Психологическое самообразование. Вопросы для обсуждения и размышления
Вопросы для обсуждения и размышления
1. В психологических исследованиях и опытным путем было установлено, что при комплектовании экипажа космического корабля нельзя ориентироваться только на взаимную симпатию. Но и производить набор экипажа только на основании их профессиональной компетентности также нельзя.
Какие критерии отбора для экипажа корабля вы бы предложили? Каких дополнительных качеств у членов группы требует длительная изоляция от других людей?
2. Психолог А.В.Петровский утверждает, что «социально-психологический облик группы первичен, черты ее лидера вторичны».
Можно ли безоговорочно согласиться с данным утверждением?
3. Специальные исследования показали, что большая часть подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, находится в изоляции в своем классе.
На какие выводы наводят эти данные?
5. Как вы полагаете, может ли (со-бытийная) общность превратиться в социальное объединение (формальную организацию) и наоборот? Каковы возможные причины и условия этого? Подберите известные примеры такого превращения.
Литература для чтения
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М., 1988.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М., 1988.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом, процессе. М., 1991.
Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1988. №6.
Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопр. психологии. 1990. №3.
Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.
Глава 6. СОЗНАНИЕ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Категория сознания в философии и психологии
· Сознание как философско-научная проблема
· Бытие (онтология) сознания
· Сознание как осознанное социальное бытие
· Практика сознания как предмет психологического анализа
В каком «пространстве» существует сознание? Почему сознание следует искать в системе социальных связей и отношений? В чем источник многомерности сознания? Что такое практика сознания как особый опыт сознания?