поведения и психологии управления.
Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам организации как: маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии, как общей цели организации. Примеры ключевых целей организации представлены в таблице.
Функциональная подсистема | Ключевая цель |
Маркетинг | выйти на первое место по продаже продукции на рынке |
Персонал | обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе |
менеджмент | определить критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов |
НИР | завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции |
Таблица. Примеры ключевых целей организации
Миссия организации является глобальной целью функционирования компании, объединяя все ключевые цели по подсистемам, дает представление о назначении организации, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом. Центральный момент миссии – это ответ на вопрос: какова главная цель организации? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей и в настоящий момент и в перспективе. В качестве примера можно привести миссию компании «Форд» - как предоставлению людям дешевого и надежного транспорта. В ней четко обозначена область деятельности компании – транспорт, потребители продукции – люди, а также ориентация на широкий круг потребителей.
«В своей книге «Моя жизнь. Мои достижения» Генри Форд сформулировал цель и принципы компании: «Цель моя состояла в том, чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, причем в отношении суммарной прибыли я полагался на размеры сбыта. Равным образом, цель моя в процессе такого производства – уделять максимум заработной платы, иначе говоря, сообщать максимальную покупательную способность».
Формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику всей деятельности компании.
Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, т.к. в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направлены усилия и какие ценности будут при этом приоритетны. Поэтому в миссии не принято указывает в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что ее получение является важнейшим фактором жизнедеятельности организации. Но прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе.
В разработке стратегии развития организации один из важных моментов занимает взаимосвязь будущей стратегии развития и существующей системе управления персоналом. В таблице представлена взаимосвязь стратегии развития организации и специфики системы управления персоналом.
Тип стратегии | Требуемые характеристики | Система управления персоналом | ||
Предпринимательская стратегия | ||||
Принимаются проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех потребностей заказчика. В центре внимания – быстрое осуществления ближайших мер – даже без соответствующей детальной проработки. | Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Важно, чтобы ведущие сотрудники не менялись. | 1. Отбор и расстановка кадров: поиск людей, способных идти на риск и доводить дело до конца. 2. Вознаграждения: на конкурентной основе, беспристрастные по возможности – удовлетворяющие вкусам работников. 3. Оценка: основывается на результатах, не слишком жесткая. 4. Развитие личности: неформальное ориентированное на наставника. 5. Планирование перемещений: в центре интерес служащих. Подбор рабочего места, соответствующего интересам работника. | ||
Стратегия динамического роста | ||||
Степень риска – меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Политика фирмы и процедуры фиксируются письменно, поскольку они здесь необходимы и для более детального контроля и как основа дальнейшего развития фирмы. | Работники должны быть организационно закреплены: должны обладать гибкостью в изменяющихся условиях, быть проблемно-ориентированными и работать в тесном сотрудничестве с другими. | 1. Отбор и расстановка кадров: поиск гибких и верных людей способных рисковать. 2. Вознаграждения: справедливые и беспристрастные. 3. Оценка: основывается на четко оговоренных критериях. 4. Развитие личности: акцент на качественном росте уровня в области деятельности. 5. Планирование перемещений: учитываются реальные сегодняшние возможности и разнообразные формы служебного продвижения. | ||
Стратегия прибыльности | ||||
В центре внимания – сохранение существующего уровня прибылей. Усилия, требующие финансовых затрат – скромные, возможно прекращение найма. Управленческая система хорошо развита: действует обширная система различного рода процедурных правил. | Внимание на критерии количества и эффективности; сроки – кратковременные; результаты – при относительно низком уровне риска и минимальном уровне организационной закрепленности. | 1. Отбор и расстановка кадров: чрезвычайно жесткий. 2. Вознаграждения: основываются на заслугах, старшинстве и внутрифирменных представлениях о справедливости. 3. Оценка: узкая, ориентированная на результат. 4. Развитие личности: акцент на компетентность, эксперты в узкой области. | ||
Ликвидационная стратегия | ||||
Продажа активов, устранение возможностей убытков; в будущем – сокращение работников. Почти или вовсе не уделяется внимание попыткам спасти организацию, поскольку ожидается дальнейшее падение прибылей. | Требуются работники на короткое время, узкой ориентации, без большой приверженности фирме. Особой потребности в кадрах нет. | 1. Набор персонала: маловероятен из-за возможного сокращения штата. 2. Вознаграждения: основаны на заслугах, медленнорастущие, без дополнительных стимулов. 3. Оценка: строгая, формальная, основывается на управленческих критериях. 4. Развитие, обучение: ограничено, основано на производственной необходимости. 5. Продвижение: те, кто имеют требуемые навыки имеют возможность продвижения. | ||
Стратегия круговорота (циклическая) | ||||
Основное – спасти организацию. Меры по сокращении. Затрат и персонала осуществляются с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу. | Работники должны быть гибкими в условиях изменений, ориентироваться на большие цели и дальние перспективы. | 1. Набор персонала: требуются разносторонне развитые работники. 2. Вознаграждения: система стимулов и проверки заслуг. 3. Оценка: по результату. 4. Развитие, обучение: большие возможности, но тщательный отбор претендентов. 5. Продвижение: разнообразные формы. | ||
Таблица. Взаимосвязь стратегии развития организации и специфики системы управления персоналом